Е.В. Чуйкина (Пермь)
К «малым городам» на территории Пермского края, в пределах исторических центров которых находятся объекты археологического наследия (далее ОАН), можно отнести: г. Чердынь (ОАН «Чердынь, поселение (посад)», «Троицкое городище», «Вятское I, городище»), г. Соликамск («Соликамск, город»), г. Кунгур («Кунгур – Кремль и посад, поселение»), г. Оханск («Старый Оханск, поселение»), г. Оса («Осинское городище», «Осинское I, селище», «Осинское II, селище»), г. Усолье («Усолье, поселение»), г. Очер («Очерский завод, поселение»), пос. Суксун («Суксунский завод, поселение»), пос. Ильинский («Ильинский, поселение»), пос. Ныроб («Ныроб, поселение») (рис.1).
Большинство указанных ОАН находятся на государственной охране с 1993 г. (Решение Малого Совета Пермского облсовета народных депутатов №683 от 20.05.1993), затем включены в Государственный список памятников археологии регионального значения Пермской области Распоряжением губернатора от 05.12.2000 №713-р (с редакциями). Троицкое городище в Чердыни учитывалось как памятник археологии федерального значения согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 30.08.1960 г. №1327.
В 1970-1990-е гг. для Чердыни, Соликамска и Кунгура разработаны и утверждены Проекты зон охраны памятников истории и культуры. В 2005-2008 гг. разрабатывались (обновлялись) ПЗО для Кунгура, Чердыни, Соликамска, Оханска и Суксуна, однако они до сих пор официально не утверждены по различным причинам.
В целом, археологические исследования, как научные, так и охранные, в малых городах Пермского края практически напрямую связаны с их градостроительной спецификой. Так, в археологические границы Кунгура, Чердыни («Чердынь, посад») входит преимущественно частная жилая застройка, Соликамска – большей частью церковно-архитектурный ансамбль центра города и часть частной застройки. Археологические Суксун и Очер ограничены территориями заводов и прилегающей застройкой, как частной, так и общественной. Границы археологического Усолья включают в себя «музейный остров», с минимумом частной жилой застройки. Древние городища находятся в пределах Осы и Чердыни (Троицкое и Вятское), не используются активно в хозяйственном отношении (Оса – территория музея, Вятское городище – парк).
До середины 2000-х гг. охранные археологические исследования в малых городах края проводились в целях определения границ зон охраны (Кунгур, Соликамск), либо после выявления нарушений законодательства (Кунгур, Соликамск, Чердынь). Ряд археологических исследований был связан с проводимыми земляными работами около зданий – памятников архитектуры или памятников истории (Чердынь, Соликамск, Ныроб). Очень редко небольшие охранные работы предваряли новое строительство (Очер, Оса, Соликамск).
В 2005 г. штат Областного научно-производственного центра охраны памятников (ОЦОП), выполнявшего функции госоргана охраны памятников, был расширен. Появились инспектора-археологи, увеличено количество выездов на памятники археологии (Чуйкина Е.В., 2008. С.38-40). Взаимодействие инспекторов с муниципалитетами привело к включению ОЦОП в список согласующих организаций в случаях предоставления земельных участков (стадия Акта выбора или Акта обследования) для проведения хозяйственной деятельности в городах и поселках Пермского края. Наибольшее взаимодействие с органами муниципальной власти удалось наладить в Кунгуре и Соликамске. Так, к примеру, в 2005-2006 гг. в пределах ОАН «Кунгур – Кремль и посад, поселение» было согласовано около 20 объектов, в 2007 – более 30, в 2008 – более 30, в 2009 – около 30. Две трети случаев составляли обращения граждан (физических лиц) для согласования работ по строительству линий коммуникаций (водопровод, канализация, газопровод) к частным жилым домам. Реже встречались согласования строительства гаражей, пристроек или расширения существующих зданий. Обращения юридических лиц также были связаны преимущественно со строительством линий коммуникаций.
В связи с почти полным отсутствием археологических исследований в пределах исторических городов, для принятия решения о возможности согласования проведения земляных / строительных работ на конкретных частных участках, практиковалось привлечение археологов для шурфовки (1-4 шурфа). Кроме этого, инспекторами-археологами ОЦОП в ходе поездок выявлялись нарушения условий согласования, нарушители понуждались к проведению охранных археологических работ.
Таким образом, в 2005-2008 гг. на территории Кунгура силами КАЭ ПГУ были проведены охранные археологические исследования примерно на 50 участках, заложено около 40 шурфов, 5 раскопов, проведен надзор за ведением земляных работ на не менее 5 объектах.
Несмотря на меньшее количество согласований по Соликамску, тем не менее, на нескольких объектах также была проведена шурфовка и надзор. Единичные согласования на территории Усолья, Суксуна, Осы привели в результате к проведению охранных археологических работ лишь на одном участке (Осинское I селище, 2008, 1 шурф). Основными заказчиками проведения археологических исследований являлись частные лица.
В 2005-2008 гг. на основе исторических карт и имеющихся археологических исследований были составлены и утверждены в Министерстве культуры РФ паспорта на указанные объекты археологического наследия. Описаны границы более детально, поулично, вместо общего описания «исторический центр» и условных границ. Единичными шурфами для подготовки паспортов и определения границ территорий были обследованы Оханск (2005), Суксун, Очер, Оса, Ныроб (2007).
В Чердыни в 2006-2007 гг. проводились раскопки на местах бывших часовен для их последующего восстановления.
После организации в конце 2009 г. Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее - Инспекция) как самостоятельного уполномоченного в сфере охраны памятников органа государственной власти, практика согласования Актов выбора земельных участков продолжилась, но и стало применяться требование разработки Разделов об обеспечении сохранности ОКН при проведении работ на территориях ОАН.
С 2010 года КАЭ начала выполнять работы по разработке Разделов, но в большинстве случаев без проведения шурфовочных работ, на основании имеющихся сведений о составе и мощности культурных напластований. Это связано с тем, что заказчиками указанных работ являются преимущественно проектировщики, ограниченные сроками проектирования (отсутствие времени на получение Открытого листа, проведение работ в весенне-осенний период) и бюджетом проекта. Появление аттестованных экспертов по проведению историко-культурной экспертизы и наработка практики в этом направлении, тем не менее, привели к практически полному прекращению обращений граждан в археологические экспедиции для проведения охранных археологических работ на территориях малых городов Пермского края. Охранные археологические работы стали проводиться преимущественно по заказу юридических лиц, на основании требований Разделов обеспечения сохранности ОАН, в виде археологического наблюдения (Соликамск, Оса) в зонах прокладки коммуникаций, благоустройства территорий, реже – в виде небольших раскопок.
С 2007 г. в Пермском крае активно проводились работы по разработке документов территориального планирования – схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов населенных пунктов. При разработке этих документов значительная работа была проведена Инспекцией, Министерством культуры Пермского края и НПЦ по охране ОКН Пермского края, поскольку при согласовании документации большое внимание обращалось на корректность нанесения границ территорий памятников археологии на картографические материалы, полноту перечня объектов и правовые режимы использования территорий ОАН (Изосимов Д.А., Чуйкина Е.В., 2011. С.288-289). В результате, к концу 2013 года требование законодательства о необходимости разработки и утверждения документов территориального планирования муниципальными образованиями Пермского края выполнено.
Кроме этого, с 2011 года Инспекцией начата работа по внесению сведений о границах территорий объектов археологического наследия в Государственный кадастр объектов недвижимости (ГКН) в виде зон с особыми условиями использования территорий (Жуковский А.С., Чуйкина Е.В., 2011. С.287-288). В числе первых объектов, о которых внесены сведения в ГКН, были памятники археологии, расположенные в городах. Источниками сведений послужили паспорта на памятники и материалы проектов зон охраны.
Начавшаяся в 2012 году и длящаяся до сих пор реорганизация госоргана охраны памятников (изменение структуры и штата, передача полномочий, кадровые перестановки) привела к ухудшению ситуации в сфере охраны объектов археологического наследия.
С 2012 г. Инспекцией было предложено органам муниципальной власти при предоставлении земельных участков под хозяйственное освоение на стадии Акта выбора пользоваться самостоятельно имеющимися правовыми системами и картографическими материалами на объекты археологического наследия, а направлять на согласование только проекты решений органов местного самоуправления о предоставлении в пользование либо собственность любых земельных участков, расположенных на территории объектов культурного наследия, с приложением копий уже утвержденных Актов о выборе и соответствующих решений о предварительном согласовании в случае, когда подготовка Актов требуется действующим законодательством. Количество согласований значительно уменьшилось. Так, за период 2012-2014 гг. госорганом охраны ОКН Пермского края подготовлены ответы лишь на 15 запросов о возможности хозяйственного освоения на территории рассматриваемых городов (2012 – 5 обращений, 2013 – 2, 2014 – 8 обращений за 9 месяцев). Две трети обращений составляли обращения юридических лиц, а большая часть всех обращений касалась проведения работ по строительству или ремонту коммуникаций (автодороги, газопровод, электросети). По требованиям законодательства Разделы об обеспечении сохранности по объектам разработаны и согласованы Министерством культуры Пермского края. Археологические охранные работы проведены лишь на одном объекте в г. Кунгуре, да и то после выявления нарушения – в 2013 году, в виде зачисток стенок строительного котлована. В 2014 году также в г. Кунгуре проведены работы в виде археологического наблюдения на месте строительства гостиницы, а в 2015 году планируется проведение охранных работ в виде археологического наблюдения в г. Соликамске.
Уменьшение объемов проведенных охранных мероприятий на территориях объектов археологического наследия можно связать с несколькими факторами. Несомненно, экономический кризис 2008 года привел к сокращению нового строительства, а следовательно и к сокращению охранных работ предваряющих строительство.
Вступление в силу Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» значительно структурировало процедурную часть контрольно-надзорных мероприятий, проводимых госорганами. Но в сфере охраны памятников археологии этот закон скорее принес больше отрицательных результатов, нежели положительных. Коллизии законодательства (право частной собственности на земельные участки и государственная собственность на объекты археологического наследия), отсутствие фактических пользователей ОАН, отсутствие общероссийской практики выдачи охранных обязательств на памятники археологии, а также достаточно жесткие условия процедуры проведения контрольных мероприятий привели к серьезному уменьшению количества проверок. Проверки соблюдения законодательства проводятся в отношении собственника / пользователя объектов культурного наследия, которым для памятников археологии является государство, чья собственность в отношении ОАН не разграничена. В небольшом количестве проводятся контрольные мероприятия за состоянием памятников археологии, но преимущественно в отношении памятников, расположенных за пределами городов. На территориях городов проверки соблюдения законодательства в отношении памятников археологии проводятся в основном в случаях выявления сторонними лицами фактов нарушения законодательства. В 2013-2014 гг. сотрудниками КАЭ выявлено три случая проведения несогласованных земляных работ на территориях объектов археологического наследия в Усолье, Кунгуре и Чердыни. По всем фактам краевым Министерством культуры проведены контрольные мероприятия, нарушители привлечены к административной ответственности, но культурные напластования на этих участках уничтожены, а научная информация большей частью потеряна. В заведении уголовного дела в отношении нарушителей-застройщиков в г. Кунгуре органами внутренних дел было отказано.
Таким образом, можно констатировать, что за последние годы охранная археология, особенно в отдаленных от центра и малых городах Пермского края, фактически «сошла на нет». Особой проблемой нам представляется отсутствие механизмов и принципов контроля за выполнением мероприятий, разработанных в Разделах об обеспечении сохранности ОАН в составе проектной документации. К ухудшению состояния ОАН и увеличению количества фактов нарушения законодательства приводит и отсутствие системы фактического контроля за осуществлением хозяйственной деятельности на территориях объектов археологического наследия.
Список литературы:
Жуковский А.С., Чуйкина Е.В., 2011 - Внесение сведений о памятниках археологии в государственный кадастр объектов недвижимости // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Великий Новгород – Старая Русса. Т. II. СП-б-М-Великий Новгород. С.287-288.
Изосимов Д.А., Чуйкина Е.В. - Охрана объектов культурного наследия и документы территориального планирования (опыт Пермского края) // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Великий Новгород – Старая Русса. Т. II. СП-б-М-Великий Новгород. С.288-289.
Чуйкина Е.В., 2008 - Охранная археология в Пермском крае: история, проблемы, перспективы // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Выпуск V. Университет и историко-культурное наследие региона. Пермь. С.38-40.
Список сокращений:
ГКН – государственный кадастр объектов недвижимости
КАЭ – Камская археологическая экспедиция
ОАН – объект/объекты археологического наследия
ОКН – объект/объекты культурного наследия
ОЦОП – Областной научно-производственный центр по охране памятников
Илл. 1. Объекты археологического наследия в малых городах Пермского края
Публикуется впервые