Введение
Продолжается публикация Аннотаций для 1-33 томов ПЗ.
Аннотации оформлены подобно статьям справочников (для наглядности и компактности), см. Предисловие к Аннотациям ПЗ.
Аннотации
*О.А. Капустина Предисловие (3)
Том посвящён годовщине Великой победы, членам ОСН - участникам ВОВ.
-
ВОВ в памяти народной
* Агеева Н.Ф. (5-6)
1921 год рожд., блокадница, солистка хора.
О невыносимости блокады (125 грам хлеба в день и др.). В январе 1942 г. эвакуация через о. Ладожское на груз. машине с ½ буханки хлеба. В вагоне поезда – по двое на полке. В Ярославле – больница для дистрофиков, лук от местных. Тиф при следовании на Алтай – пришлось лечиться в Бийске.
К осени 1943 г. окончание ин-та молочной промышленности, направление на Горьковский молокозавод, где работа по 1972 г.
*Морозова Я.В. (6)
Оккупация в латв. деревне. При уходе немцев не позволила им забрать лошадь.
* Антошина С.М. (7)
В начале ВОВ в Тамбове с мамой, работа в школе. На траншеях и уборке урожая.
Курсы радистов в Горьком и фронт. Обеспечение связи в отдельном батальоне. Участие в жестоких боях. После ранения в ногу осталась в строю, потом подлечилась в госпитале. В 1944 г. прорыв обороны немцев, поддержка Словацкого восстания, эвакуация выживших словаков. Взрывом автора выбросило из машины.
Пришлось воевать с не сдавшимися немцами до 11 мая 1945 г
* Н. Мартынова «Своим не верю юбилейным датам, меня не хлопай старость по плечу» (9-10)
О Антошиной С.М., см. выше, 80 лет. На войне – и переводчица. На фронте – замужество. После войны - дети, различная работа. В 46 лет окончание ин-та. При успешной основной работе большая общественная работа.
* Багрянцева В.А. Какими мы были (11-13)
Во время ВОВ преподавание в школе. Сначала почти как обычно, но с добавлением - обучением военному делу до имитации вражеских налётов. Потом труднее: холодно, мало учебников, вместо тетрадей что придётся… Даётся в школе мал. кусочек хлеба, который почти все дети несут домой для маленьких. Плохо с обувью, иногда дети ходят в школу по очереди. Да ещё эпидемия холеры. Затронула школу, семья не болела. Автор в школе организовала хор, сама поёт и играет на гитаре. Хор выступает перед ранеными. Летом 1943 г. загородный пионерский лагерь. От комаров – малярия, и у автора.
С окончанием вечерних курсов медсестёр городской госпиталь, потом фронтовой в послеоперационном отделении. Почти круглосуточная работа, также переборка овощей и др. Пение с гитарой для раненых.
* Герасимова В.С Стихи (14)
1925 год рожд., труженица тыла.
* Егорова З.Н. (15)
1919 год рожд. Курсы медсестёр. С 1944 г. полевой госпиталь. Очень много раненых. Работа и при бомбёжках и обстрелах. Помогали легко раненные.
* Золотова Н.А. (16)
1923 год рожд. С начала ВОВ член ПВО. Потом работа с секретными документами в обкоме ВЛКСМ. Около года боец военизированной охраны на внутренних постах. Работа в ОК ВЛКСМ.
* Калентьева В.А. (17-19)
После окончания Инъяза с ноября 1942 г. в районе Сталинграда боец, потом начальник КПП.
Неубранные трупы немцев – привыкли. Бомбёжки и обстрелы. Некоторые из девушек погибли. Потом работа в политорганах.
* Климова О.Я. (21-22)
1919 г. рожд. К началу ВОВ преподаватель Балахнинской шк. Муж на фронте, погиб. Кроме школы: на совх. полях, разгрузка барж, рытьё траншей… Плохо с едой. Учителям дали участки земли – хорошие урожаи картошки.
* Комарова О.Я. (22)
1917 г. рожд. Курсы медсестёр. Практика и работа в горьк. госпитале. Инфекционный полевой госпиталь в Старом Осколе. Сыпнотифозные больные, в основном немцы. До установки госпиталя первая помощь раненым, лежащим на земле. Их сортировка на живых и мёртвых, посильная помощь. Отправка.
* Кулакова Е.А. (23)
1907 г. рожд. Контролёр военного завода в Горьком. Инвалид с 1944г. Работа в Доме связи до пенсии. Муж вернулся с фронта инвалидом.
* Лазарева Н.П. (24)
1913 г. рожд. С начала ВОВ ускоренная учёба в пединституте, на Сормовском заводе сооружение защитных валов вокруг нефтяных баков.
С 1942 г. сельская школа, инспектор школ – с участием в сельхозработах.
* Менкина Е.К. (25-26)
16 лет к началу ВОВ. ФЗО – с работой по 12 часов в день. Потом круглосуточная работа. Осенью 1941 г. рытьё окопов. И в цеху, и дома холодно - буржуйка. Свободная земля – под картошку, хороший урожай. Продкарточки, длинные очереди.
В 1943 г. рытьё торфа как топлива для завода.
* Мордвинкина Г.И (27-29)
1917 г. рожд. Выпускница ГМИ 1941 г. – вместо выпускных экзаменов собеседование с обучением по хирургии. Педиатор в больших яслях от военного завода. На траншеях – с возвращением после отступления немцев.
Работа беременной почти до родов в марте 1942 г. Начальник медсанчасти пересылочного отдела заключённых. На автозаводе зеки строили цех. Создание Дома ребёнка для заключённых, хороший уход за детьми.
* Немировская З.А (30)
1926 г. рожд. С 1943 г. помощник капитана для сопровождения курсантов на Волжской военной флотилии. В Сталинграде – концерт Руслановой. Каспийская военная флотилия.
* Пискунова О.П. (31-32)
1909 г. рожд. При обороне Москвы эвакуация с двумя детьми – с приключениями и трудностями до Шумерли, где живёт мать автора.
Она воспитательница в детском доме. Дети из Ленинграда: дистрофики, все не смотрят, не разговаривают, стоят лицом к стене. Летом с ними в лагере.
С 1943 г. Москва, воспитатель в детдоме.
* Рушук А.И. С верой в победу (33-34)
К началу войны студентка 3 курса педин-та. В октябре – на защитных сооружениях. С весны 42 г. преподавание в школе. Учёба в 3 смены. Трудности. Ученики дежурят в госпитале. Учителя, кроме школы, на заготовке дров и разгрузке вагонов с дровами, ремонт школы. Летом в конном заводе: заготовка кормов и др. Мужчин нет, кроме инвалидов. Деревенский хлеб без соли. Лакомство – турнепс.
* Тихонова Н.В. Мой муж - участник ВОВ (35)
Б.С. Тихонов к началу войны в Бресте, артиллерийский полк. Пушки были разобраны для техосмотра. Отступление до Тулы, иногда параллельно немцам, они обычно двигались, не отвлекаясь. Тиф. Потом муж – военный фельдшер.
* Токарев И.Д. (36)
!920 г. р. Воспитанник Коммуны им. Дзержинского.
Ульян. военное училище. Радиовзвод аэродромн. обеспечения. Отступление через Крым в Керчь. Бомбёжка немцами скопления наших войск. Переправа – без потерь в людях и технике, что – редкость. И дальше обеспечение радиосвязи.
* Марина Галкина Девочки, постарайтесь вернуться назад! (37-39)
О Галине Ник. (Гараниной) Галочкиной. Ей 19 лет. Она инструктор ЦК комсомола в Зап. Украине. Курсы медсестёр, потом Львовск. медин-т., где её застала война.
В городе – антисоветские выступления. Работа в госпитале, много раненых. Бомбёжки. Отъезд с эшелоном раненых. На остановка отсортировка умерших.
Под Орлом медсанбат. Работа и при налётах. Окружение и прорыв из него – с ранеными. По реке тащили, как бурлаки, самод. плот с ранеными. Раненых – на платформы узкоколейки и толкание платформ. Конец войны под Кенигсбергом, и после 9 мая.
Домой в янв.46 г. Оказалось, здесь голод, какого она не знала на фронте.
2. Нижегородские учёные
* В.Н. Андрианова Е.А. Чижова Венеролог Д.С. Чапин (К 80-летию со дня смерти) (43-44)
1856-1922. Он из стоящих у истоков лечения в НН и губернии кожно-венерологических заболеваний и создания соответствующих учреждений. Преподаватель. Автор научных трудов.
* О.В. Орельская Нижегор. архитектор-реставратор С. Агафонов (45-49)
1911-2002. Его усилиями сохранились памятники культуры, а НН приобрёл статус исторического города. Его заслуга – подготовил проект, добился и осуществил реставрацию Кремля.
В войну – маскировка объектов города.
Большая исследовательская и научная работа. Участие в восстановлении и реставрации памятников культуры по стране.
* Е.М. Безухова Золотая нить в лавровом венке нижегородцев. (51-56)
О М.И. Волском. Разнообразная конструкторская и изобретательская деятельность. Его новаторство часто вызывает противодействие, как правило, им преодолеваемое.
В ВОВ – военные заказы.
Проф. ГИИВТа, преподавание и конструкторская и проверочная работа в собственной лаборатории – при вкладывании в неё собственных средств. Прославился универсальной концепцией дыхания, объединившей биологические, медицинские и кибернетические аспекты.
* Т.Е. Калинина Проф. С.С. Четвериков. Судьба (57-68)
Автор – автор большой кн. «С.С. Четвериков. Документы к биографии, неизвестные работы, перепись и воспоминания», 2003., 40 лет для книги собирающая материалы.
ССЧ – разработчик популяционной (синтетической) теории эволюции, объединившей учение о геномах, их изменчивости и эволюционную теорию Дарвина.
В 1929 г. – арест. Повод – вольное обсуждение с учениками теоретических вопросов, иногда доходящее до взаимооскорблений (типа: Сам - дурак). Очередной докладчик предварительно прослушивался Четвериковым. И. м. недопущение к обсуждениям того, кто не нравился хотя бы одному из его участников. Обвинение: антипатриотические и антисоветские высказывания.
В 1935-48 гг. ССЧ – зав. каф. генетики и селекции ГГУ. В 1948 г. на учёном совете ГГУ ученик ССЧ подверг резкой критике его и его учеников за занятие лженаукой генетикой. У ССЧ – третий инфаркт.
3. Памяти близких
* П.И. Обухов Памяти Дм. Вас. Патаракина (71-72)
Участник ВОВ. Технология судостроения. Директор ЦНИИТСа. Общественная деятельность. Поэт.
* О.А. Капустина Он был незаурядным человеком (Рассказ о судьбе моего отца) (73-76)
1882 г. р. Учитель. Канавинское железнодор. училище.
Револ. деятельность и острог в 1910 г. Армия в 1-ю мир. войну. В 1917 г. городской голова г. Рославля.
С 1918 г. Ярославль: учитель, организатор и руководитель Товарищества по обработке земли. С коллективизации бухгалтер колхоза. Его жена – учительница. В 1937 г. арест, гибель в 1939 г.
* И.В. Клиросова-Косарева Последняя экспедиция (76-82)
О посл. экспедиции вдоль Полярного круга А.А. Блинцовского (псевдоним Аркадий Сарлык). Вскоре после неё он погиб в 2002 г.
И о нём: радиофак и филфак ГГУ и сценарный факультет ВГИКа, успешное начало творческой деятельности. Цитируются его стихи.
4. Исторические этюды
* А.А. Нечаев Сложная и трудная судьба декабриста И.А. Анненкова и его супруги П,Е. Гебль (85-87)
Она, француженка, поехала к нему, недоучившемуся студенту, в Сибирь. У А. Дюма в Учителе фехтования - про них.
Свадьба. Развела огород и научила огородничать супруг декабристов.
С 1856 г они в НН. Он 5 раз предводитель дворянства Нижег. губернии, 3 года председатель Нижегор. земского управления – содействие отмене крепостничества. У обоих - большой вклад в просвещение.
* Н.Н. Андрианов К истории Починковского конного завода. Сметанка (89-97)
До ВОСР: …Починковская заводская конюшня военного ведомства, с 1914 г. Конный завод тяжеловесных пород. И после: …создание породы Орловских рысаков, рекордсмен жеребец Сметанка.
5. Это тоже интересно
* Л. Кудрявцева Как Иван Токарев стал «сыном» Макаренко (99-100)
Когда ему было 15 лет, от голода умерли мать и ст. брат. Трудовая колония в Полтаве, в монастыре. Детская труд. колония им. Дзержинского с 1934 г. – Макаренко. Чистота и порядок, дисциплина. За нарушения – наряды, также два часа чтение книг. За серьёзное – «вызов на середину» на Совете командиров – высшем органе. Обучение профессии.
Военное училище. ВОВ.
* В.Д. Смирнова На четырёх колёсах по пяти республикам (101-104)
О поездке на «Москвиче» в 1960 г.
* О.А. Капустина Эпизод из деятельности Хора ОСН (105)
Апрель 2001 г. 14 беспл. путёвок в пансионат «Лестной курорт». Активная концертная деятельность. Певица, автор сценариев и ведущая – Э.Д. Рогачёва.
6. Поэтическое творчество нижегородцев
*Д.В. Патаракин (111-122)*Н.И. Зиминская (123)*М.И. Леващова (124)*Н.С. Садовников (125-126)*В.А. Багрянцева (127)