Е.Э. Лебедева. “Б.Б. Пиотровский: Жизнь, беззаветно отданная людям” (об А.Я. Витоле и его воспоминаниях) (4.1 Kb)
Вклад Бориса Борисовича Пиотровского в мировую науку, отечественную культуру трудно переоценить: его открытие столицы древнего государства Урарту – Тейшебаини – на холме Кармир-Блур можно считать одним из эпохальных археологических открытий XX в. Руководство Государственным Эрмитажем стало “золотым веком” в истории музея. Но невозможно до конца понять творчество выдающейся личности, не узнав специфики его характера, образа мыслей, поступков, отношения с окружающими – близкими и коллегами. Именно поэтому огромный интерес представляют восприятие и оценка Б.Б. Пиотровского его современниками, единомышленниками, друзьями, которым довелось лично общаться с ученым.
Постичь внутренний мир Б.Б. Пиотровского попытаемся вместе с Арнольдом Витолем, который почти четверть века был знаком с ученым. По долгу службы (возглавляя Главное Управление культуры) он готовил и проводил вместе с Б.Б. Пиотровским торжественные мероприятия в Эрмитаже. Но главным подарком судьбы сам А.Я. Витоль считал встречи, общение и дружбу с “личностями незабываемыми, самобытными”, к которым относился и Б.Б. Пиотровский. Об этом его “Невысказанные мысли” и попытка “Постижения вечности” Бориса Борисовича Пиотровского.
Арнольд Янович Витоль родился в семье латышских революционеров-эмигрантов, чья судьба оказалась типичной – арест осенью 1937 года, расстрел [1]. С клеймом сына “врагов народа” вступил в Великую Отечественную войну, записавшись добровольцем в ленинградское народное ополчение. На фронте был назначен комсоргом артиллерийского полка, вступил в партию (на анкетные изъяны тогда не обращалось внимания). В госпиталях, где почти год отходил от тяжелых ранений, начал писать воспоминания, пытаясь воспеть боевое братство, но тогда не хватило ни сил, ни умения, а после войны – времени.
После войны закружила круговерть забот, учебы, материальной неустроенности и поисков призвания. В жизни А.Я. Витоля было всякое: и журналистика, и редакторская работа на “Ленфильме”, и непредсказуемые выдвижения в “номенклатуру”. Он то возглавлял Главное Управление культуры, то – много лет – кинофикацию Ленинграда.
Постепенно определилось жизненное призвание А.Я. Витоля. Им созданы десятки сценариев документальных, телевизионных и художественных фильмов (в том числе “Нахаленок” – 1961 г., “Донская повесть” – 1964 г., “Любовь Яровая” – 1970 г., “Тени исчезают в полдень” – 1971 г., “Блокада” – 1974 г. и др.), концертных программ, сотни рецензий, очерков, статей.
К военным наградам прибавились новые ордена и медали, звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, государственные премии имени братьев Васильевых, Александра Довженко. Но самой дорогой наградой в жизни были встречи, дружба с личностями незабываемыми и самобытными, которые подарила ему судьба. Одной из них была встреча с Б.Б. Пиотровским, яркая и сложная жизнь которого была беззаветно отдана людям.
Эти яркие моменты жизни изложены Арнольдом Витолем в цикле воспоминаний “ Невысказанные мысли. Записки, которые в свое время не велись” [2].
размещено 28.03.2008
[1] Витоль А. Невысказанные мысли. Записки, которые в свое время не велись // Аврора. 1993. № 1. С. 118.
[2] Витоль А. Невысказанные мысли. Записки, которые в свое время не велись // Аврора. 1993. № 1 – 3.
(0.1 печатных листов в этом тексте)
|