В.А. Бебихов
Введение
Продолжается публикация Аннотаций для 1-33 томов ПЗ.
Аннотации оформлены подобно статьям справочников (для наглядности и компактности), см. Предисловие к Аннотациям ПЗ.
Аннотации
К 175-летию Горьк. Акад. театра драмы им. Горького
*А. Коновалова Первые шаги сов. театра в НН (2-12)
О театр. весне 1917-20 гг. – на основе репертуарного Нижег. гор. театра, в нём гастролировали столичные театры, и эпизодически действующих Городск. и Сорм. народных домов и клубов.
С ноября 1917 г. театральное дело – в руках Театр. отдела Наркомпроса. В репертуаре театра - пьесы М. Горького, А. Чехова и Л. Андреева (революционные), но больше - проходных незначительных пьес.
С сентября 1919 г. Центротеатр, в НН Губцентртеатр, руководит театр. делом в стране. Определяет репертуар: «Он д. б. героическим, тема борьбы за новые формы жизни … Революционность определяется… духом, пафосом пьес». Больше стало пьес великих русских и иностранных драматургов – при вводе пьес «нового революционного репертуара».
К перечисленным добавлялись (возникали, соединялись, распадались) новые театральные заведения. Расширялись гастроли в НН столичных и др. театров.
До середины 1920 г. преобладал реализм - МХАТ и др. театры. Далее и в НН и. м. борьба театральных направлений. Например, у последователей театров Мейерхольда и Пролеткульта актуальные полит. лозунги совмещались с формалистич. фокусами.
Преобладал расцвет – благодаря заботам партии и правительства о театральном деле.
Статьи о Горьком
*В.В. Золотницкий М.П. Дмитриев и А.М. Горький (14-34)
О замечательном фотографе, его деятельности. О его фоторепортаже-подвиге бедствия Поволжья 1891 г.: засухи, голода, эпидемий. 9 лет фотографирования Волги (от истока до Каспия) и ей окрестностей, и НН, памятников истории и культуры, отражение народной жизни. Фотографирование нижег. интеллигенции.
Непрерывная длительная дружба, семьями, Горького и Дмитриева. Его фото – энциклопедия жизни Горького в НН. Также много фото по заказу Горького: к его пьесам, книгам... В 1928 г. Горький защитил Дмитриева от чиновников, которые зачислили его в предприниматели и обложили высоким налогом.
*Б.В. Кузнецов А.М. Горький и Л.А. Сулержинский (35-41)
Он известный режиссер и актёр, художник и литератор, - сподвижник Станиславского, ведущий повседневную репетиционную работу с артистами МХАТа. Его, совсем ещё молодого, неожиданная смерть потрясла театр. С Горьким - тесная дружба и нередко совместная деятельность, например, при создании Нижег. народного дома.
Примечание 2009 г. М. Булгаков в романе Театр сатирически изобразил Станиславского, но с большим уважением и теплотой отнёсся к Л. Сулержинскому.
*О.М. Лебедева М. Горький и маг. Книжный музей (42-49)
С окт. 1901 г. Горький – один из пайщиков-организаторов книжного магазина «Книжный музей» на Б. Покровке. Сотрудники магазина – друзья Горького, часть из них – революционеры. Поэтому было организовано получение и распространение нелегальной литературы, и на пароходах, – в дополнение к торговой и просветительской деятельности.
Горький, часто бывая в магазине и, содействуя его работе, вступал в беседы с подростками. Часть из них вступила в рев. кружки. Были обыски, аресты и репрессии.
Воспоминания
*А.А. Коган Из истории развития проф. муз. образования в НН-Горьком (51-69)
Экскурс в Х1Х век: В.Ю. Виллуан, открытие им Музыкальных классов, позднее Муз. училище, в 1878 г. как начало проф. муз. образования и расцвета муз. жизни НН.
Об успешной деятельности училища в 1911-17 гг., когда в нём учился автор статьи. С 1918г. оно – Народная консерватория (позднее Муз. техникум, потом Горьк. муз. училище), автор – его преподаватель (позднее директор), описавший его историю, включая трудные периоды становления сов. власти и ВОВ.
С 1946 г. автор – организатор создания и руководитель Горьк. гос. консерватории, рассказавший о её первых десятилетиях.
*М. Нестерова Воспоминания о М.И. Зорине (70-78)
Он популярный советский артист эстрады. Русский Чарли Чаплин, по словам американцев. Член группы оперетты в Оперном театре, её лидер, создатель ярких образов. Популярный поэт, автор, например, исторической поэмы о НН и известной «народной» песенки: …трёхэтажный дом горит,/А народ кругом стоит, /Это чёрт ли не пожар, /Только зря сюда бежал…».
По горьковским местам
*М.М. Кишкинцева Здесь учились внучки А.М. Горького (80-81)
В моск. шк. 175 учились внучки М.Горького Марфа и Дарья. Об их участии в подготовке юбилеев Горького. О передаче ими в дар Литмузею альбома, посвящённого Горькому.
С.Н. Абакумов А.М. Горький в Колонном зале (82-83)
Автор – руководитель ансамбля Моск. Гос. консерватории, выступавшего в Доме Союзов на совещании по вопросам литературы. Среди других в президиуме Луначарский, Горький. Он поблагодарил ансамбль: Спасибо вам, хорошо поёте! Л-ий в своей речи «давал мудрые советы».
В музее А.М. Горького
*Н.А. Забурдаев 45 лет Гос. музею А.М. Горького (85-93)
Литмузей - один из ведущих в стране. Он «отнесён 1-й группе по оплате работников». Об огромной разнообразной работе музея и его развитии.
*Т.А. Рыжова Массовая научно-просветительская работа в 1975 г. (94-95)
В этом году – около 500 тыс. посетителей. Огромная работа и в музее, и вне его.
*Порунова В фондах музея (96-99)
Огромная собирательная и научно-исследовательская работа, новые разделы фонда, новые экспозиции.
*Н.Б. Шелепенкова 2-е рождение (100-104)
О больших реставрационных работах в Литмузее и его филиалах. Смета работ.
*А.Н. Батуро В «Домике на съезде» (105-106)
О реставрационных работах в Домике Каширина, благодарности посетителей.
*Н.Н. Шипанова Интерьер «На дне» (107)
О создании в Литмузее, в зале «Буревевестник революции», макета сцены из пьесы На дне.
*В.А. Рымарь Квартира А.М. Горького (108-111)
О двух первых годах работы Музея-квартиры А.М. Горького, успехах.
*Актив шк. музея, И.Ф. Шаляпина Юные шаляпинцы в Ленинграде (112)
О поездке в Ленинград лучших юных экскурсоводов Александровской школы.
ОСНГ
*Г.Н. Мастеров Поют ветераны (114-116)
Руководитель Хора ОСНГ о хоре, его активе и солистах.
*Т.А. Таскина Заслуженное признание (117-118)
К 75-летию Г.Н. Мастерова о нём, его работе с Хором, о многочисленных знаках признательности руководителю и Хору.