МУЗÉЙ (от греч. μουσείον — место, посвященное музам, храм муз) — учреждение, осуществляющее собирание, изучение, хранение и экспонирование памятников культуры, естественнонаучных коллекций, предметов техники и пр.
В Др. Греции и Риме происходило интенсивное накопление памятников иск-ва при храмах, позднее, в эпоху эллинизма, стали зарождаться музейные коллекции, напр. возник Александрийский музей. Систематич. коллекционирование памятников иск-ва и науки были начато в эпоху Возрождении в Италии, а затем распространились во Франции, Англии, Германии и др. странах Зап. Европы. Эти коллекции обычно принадлежали королям, крупным феодалам, богатым купцам, духовенству. Доступ к ним был ограничен узким кругом лиц. В эпоху Возрождения возникают также М., сосредоточивающие естественнонаучные коллекции и предметы, снизанные с географич. открытиями. В 18 в. наиболее важными этапами развития М. Зап. Европы было основание Британского музея в Лондоне и открытие для широкого обозрении Лувра в Париже, ставшего первым публичным М. в Зап. Европе. Большинство крупнейших современных М. было создано в 19 в.
В России накопление и собирание сокровищ началось у князей, в монастырях, церквах (в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах, в Софийском соборе в Новгороде и др.). С 16 в. систематич. коллекционирование оружия и драгоценностей велось в Оружейной палате Моск. Кремля. В 1714 Петром I основана (открыта для обозрения в 1719) в Петербурге одна из крупнейших в мире кунсткамер — первый рус. научный М. Много произведений иск-ва было собрано в царских дворцах Петербурга и в его окрестностях: Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, Павловске и др., а также в дворцах знатных вельмож, в т. ч. в Останкине, Кускове, Архангельском под Москвой и др. В 19 в. получили распространение М., созданные на базе деятельности учёных обществ (археологич., историч., географич. и др.).
М. ведут работу по пополнению коллекций, изучению архивных и лит. источников, составлению научного описания музейных фондов, наиболее рациональной экспозиции (показа), консервации и реставрации музейных экспонатов и т. п. Крупные М. издают свои труды, монографии, учёные записки, каталоги, путеводители. При многих М. имеются о-ки, реставрац. и муляжные мастерские, фотолаборатории. По содержанию коллекции и направлению деятельности М. делится на отраслевые, комплексные (краеведческие), мемориальные. Отраслевые М. подраздел я клея на исторические, художественные, литературные, этнографические, музыкальные, естественнонаучные, промышленные, технические, сельскохозяйственные и др.
Историч. М. изучают памятники истории, в т. ч. и археологии. Крупный М. истории, профиля в СССР — Исторический М. в Москве; за рубежом: Исторический М. в Пекине, национальные историч. М. в Праге, Будапеште, Варшаве и др. Особую группу истории. М. составляют историко-революционные М. — Центральный музей В. И. Ленина. Гос. М. Революции СССР в Москве, М. Великой Окт. социалистич. революции в Ленинграде и др., а также ряд мемориальных М.— Музей М. И. Калинина в Москве и др. Разновидностью историч. М. являются военно-историч. М., изучающие и пропагандирующие памятники воен. истории. Крупнейшие из них: в СССР — Центральный М. Сов.Армии в Mоcквe. Артиллерийский историч. М., Военно-морской М. в Ленинграде, Бородинский военно-историч. М.; за рубежом — М. Армии в Париже, Имперский воен. М. в Лондоне и др.
Художественные М. сосредоточивают произведения изобразит, и прикладного иск-ва. Наиболее крупными художественными М. в СССР являются: Гос. Эрмитаж и Русский музеи в Ленинграде, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Музей восточных культур в Москве. Ок. 70 художеств. М. находится в столицах союзах и автономных республик и крупных областных городах. Значит, художеств. М. за рубежом являются Лувр в Париже, Национальная галерея в Лондоне, Дрезденская картинная галерея, Прадо в Мадриде, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Художественно-исторический музей в Вене, Нац. галерея искусств в Вашингтоне, нац. художеств. М. и галереи в Пекине, Праге, Берлине, Варшаве, Будапеште и др. Большие художеств, ценности сосредоточены в М. Италии.
Литературные М. работают над материалами, связанными с историей лит-ры, жизнью и творчеством писателей. В СССР историко-лит. М. общего типа являются — Гос. литературный М. в Москве, Литературный М. Пушкинского дома (Ин-та рус. лит-ры АН СССР) в Ленинграде и др.; историко-лит. М., посвященными отдельным писателям, — Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде и Музей А. С. Пушкина в Москве, Музей Л. Н. Толстого в Москве, музеи М. Горького в Москве и Горьком, Музей Т. Г. Шевченко в Киеве и др.; мемориальными лит. М. и заповедниками являются: Пушкинский заповедник в Псковской обл., Музей-усадьба Л. Н. Толстого Ясная Поляна и усадьба Хамовники, дома-музеи A.П. Чехова в Москве и в Ялте и др. Многие лит. М. сочетают мемориальные и историко-лит. отделы: Музей В. Г. Белинского в г. Белинске, домик М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, Музей-усадьба М. Ю. Лермонтова в с. Лермонтово Пензенской обл. и др. За рубежом широкой известностью пользуются: М. нац. лит-ры в Праге, дома В. Шекспира в Стратфорде, Ч. Диккенса в Лондоне, Р. Бернса близ г. Эра, B.Гёте, Ф. Шиллера в Веймаре и др.
Музыкальные М. подразделяются на М. муз. инструментов, мемориальные и М. муз. культуры. Наиболее известны в СССР: Центральный М. муз. культуры им. М. И. Глинки, Музей А. Н. Скрябина в Москве, Музей П. И. Чайковского в Клину. За рубежом известны ценные коллекции муз. инструментов: Ф. Медичи во Флоренции, М. муз. инструментов при Парижской консерватории, коллекции в музеях Брюсселя, Лондона, Пекина, Праги, Будапешта, Берлина, Лейпцига, Нью-Йорка; мемориальные М.: И. С. Баха
в Эйзенахе, Л. Бетховена в Бонне, Ф. Шопена в Желязова-Воля, Б. Сметаны и А. Дворжака в Праге и др.
Значит. распространение имеют театральные М. Среди них наиболее крупные: Театральный М. им. А. А. Бахрушина в Москве и Театральный М. в Ленинграде. Ряд крупных М. имеется при театрах, напр. при МХАТе им. Горького и др.
Промышленные (технич.) М. собирают, хранят, экспонируют предметы, характеризующие технич. культуру народов на всех стадиях развития общества. Старейшие и крупнейшие пром. М. в СССР: Политехнический М. в Москве, Центральный М. связи, Музей ж.-д. транспорта в Ленинграде; за рубежом: Консерватория искусств и ремёсел в Париже, Научно-тохинч. М. в Лондоне и др. Из естественнонаучных М., сосредоточивающих коллекции, характеризующие развитие природы, в СССР крупнейшие: М. землеведения при МГУ, Биологич. музей им. К. А. Тимирязева, Дарвиновский М., зоологические М. (при МГУ и при АН СССР в Ленинграде). Специализированные М. (геологич., палеонтологич. и др.) находятся преимущественно в системе АН СССР; за рубежом крупнейшие М. этого типа: Британский М. (естеств.-историч.) в Лондоне, Нац. естеств.-историч. М. в Париже, Естеств.-историч. М. Берлинского ун-та им. Гумбольдта.
Этнографич. М. отражают материальную и духовную культуру и обществ, строй различных народов. Крупнейшие сов. этнографич. М.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и М. этнографии народов СССР в Ленинграде. Ценные этнографич. коллекции имеются в М. Англии, Франции, Голландии, Дании, Швеции, Австрии, Венгрии и др. Большой интерес представляют этнографич. М. на открытом воздухе: Скансен в Стокгольме, М. крестьянского х-ва и быта 17—20 вв. близ Риги и др.
Наряду с отраслевыми и специализированными М. в СССР имеется много М. комплексного характера — краеведческие М. (самая большая группа М. в СССР). В большинстве этих М. имеются отделы: природы, истории дореволюц. прошлого и сов. времени; в ряде М. есть картинные галереи. Работа краеведческих М. основывается на изучении прошлого и настоящего местного края. На базе выдающихся памятников архитектуры и краеведческих М. созданы историко-архитектурные М.-заповедники во Владимире и Суздале, в Новгороде, Костроме, Горьком, Ярославле и др.
Современные сов. М.— гос. н.-и. и научно-просветит. учреждения и осн. гос. хранилища памятников культуры. Принципиальное отличие сов. М. от М. бурж. стран заключается в том, что их деятельность строится на основе марксистско-ленинской теории. Сов. М. стремятся показать взаимосвязь экспонируемых предметов и явлений, раскрыть причинно-следственные связи. По масштабу и значению сов. М. делятся на центр. М. всесоюзного и республиканского значения и на М. местные. Сеть М. организована так что каждая АССР, край и область обладают краеведческим М. Имеются краеведческие М. и в ряде районных центров. В каждой столице союзных республик находятся крупные отраслевые и мемориальные М. В связи с повышением интереса к истории страны возникают М., организуемые при школах, фабриках, заводах, совхозах, колхозах. Вопросы теории и практики музейного дела разрабатывает н.-и. ин-т музееведения. Для сов. М. характерно проведение массовой научно-просветит. работы. Осн. и специфич. формой пропаганды знаний через М. является экспозиция. Большинство М. организует также стационарные и передвижные выставки. В большом объёме проводятся экскурсии, лекции, беседы, конференции и т. д. Центр. М. из своих резервных фондов снабжают экспонатами местные М. В нач. 1959 в СССР работало 870 М. (в 1914 было 149 М.). Ежегодно М. СССР посещают десятки млн. чел. См. также статьи об отд. М. (на соответств. названия).
Лит.: История музейного дела в СССР. Сб. статей. М., 1957; Михайловская А. И., Организация и техника музейной экспозиции. Пол ред. Ф. Н. Петрова и К. Г. Митяева, М., 1951; Фармаковский М. В., Консервация и реставрация музейных коллекций, М., 1947; Smith R. С., А bibliography of museums and museum works, Washington, [1928]; Bibliographie muséographique... Pour l'année 1950—52, P., 1952—56.
МУЗÉЙ АНТРОПОЛÓГИИ И ЭТНОГРÁФИИ ИМЕНИ ПЕТРÁ ВЕЛИКОГО (МАЭ) — музей Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде. Существует с 1878, возник на базе объединения Этнографич. и Анатомич. музеев Академии наук, выделившихся в 1836 из основанной в 1714 петерб. Кунсткамеры. В 1902 присвоено имя основателя Кунсткамеры— Петра I. МАЭ размешается в здании Кунсткамеры и в специально выстроенном и конце 19 в. здании и в помещении для фондов. МАЭ имеет крупные археологич. коллекции. Значит. ценность представляют памятники палеолитич. и неолитич. изобразит. иск-ва. В числе антропологич. коллекций наибольшее научное значение имеют костные останки неандертальского человека из пещеры Киик-Коба, а также краниологич. и остеологич. материалы эпохи неолита, бронзы и др. Этнографич. собрания МАЭ характеризуют культуру и быт сов. и зарубежных народов. Среди коллекций имеются поступления от участников различных экспедиций и путешественников 18, 19 и 20 вв. МАЭ организует плановый сбор материалов внутри страны и за рубежом, ведёт междунар. обмен коллекциями. Печатный орган МАЭ — «Сборник Музея антропологии и этнографии».
МУЗÉЙ В. И. ЛÉНИНА— см. Центральный музей В. И. Ленина.
МУЗÉЙ ВОСТÓЧНЫХ КУЛЬТУР в Москве.: Осн. в 1918. Коллекции произв. древнего и совр. изобразит. и декоративно-прикладного иск-ва зарубежных стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, народов сов. республик Ср. Азии, Закавказья и др. Всего хранится (1959) ок. 24 тыс. экспонатов.
МУЗÉЙ ЗÁПАДНОГО И ВОСТÓЧНОГО ИСКУССТВА в Киеве. Осн. в 1919. В составе коллекций— произв. изобразит. и прикладного иск-ва Др. Египта, Др. Греции, Др. Рима, Италии, Нидерландов, Фландрии, Испании, Франции, Китая, Ирана и др. стран. Всего хранится (1959) св. 14,5 тыс. произв. иск-ва.
МУЗÉЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА в Москве. Открыт в 1912. Второй по значению в СССР (после Гос. Эрмитажа в Ленинграде) музей мирового иск-ва с древнейших времен до наших дней. Хранятся памятники иск-ва Др. Востока (Египта, стран Передней Азии), Др. Греции (в т. ч. греч. колоний в Сев. Причерноморье), Др. Рима, Византии, стран Зап. Европы и др. Всего хранится (1959) ок. 600 тыс. произв. иск-ва (в т. ч. в отделе графики ок. 300 тыс. произв. зап.-европ., вост., рус., сов. художников). Богатейшее собрание слепков. При музее — крупная реставрац. мастерская.
МУЗÉЙ ИСКУССТВ ГРУЗИНСКОЙ ССР в Тбилиси. Осн. в 1933—34 (до 1952 именовался «Метехи»). Имеет уникальную коллекцию груз, иск-ва всех времён, собрании рус. иск-ва (с 12 в.), иск-ва стран Востока и Европы (в т. ч. Италии, Франции, Германии, Ирана, Китая и др.). Всего (1959) — св. 25 тыс. произв.
МУЗÉЙ ИСКУССТВ УЗБÉКСКОЙ ССР в Ташкенте. Осн. в 1918. Имеет богатейшую коллекцию узб. нар., декоративно-прикладного и изобразит, иск-ва, а также ценное собр. произв. русского, зап.-европ. иск-ва и иск-ва стран Востока. Всего (1959) — 36 тыс. произв.
МУЗÉЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ в Москве — см. Исторический музей.
МУЗÉЙ ЛАТЫШСКОГО И РУССКОГО ИСКУССТВА в Риге. Осн. в 1919 на базе существовавшего с 1905 гор. Художеств. музея. С 1945 — совр. название. Крупнейшее хранилище латышского изобразит, иск-ва; обладает ценной коллекцией произв. рус. иск-ва. Всего (1959)—св. 8.3 тыс. произв.
МУЗÉЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ в Москве — см. Политехнический музей в Москве.
МУЗÉЙ РЕВОЛЮЦИИ (Государственный музей Революции и социалистического строительства СССР) в Москве — крупнейшее собрание историко-революц. памятников, отражающих основные этапы борьбы рабочего класса и крестьян России с 90-х гг. 19 в. до победы Октябрьской революции 1917 и успехи социалистического строительства. М. Р. создан по пост. ЦИК СССР от 9 мая 1924. В музее собрано более 500 тыс. единиц хранения. Среди них: историч. документы, первоиздания классиков марксизма-ленинизма, дореволюц. подпольные издания большевиков, большая коллекция редких листовок и газет периода гражд. воины и иностр. интервенции, собрание знамён, боевое оружие, ордена, вещи выдающихся деятелей КПСС и Сов. гос-ва. Музей имеет уникальную коллекцию книг по истории революц. движения в России и социалистич. строительству СССР (более 150 000 экз.), а также большую коллекцию (более 8 000 экз.) произведений иск-ва на историко-революц. темы (картины, скульптуры, графика). В музее хранится и продолжает пополняться крупнейшая в стране коллекция плакатов за весь революц. период (более 30 тыс. экз.). В М. Р. собраны подарки съездам партии, ЦК КПСС, Правительству СССР от трудящихся СССР и зарубежных стран.
В 37 залах музея экспозиция построена в историко-хронологич. порядке. Музей имеет в Москве 2 филиала: «Красная Пресня» и «Подпольная типография ЦК РСДРП 1905—1906 гг.».
МУЗÉЙ РУССКОГО ИСКУССТВА в Киеве. Осн. в 1922 (до 1934—Киевская картинная галерея, с 1935— совр. название). Имеет ценную коллекцию рус. иск-ва дореволюц. времени и рус. сов. иск-ва. В 1959—св. 6 тыс. произв.
МУЗÉЙ УКРАИНСКОГО ИСКУССТВА в Киеве. Осн. в 1899 под назв. «Городской музей древностей и искусств»; в 1904 открыт официально и получил назв. «Киевский художественно-промышленный и научный музей». С 1920 существовал как историч. и художеств. музей; с 1936 музей укр. иск-ва выделен в самостоятельный. Обладает богатейшим собранием произв. укр. изобразит., а также декоративно-прикладного иск-ва (в 1959 св. 9 тыс. произв.). При музее имеется филиал— Музей укр. нар. иск-ва (ок. 40 тыс. произв.).
Малая советская энциклопедия: в 10 т. / гл. ред. Б.А. Введенский. – 3-е изд. – М.: Большая советская энциклопедия, 1959. – Стлб. 273 – 278.