МУЗЕИ (от греч. — храм муз), учреждения, имеющие целью собирание, хранение и экспозицию памятников и документов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, а также предметов природы. Музеи распадаются (по признаку содержания) на: 1) естественно-научные (напр. М. геологии и т. д.) и исторические (напр. Исторический М. в Москве, М. революции там же). Последние в свою очередь делятся на М. художественные, археологические, бытовые и проч. Возможны М. и смешанного типа (напр. М. истории химии при 1 МГУ в Москве); 2) общие, или комплексные (Эрмитаж в Ленинграде или Британский М. в Лондоне) и специальные (М. новой западной живописи в Москве); 3) общегосударственные (или центральные) и местные (областные или краевые). Укажем еще на особые типы М.: 1) коммеморативные М., т. е. посвященные памяти известного лица (музей при Институте им. Ленина в Москве) или события, 2) учебные (напр. университетские, называемые обычно кабинетами) и 3) при ученых учреждениях или об-вах (например М. Академии наук СССР в Ленинграде или М. при Ин-те Маркса и Энгельса в Москве).
Музеи в СССР играют огромную роль в общей системе политпросветительн. работы. Число их сильно возросло за годы революции—Музей революции, Дарвиновский, Антирелигиозный (в Москве), музеи-усадьбы и ряд др., в особенности во многих провинциальных городах. Значительное развитие и уточнение получил тип краеведческого музея. Музейное строительство планируется и направляется специальным органом Наркомпроса.
В музейной политике и практике Сов. власти можно установить 2 этапа. Первоначальный этап ушел, главн. обр., на собирание, учет и хранение национализированных частных собраний, на охрану архитектурн. и других памятников искусства и старины. В этот период было открыто много М. как в центре, так и в провинции, старые же крупные музеи чрезвычайно пополнились. За последние годы, с окончанием этой работы, происходит уже внутренняя реорганизация музеев, их стягивание в более крупные организмы (уничтожение мелких М., гл. образ, художественных, организованных из быв. частных собраний), их приспособление к нуждам социалистическ. строительства и задачам революционно-ленинского просвещения масс. Основной задачей сегодняшнего дня в музеях, особенно культурно-исторических и художественных, является комплексный состав музеев и их большая подвижность (устройство выставок, связанных с вопросами текущ. момента). Создание при М. обществ.-политическ. советов должно приблизить к ним сов. общественность и втянуть массы в повседневность музейного строительства.
Особо надо отметить проведенную за годы революции работу по переподготовке музейных работников и орг-цию в больших масштабах экскурсионного дела, почти отсутствовавшего до революции.
Лит.: Шмит Ф., Музейное дело, Л., 1929; Суслов А., Эрмитаж, Л., 1927. М. Ф. и Ф.-Д.
МУЗЕИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ, собрание археологич. и этнографич. коллекции, сгруппированных по определенной системе и преследующих задачи как научно-исследовательские, так и популярно-просветительные. В буржуазных странах в этом направлении сделано сравнительно мало. Несмотря на прекрасную экспозицию (показ) археологическ. и этнографических предметов, методы экскурсионной работы не достигли такого развития, какое наблюдается в передовых музеях СССР. Наиболее крупными М. археологич. и этнографическ., имеющими мировое значение по богатству своего материала, являются: Британский музей в Лондоне, Национальный музей в Вашингтоне, Музей народоведения в Берлине, Центральный музей народоведения (почти исключит, этнографический) и Исторический музей (историко-археологический) в Москве и Музей антропологии и этнографии в Ленинграде. Музеям СССР, встающим на путь втягивания масс трудящихся в музейное строительство, предстоит блестящее будущее, поскольку плодотворная исследовательская работа возможна лишь на почве глубокого интереса к ней со стороны широких трудовых слоев об-ва.
МУЗЕИ ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ, возникли после Октября; они ставят своей задачей систематически отобразить историю революционного движения. Экспозиционный материал М. и.-р. слагается из вещественных реликвий, рукописных документов, печатных изданий, фотографическ. снимков, художествен, произведений и вспомогат. пособий. Наряду с музеями, выявляющими общий процесс борьбы (Музей революции СССР в Москве, Ленинградский М.,М. республиканских центров и пр.), существуют революц.-бытовые М. (Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, Моск. подпольная типография и проч.) и М. лично - меморативные (Ленина, Чернышевского, Кропоткина).
К лету 1929 в СССР было 30 М. и.-р., не считая историко-революц. отделов в местных краеведч. музеях. Орг. руководство М. и.-р. сосредоточено в различи, учрежден. (ЦИК, Истпарт, местных исполкомах, Политпросветах, Наркомпросе и пр.), идеологическое—в Истпартах при парт. к-тах.
М. и.-р. ведут широкую политико-просветит. работу, проводя экскурсии, организуя передвижные выставки и отзываясь на политическ. кампании устройством специальн. выставок. Параллельно вырабатывается методика этой новой отрасли музееведения, отчасти подытоженная на московском совещании М. и.-р. в 1927. Зап. Евр. знает только зародыши М.и.-р. (историко-революц. отделы парижского музея Карнавале, Пражский музей чешских легионеров).
Лит.: Путеводители по М. и.-р.—«Путеводитель по Музею революции», 2 изд., 1927; «Путеводитель по Музею Института Ленина», М., 1929; Лебедев Н., Музей П. А. Кропоткина (путеводитель), Л.—М., 1928; Шакал А. Т., Шлиссельбургская крепость-Музей (путеводитель), Л., 1928; «Музей революции СССР», сборн. 1, М., 1927, сборн. 2, М., 1929; Романовская Н. В., Подпольная типография 1905 —1906 гг., 2 изд., М., 1929. Н. Дружинин.
МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ, в Москве, основан в 1912 как учебный музей слепков. Реорганизован после революции в музей западно-европ. и отчасти восточного искусства. М. и. и. располагает богатейшим собранием по египетской культуре (собрание В.Голенищева), памятниками ассиро-вавилонской клинописи, собранием античных ваз и скульптур, отделом слепков со скульптурных памятников древности и нового времени (Возрождения). Картинная галлерея М. и. и. представляет искусство итальянское, нидерландское, французское и немецкое, обладая рядом выдающихся вещей. При М. и. и. кабинеты — нумизматический и гравюрный. Последний содержит богатейшую коллекцию как русских, так и зап.-европейских гравюр, рисунков, иллюстрированных изданий. Музей располагает обширной библиотекой по вопросам искусства.
Лит.: «Жизнь музея», бюллетень Музея изящных искусств, №№ 1—3, с 1925.
МУЗЕЙ ИНСТИТУТА К.МАРКСА И Ф.ЭНГЕЛЬСА, основ, по пост. ЦИК и СНК СССР от 11/VII 1924, открыт 27/II 1928. Работа М. ведется по след. направлениям: 1) жизнь и деятельность Маркса и Энгельса, 2) революции эпохи торгового капитала, 3) Великая франц. революция, 4) революцион. движение 30-х и 40-х гг. в Зап. Европе, 5) 1 Интернационал и 6) Парижская Коммуна 1871.
Фонд М. состоит из 100 тыс. единиц, гл. образ, гравюр, литографий, рисунков, фотографий, манускриптов, автографов, плакатов и т. д. Среди коллекций М. имеется много уникальных и редких экспонатов. Работа М. проходит под руководством Д. Б. Рязанова
МУЗЕЙ НОВОГО ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА, в Москве, представляет собой первоклассное собрание произведений западноевропейского, гл. образ, французск., искусства за последнее пятидесятилетие. Наряду с живописью и скульптурой в М. имеются отдел соврем, графики и образцы декоративного искусства. В основу М. положены собрания франц. искусства С. И. Щукина и И. А. Морозова. За последние годы музей пополнился рядом произведений немецких, итальянских и др. иностран. мастеров, что дало возможность развернуть новые отделы, параллельные основному собранию новой французск. живописи—одному из наиболее полных и ценных мировых собраний. Здесь фигурируют крупнейшие имена нового искусства, начиная от Пювис-де-Шаванна, Каррьера, Мане (слабо представленных) до плеяды импрессионистов—Клода Моне, Сислея, Дега, Ренуара; Сезанн, Гоген, Ван-Гог представлены с той же полнотой, как и импрессионисты. Искусство 20 в.—группа Матисса, Дерэн, кубизм Пикассо и друг. имеются в лучших образцах. Живопись послевоенной эпохи также частично представлена. В отделе скульптуры находятся произведения французских скульпторов Родена, Бурделля, Майоля и др.
Лит.: Иллюстрированный каталог Музея нового западного искусства, М., 1928.
МУЗЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, хранилище-выставка предметов, обслуживающих педагогов и школу. М. п. преследует двоякую цель: с одной стороны—обслуживание педагога в его повседневной школьной работе, с другой—содействие школе и учащимся в их экскурсионной работе и самостоятельных занятиях. В зависимости от поставленных целей находится организация и оборудование М.п. Наряду с чисто педологич. экспонатами, характеризующими методы и приемы школьной работы, в М. п. помещаются экспонаты, обслуживающие запросы не только учащих, но и учащихся: карты, справочники, коллекции, таблицы, характеризующие природу, экономику, быт края, экскурсионные принадлежности, наглядные пособия, приборы и пр. Часто педагогический музей снабжает пособиями школы.
МУЗЕЙ РЕВОЛЮЦИИ СССР, в Москве, был преобразован во всесоюзное учреждение 12/V 1924 из Ист.-революц. музея, возникшего из слияния выставки Истпарта и ист.-революцион. выставки «Красная Москва». Задача М. р. СССР—давать наглядное изображение истории революционного движения на территории б. России, последоват. развития ВКП(б) и международного коммунистического движения. М. р. СССР занимает 33 зала, в которых выставлены материалы но всем периодам революц. движения, начиная с крестьянских восстаний 17 в. и кончая социалистич. строительством наших дней; особые отделы посвящены: 1) Коминтерну, 2) подпольной технике, 3) тюрьме, каторге
и ссылке. Наряду с веществ, реликвиями, документами и печатью. М. р. СССР использует фотографии и художественные произведения; широко применяются диаграммы, картограммы и тексты. М. р. СССР имеет большое агитац.-просветит. значение, ежегодно пропуская более 200 тыс. посетителей, преимущ. рабочих и школьников, со всех концов СССР. М. р. СССР ведет большую
собирательскую работу, изучает слабо освещенные моменты революц. борьбы, инструктирует местные истор.-революцион. музеи и выпускает иллюстративные издания, рассчитанные на массовое распространение. При М. р. СССР функционирует истор.-революционное кино и организуются частые выставки/стационарные и передвижные. Директор Музея революции СССР—С. И. Мицкевич. Н. Дружинин.
МУЗЕЙ ШКОЛЬНЫЙ, хранилище - выставка предметов, изготовленных силами
учащих и учащихся в процессе школьной работы. Задача М. ш.—отразить все стороны
школьной жизни (учебной, воспитательной, организационной), продемонстрировать основные методы и приемы работы в программно-методической области, выявить достижения школы по линии общественно-полезной работы. Выставочным материалом служат: общие схемы, характеризующие организацию учебно-воспитательной работы в школе, производственный план ее, в связи с очередными задачами строительства на местах, схема планирования и учета школьной работы, ряд ученических проработок, характеризующих работу всей школы или отдельных групп ее, материалы, выявляющие степень участия школы в общественных кампаниях и пр.
Опубл.: Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н..Л. Мещеряков – М.: Сов. энциклопедия, 1930. – Т. 5. Массикот – Огнев. – Стб. 437 – 442.
размещено 3.07.2010