Достопримечательное место «Щелоковский хутор»:
основные этапы развития.
Научные основы проектирования зоны исторической городской деревянной застройки на территории архитектурно-этнографического Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья[1]
Деревянное зодчество Нижегородского края – одно из наиболее выдающихся и самобытных проявлений строительной культуры наших предков. К настоящему времени накоплен значительный опыт исследования и реставрации памятников народного зодчества в рамках реализации проектов, направленных на сохранение и воссоздание традиционного историко-культурного ландшафта поселений Нижегородского Поволжья. На протяжении второй половины ХХ века ведущие этнографы, архитекторы-исследователи и реставраторы постоянно обращались к изучению традиционных форм крестьянского жилища различных районов области. В полевых экспедициях собирался и фиксировался уникальный материал, тщательно обследовались различные типы жилых и хозяйственных построек. Практическим результатом этой работы стало создание единственного в области архитектурно-этнографического музея под открытым небом – Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (далее – Музей).
Музей расположен в лесопарковой полосе "Щелоковский хутор" и существует уже более 30 лет. В настоящее время – это памятник природы, который входит в границы города и представляет собой обширный лесной массив, пересеченный каскадом из трех искусственных прудов. Сам музей занимает живописный участок леса, разделенный двумя глубокими оврагами.
Музей относится к типу транслоцированных музеев (музеев-скансенов), которые формируются за счет памятников, вывозимых из населенных пунктов региона.
Основной этап формирования Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья пришелся на 1970-е – 80-е годы. В основу генерального плана музея был положен принцип
этнического зонирования [2]. В соответствии с анализом крестьянского жилища различных районов области выделялись Северная, Поволжская, Срединная и Южная зоны, каждая из которых имела свои отличительные особенности в организации застройки и конструктивных решениях построек. После открытия первого сектора в 1973 году, планировалось создать еще четыре, перенести в Музей около 80 построек. Объекты практически для всех секторов музея были отобраны и обмерены в ходе продолжавшихся до 1990 года совместных экспедиций Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника (ГИАМЗ) и Горьковского инженерно-строительного института (ГИСИ) по изучению этнографии и архитектуры области. К сожалению, из-за недостаточного финансирования реставрационных работ, большая часть проекта осталась нереализованной. Кроме того, место расположения воссозданных построек не совпадает с изначально задуманным в проекте.
В настоящее время на территории Музея собрано 15 объектов – памятников народного зодчества конца XVII-XIX веков. Ансамбль крестьянских усадеб с хозяйственными постройками свободно раскинулся на пологом склоне холма. Живописное ландшафтное окружение позволило разместить строения в условиях, близких к естественным. Здесь представлены постройки, отражающие повседневный уклад крестьянского быта: жилые избы с овинами, амбарами и банями. В интерьерах воссоздано типичное внутреннее убранство крестьянских жилищ. Особый интерес представляют мельница толчея-столбовка и водяная мельница, расположенная у ручья в низине, – строения, в конструкциях которых столь искусно проявилась инженерно-техническая мысль русского крестьянина. Архитектурными доминантами комплекса служат два храма: высокая ярусная Покровская церковь первой половины ХVIII века с галереей-гульбищем и небольшая по размерам клетская Покровская церковь, относящаяся ко второй половине ХVII века. Все постройки были отреставрированы с учетом многовекового народного опыта.
Таким образом, музей демонстрирует пример воссоздания традиционной среды обитания поволжских народов путем воспроизведения типичного историко-архитектурного ландшафта поселений области. В основе его пространственной и композиционной организации лежит идея целостного ансамбля архитектуры и природного окружения, где каждый элемент является своеобразным знаком – символом конкретного места.
Несмотря на то, что большая часть задуманного осталась лишь в проекте, не вызывает сомнений значительность и своевременность проведенной научно-исследовательской работы по изучению архитектурного наследия края и созданию уникальной экспозиции. Время не щадит дерево, и едва ли памятники народного зодчества, оставшись на своих местах, сохранились бы до наших дней.
Со временем выявился ряд серьезных обстоятельств, затрудняющих нормальное функционирование Музея, который постепенно стал деградировать. Кроме препятствий, связанных с недостаточным финансированием комплекса, еще большей проблемой являлись долго не определенные законодательством статус территории как объекта культурного наследия и специфика охранных мероприятий. Развитие Музея сдерживалось и тем, что он оказался на территории памятника природы, условия охраны которого подразумевали запрещение или существенные ограничения любой деятельности, нарушающей его сохранность. В конце концов территория Музея была исключена из состава памятника природы. Одновременно назрел вопрос о придании ей собственного статуса как особо охраняемой территории, формы которого для подобных природно-культурных территориальных комплексов в законодательстве Российской Федерации не существовало до 2002 года. Понятие «достопримечательное место» (ДМ) появилось в правовом поле лишь тогда – с выходом в свет Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
[3].
В 2008 году территория Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья была отнесена к категории объектов культурного наследия и взята на государственную охрану в качестве достопримечательного места «Щелоковский хутор»
[4].
Опираясь на положения Конвенции о Всемирном наследии
[5], анализируя существующий отечественный опыт изучения культурных ландшафтов
[6] и развивая авторские разработки коллектива Научно-исследовательского предприятия «Этнос» в методике их описания
[7], можно сформулировать следующие критерии оценки данной территории как достопримечательного места:
· Ландшафтно обусловленная локализация, топографическая идентификация, дающая возможность установить и описать границы.
Достопримечательное место «Щелоковский хутор» представляет собой целостный целенаправленно созданный природно-культурный комплекс, обладающий четко выраженными границами.
· Высокая степень целостности восприятия пространственной организации и планировочной структуры.
Комплекс музея деревянного зодчества в высокой степени воспроизводит исторические типы планировочной структуры традиционных сельских поселений Нижегородского Поволжья, характерную организацию усадеб. Пространственный каркас комплекса определяется органичным функциональным и эстетическим взаимодействием архитектурной и ландшафтной составляющих. Внутренние визуальные связи обусловлены наличием двух архитектурных доминант – высокой ярусной Покровской церкви и сравнительно небольшой по размерам клетской Покровской церкви.
· Высокая степень насыщенности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры).
Практически все архитектурные объекты, находящиеся на территории Музея, являются объектами культурного наследия и включены в государственный реестр объектов культурного наследия (15 памятников народного зодчества конца XVII-XIX веков). Типологическое разнообразие архитектурного комплекса обусловлено присутствием различных функциональных типов построек: культовых, жилых, хозяйственных, производственных. Их сохранившийся исторический облик отражает эстетику многовековых крестьянских строительных и художественных традиций.
· Градоформирующее значение территории как самодостаточного градостроительного образования.
· Высокая ассоциативная ценность (мемориальная, этнографическая, художественная), носителями которой являются историко-культурные объекты и их природно-культурные комплексы, демонстрирующие пример традиционных и наиболее характерных для местной культуры способов освоения пространства.
· Высокая научная ценность, связанная с возникновением и развитием комплексного научного подхода к изучению и сохранению регионального историко-культурного наследия, деятельностью выдающихся исследователей местной этнографии и архитектуры.
· Выразительный архитектурно-художественный образ, гармония и функциональная взаимосвязь архитектуры и природного ландшафта.
· Высокая экологическая ценность территориального комплекса: ландшафтное разнообразие, наличие зон, формирующих водную систему Щелоковских озер, разнообразие дендрологического состава с наличием ценных видов растительности, выдающиеся эстетические достоинства, способность влиять на экологические характеристики среды.
· Уникальность и самобытность достопримечательного места как целостного градостроительного образования в масштабах региона.
· Высокий туристический ресурс достопримечательного места.
Кроме того, для данной территории существенным является фактор уязвимости, что связано с подверженностью дерева как строительного материала негативному атмосферному воздействию.
Несмотря на не определенный до 2008 года статус Музея в целом как объекта культурного наследия, предпринимались определенные попытки поиска путей градостроительного развития территории и новых перспективных направлений деятельности. Так, в 2004 году была разработана концепция зонирования территории Музея
[8]. С учетом естественного ландшафта и особенностей рельефа территории предлагалось формирование и развитие основных структурных экспозиционных зон: территории архитектурно-этнографических зон (с переносом существующей музейной экспозиции в так называемую Поволжскую зону) и зоны исторической городской застройки.
Включение территории Музея в список объектов культурного наследия и появление инструментов правового контроля дало импульс конкретным разработкам направлений его развития. Кроме того, появилась возможность частичного решения проблемы сохранения ценной историко-градостроительной среды Нижнего Новгорода за счет организации на территории Музея городской улицы второй половины XIX - начала XX веков. Было принято решение формировать новую зону Музея путем переноса ценных объектов историко-градостроительной среды из центральной части города, и одновременно началась проработка первого этапа проекта – выявление, обследование, изучение и фиксация наиболее ценных деревянных зданий, составление базы данных и отбор объектов, потенциально предлагаемых к переносу.
Жилая деревянная застройка Нижнего Новгорода второй половины XIX - начала XX веков была комплексно обследована специалистами НИП «Этнос» в 2006-2009 годах
[9]. К этому времени в городе сохранялись участки деревянной застройки и отдельные дома исследуемого периода, сосредоточенные в основном пределах историко-культурной территории "Старый Нижний Новгород".
Наиболее яркий и плодотворный период нижегородской деревянной архитектуры пришелся на середину XIX – начало ХХ веков. Историческая застройка этого времени до наших дней сохранила свое градостроительное значение как важнейшая составляющая архитектурных ансамблей в ряде районов центральной части города. Несмотря на невосполнимые утраты, она еще продолжает отличаться стилистическим и типологическим разнообразием.
На основе историко-архивных и библиографических изысканий были прослежены этапы формирования деревянной застройки города и ее градообразующая роль в структуре Нижнего Новгорода в различные исторические периоды с середины ХIХ века до настоящего времени. В рамках исследования был проведен анализ современного состояния деревянной застройки путем выявления сохранившихся массивов и их фрагментов в развивающейся городской структуре.
Были выявлены и проанализированы основные схемы планировочных решений исторической деревянной застройки и размещения ее в структуре кварталов.
Типологический анализ деревянной застройки позволил выделить несколько основных типов объемно-пространственного решения городского дома, бытовавших в исследуемый период. Выявленные типы были систематизированы с учетом хронологии, функционального назначения здания, композиции главного фасада.
Особого внимания заслужил анализ декоративных особенностей жилых деревянных построек, в архитектуре которых отразились различные направления и стили, получившие развитие в исследуемый период.
Таким образом, в работе была исследована значительная часть наиболее ценных сохранившихся деревянных домов второй половины ХIХ - начала ХХ веков с учетом их типологии, историко-архитектурных и архитектурно-художественных качеств. Была разработана специальная форма информационных карт, где по разделам даются описание объекта, краткие исторические сведения, оценка художественной значимости, общая характеристика градостроительной ситуации.
Проведенные исследования позволили сформулировать методологическую основу для разработки концепции зоны исторической городской застройки XIX – начала ХХ веков в составе ДМ «Щелоковский хутор».
При выборе объектов для перемещения их на территорию Музея наряду с выдающимися архитектурно-художественными качествами зданий учитывался и такой параметр, как ансамблевость, позволяющий создать живописный и цельный фрагмент старого города. Основная идея заключается в стремлении отразить на сравнительно небольшой территории разнообразные характеры и типы исторической деревянной городской застройки. Вместе с тем, получившийся своеобразный градостроительный ансамбль должен отличаться сомасштабностью архитектурных масс и мягко сочетать различные типы застройки на принципах контраста и нюанса. Различные по типологии и архитектурному декору здания, включенные в концепцию, являются градостроительными акцентами либо находятся в ряду традиционной застройки, представляют брандмауэрную и дисперсную застройку центральных улиц и бывших окраин.
Кратко основные критерии выбора объектов для зоны городской застройки можно сформулировать следующим образом:
- использование дерева в качестве строительного и отделочного материала (неоштукатуренные деревянные здания);
- наличие ярких типологических признаков (объект отражает типологические особенности того или иного типа зданий);
- наличие ярких архитектурно-художественных характеристик (объект отражает особенности того или иного стиля или временного периода, характеризует творческую деятельность выдающегося архитектора);
- высокая степень сохранности первоначального архитектурного облика, подлинность первоначальных конструкций и декора;
- высокие художественные качества архитектурных деталей и элементов декора (резьба, навесы крылец, наружные двери);
- общая градостроительная ситуация (объект находится в зоне градостроительных преобразований).
Для формирования первой очереди зоны исторической городской застройки на базе проведенного исследования были выбраны 14 жилых домов, относящихся к ценным объектам историко-градостроительной среды.
Проектируемая зона исторической городской застройки формируется на территории к востоку от существующего Музея
[10]. Общая композиция основана на сочетании двух типов городских пространств: открытого пространства площади как структурообразующего элемента и камерного, закрытого пространства улицы с двухсторонним расположением домов. Площадь организуется деревянными жилыми домами середины - конца XIX века – классицистическим домом А.А.Клочковой (перевезен с ул. Варварской и воссоздан на территории музея в 2008 году), жилым домом с ул. Горького, жилым домом с красивой композицией главного фасада с ул.М.Ямской.
Улица представлена постройками, разнообразными по времени, стилистике, декоративному убранству, объемному решению, а также социальному положению их хозяев. Эта экспозиция исторической городской застройки должна показать различные аспекты общественной жизни, материальной и духовной культуры старого Нижнего Новгорода. В законченном варианте зона городской деревянной застройки должна стать целостным фрагментом городской среды середины XIX - начала ХХ веков, насыщенной элементами городского окружения и малыми архитектурными формами. Мощеные улицы, фонари, афишные тумбы, ограждения тротуаров и заборы городских усадеб, беседки и скамейки, водостоки, украшенные просечным металлом, – все это будет создавать определенное настроение, атмосферу старого Нижнего Новгорода.
Таким образом, новая экспозиция воспринимается не столько как воссоздание подлинных объектов исторической среды, но как обобщенно символическая интерпретация местных архитектурных и градостроительных традиций. В то же время, зону городской застройки, являющуюся частью историко-архитектурного памятника, необходимо рассматривать как пространственно развитый объект, к которому применимы требования, предъявляемые к научной реставрации.
Авторы надеются, что предложенная методика музеефикации объектов исторической городской среды как средства спасения их от полного исчезновения станет существенным моментом в практике сохранения нашего культурного прошлого. Продолжение работ сможет развить и конкретизировать современные подходы к реставрации и воссозданию культурного ландшафта (достопримечательных мест) исторических поселений.
Е.Е. Мареева (НИП «Этнос»)
© Открытый текст
размещено 11.08.2010
1. Работа поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (грант 09-06-97005).
2.
Самойлов Ю.Г. Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья: проблемы создания и существования / Проблемы исследования и сохранения историко-культурного наследия: Тезисы докладов VIII международной научной конференции. Нижний Новгород, 1998.
3. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
4. Постановление Правительства Нижегородской области от 25 июня 2008 года N 249 "Об отнесении территории Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на ул. Горбатовская, 41 в г. Нижнем Новгороде и ряда объектов, расположенных на данной территории, к объектам культурного наследия регионального значения и включении их
в единый государственный реестр объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
об утверждении границ территории достопримечательного места
"Щелоковский хутор", его зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утвержденных границах"
5. Руководящие указания по применению конвенции о Всемирном наследии (Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention, UNESCO).
6. Культурный ландшафт как объект наследия. /Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
7. Историческая территория «Старый Нижний Новгород». Историко-культурный опорный план. Научно-исследовательское предприятие "Этнос". 2006 г.
8. "Основные положения концепции и генерального плана Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья". Научно-исследовательское предприятие "Этнос". 2004 г.
9. "Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. Зона исторической городской застройки XIX – начала ХХ вв. Отчет о результатах определения зданий для их перемещения на территорию Музея”. Научно-исследовательское предприятие "Этнос". 2009 г.
10. "Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. Зона исторической городской застройки XIX – начала ХХ вв. Эскизный проект”. Научно-исследовательское предприятие "Этнос". 2009 г.