В.А.Харламов
Навеки в памяти народной. Патриот земли русской К.Минин
Россия отмечает одну из самых выдающихся дат в своей истории: 400-летие подвига Нижегородского ополчения под предводительством К. Минина и Д.М. Пожарского.
Нижегородцев эти события особенно волнуют. Именно на нашей земле прозвучал клич Кузьмы Минина, зовущий сограждан к защите Отечества от иноземцев. Именно отсюда, из ворот Ивановской башни Нижегородского кремля вышли на освобождение Москвы ранней весной 1612 года ратники, пополнившиеся по пути отрядами патриотов из других городов, и могучая сила этого всенародного освободительного движения смела как иностранных захватчиков, так и своих временщиков, воссоздала государственность в национальных традициях.
Как известно, президент России специальным указом от 3 марта 2011 года «О праздновании 1150-летия зарождения Российской государственности» подтвердил эту знаменательную дату нашей истории. В контексте драматических событий в России в первой четверти XVII века победоносная значимость Нижегородского ополчения особенно актуальна. А 2011-й год решением Губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева был объявлен «Годом гражданина Минина».
Нижегородцы гордятся, что в фондах Центрального архива Нижегородской области, в его справочно – информационном фонде сохранились документы- свидетельства, имеющие отношение к событиям славного прошлого нашей истории. Это, прежде всего,
– Запись в Синодике Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря о роде Кузьмы Минина и о роде князя Д.М.Пожарского (Синодик архимандрита Трифона, 1595 год);
– Краткое историческое предание и рисунки П.Т. Дмитриева «Воззвание К. Минина к нижегородцам и выход ополчения 15 февраля 1612 года из Нижнего Новгорода». 1890 год;
– Поколенная роспись предков и ближайших родственников князя Д.М. Пожарского. 26 февраля 1891года;
–Заемная кабала на лавку в Нижнем Новгороде, данная посадскими людьми Кузьмою, Афанасием и Григорием Чапуриными вдове Кузьмы Минина – Татьяне Семеновне, и купчая о передаче этой лавки причту Спасского собора. 9 марта 1635 года;
– Выписка из «Нижегородского Летописца» о деятельности князя Д.М. Пожарского в Н. Новгороде. 22 ноября 1793 года.
А в предновогодье 2012 года издательство «Книги» выпустило подготовленный архивистами удивительный 2-х томник «Подвиг нижегородского ополчения», включивший переиздание XI тома «Сборника Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК), опубликованного в 1913 году «в память 300-летия нижегородского подвига», а также исторического труда П.Г.Любомирова «Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 – 1613 гг.», очерки архивиста Б.М. Пудалова и др. историков. Каждому из нас сегодня предоставлена возможность приобщиться к подлинным событиям XVII века.
Мне представились удивительно актуальными торжества в Нижнем Новгороде в мае 1916 года, посвященные 300-летию памяти Минина. Как известно, шла Первая мировая война, – до торжеств ли тут? И вдруг – такие масштабы чествования подвига нашего любимого предка. Именно это является еще одним свидетельством значимости, величины события. Сохранившиеся публикации нижегородских газет того времени позволяют современникам в полной мере сопережить исторические события, как будто они происходили сегодня. «Волгарь» пишет: «…Сегодня в Нижнем общественный праздник. День Минина. Сначала предполагалось ограничиться самым скромным торжеством в виде служения панихиды на могиле и затем – торжественного заседания Нижегородской губернской ученой архивной комиссии… Рамки торжеств были широко раздвинуты…», торжеству был «…придан уже широкий всероссийский общественный характер. В Нижний съехались депутации общественных, городских и земских учреждений не только Нижегородской губернии, но и других…
К 11 ч[асам] дня у собора и в Мининском саду скопилось огромное количество публики, пришедшей смотреть на торжественный крестный ход из собора, к месту воззвания Минина к народу… Крестный ход должен был идти по тому самому пути, по которому вел Минин нижегородское ополчение триста слишком лет назад…Торжественная процессия направилась на Часовую гору, к памятнику Минина (обелиск Минину и Пожарскому), где была отслужена лития. От памятника крестный ход вернулся через Мининский сад обратно к Ивановскому съезду и по нему спустился вниз, мимо часовни Спасителя, к церкви Николы – на Торгу. Здесь была совершена заупокойная лития, и крестный ход направился по Зеленскому съезду к городской управе.
Едва только хоругви успели завернуть на Зеленье, как начался дождь – вначале мелкий, а потом – сильнее и с градом. Почти вся публика была без зонтов, и ее основательно вымочило. Процессия последовала на Благовещенскую площадь… Дождь постепенно утих. В крестохождении участвовала Оранская икона Божьей Матери.
Благовещенская площадь с утра представляла необычное зрелище. У кремлевской стены, близ управы, был выстроен большой помост, на котором расположился хор из учащихся средних и начальных училищ Нижнего. Численность хора доходила до 1600 детей (сразу – ассоциация с нынешней хоровой капеллой мальчиков и сводными хорами любимого дирижера Л.К. Сивухина в часы особых торжеств – В.Х.).
Параллельно стене Кремля была выстроена депутация от учащихся средне-учебных заведений во главе с педагогами. Вокруг памятника Императору Александру второму разместились войска местного гарнизона.
В Думе были многочисленные общественные депутации от уездных городов Нижегородской губернии, от Москвы, Петрограда, Поволжья, с далекого юга. Большинство университетов прислали или делегатов, или приветствия. Налицо была почти вся городская дума.
Ровно в 4 часа дня прибыли Его Высочество великий князь Георгий Михайлович…, встреченный маршем оркестра…
Его Высочество обратился к присутствующим и сказал: "ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ПОВЕЛЕЛИ МНЕ ПЕРЕДАТЬ ВАМ ЕГО ПРИВЕТ И СОЖАЛЕНИЕ, ЧТО ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НЕ МОГ ПРИЕХАТЬ НА ПРАЗДНЕСТВА, ПО СЛУЧАЮ ВОЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ"».
Были возложены венки на гробницу Минина.
Громаднейший венок прислан из действующей армии от частей и штаба десятой пехотной дивизии... Надпись на желто-черных лентах гласит: «Благодарные потомки - радетелю земли Русской и спасителю Отечества».
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус возложил серебряный венок с красными лентами: «Гражданину Козьме Минину». «Великому гражданину – нижегородское дворянство». «Великому патриоту – нижегородское губернское земство». «Гражданину Минину от нижегородского уездного земства». Большой серебряный венок – «Благодарная Москва Козьме Минину, великому гражданину Нижнего Новгорода», привезенный московскими депутатами гг. Пузыревским и Шаминым. Серебряный венок с позолоченными ветвями от петроградского купеческого сословия – «Великому патриоту земли Русской, нижегородскому купцу Козьме Минину». Серебряный венок с надписью: «Великому гражданину Козьме Минину. 1616 – 1916» от нижегородского биржевого общества. «Спасителю Отечества Козьме Минину, сподвижнику князя Д.М. Пожарского – город Суздаль». От нижегородских гимназий: «На Руси гражданину Минину слава», «Великому гражданину земли Русской Козьме Минину», «Спасителю родины в годину лихолетья»…
«Если возвратимся воспоминаниями к мининским временам,– пишет «Волгарь» – то увидим, что самый подвиг Минина, человека глубоко религиозного, совершился под непосредственным влиянием церкви и тогдашних ее представителей, игравших руководящую, доминирующую роль в событиях, приведших к спасению России от смуты и угрожающего ей иноземного ига.
Христова вера была для русского народа выше всяких иных ценностей. Утратить ее вместе с национальной свободой было непереносно народу. Отсюда вспыхнул тот общенародный подъем на освобождение Отечества, который утишил внутреннюю смуту и объединил самых различных людей по положению, племенным и иным особенностям около Минина.
Накануне чествования памяти великого русского патриота, среди мыслей, возникающих по этому поводу у многих людей из общества, высказывается желание, чтобы возможно шире был охвачен круг чествования, в котором все вместе были бы объединены (на уровне ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ – В.Х.). Все хотят считать его своим – его, долгое время находящегося в забвении не только у российских обывателей вообще, но и у нижегородских в частности. Торговый класс считает его своим, мещанское общество тоже не хочет уступать Минина никому – и каждый предъявляет свои права. Как-то странно читать о таком споре из-за Минина».
Интересными представляются некоторые литературные сюжеты 100 – летней давности.
Легенда о Минине и Пожарском.
…«Ноне, каженную ночь, Минин с Пожарским являются простому народу. Ходят они вместе, рука об руку по Замковой тропе и тихо, тихо беседуют, - только речей их никто слышать не может, кроме самых старых стариков, своим землистым ухом. Старики говорят, что слышно, что придется нам опять нести наши медные деньги на площадь». Далее– комментарий: «До XVIII века Замковая тропа была единственным спуском к Волге, шедшим извнутри нижегородского кремля». Легенда записана в Нижнем в 1905 году.
И еще - Слово о Минине
Режиссером Императорского Мариинского театра Н.Н. Боголюбовым на торжественном Мининском спектакле… в городском Николаевском театре прочитано следующее стихотворение:
Там, где Волга с Окой в день разлива весной
Обнялись и победно стремятся к Востоку,
Старый город стоит, огорожен стеной, –
Город Минина. Быль отошла на далеко.
Как и встарь, «лихолетье» опять на Руси,
Враг, как прежде, стоит, уснащенный металлом,
Так же шепчем мы снова: «Создатель, спаси! –
Да погибнет змея с ея гибельным жалом!»
Часто, робкие, ищем в стесненной груди
Слов могучих, решений, заклятий и силы;
Что – позор или счастье нас ждет впереди,
Блеск небес синевы или тленье могилы?
Но зачем же гадать? Посмотрите вперед,
На реку: то не русская ль мощь разлилася,
Это Минина слово на подвиг зовет,
Иль не видите вы, что заря занялася?
«…Козьму Минина, простого русского человека, называют великим – «Великим нижегородцем». Да, он великий человек своего времени уже по одному тому, что дело, совершенное им, огромной, колоссальной государственной важности.
Народный герой-патриот был выборным земским человеком старой Руси. Общественность в самом широком смысле – вот его родина, идейная сторона его общественной работы. Вокруг него были выборные люди, они вместе с ним двигали великое общественное дело спасения родины. Наша современная общественность в самом широком значении этого слова должна считать Минина своим предком, объединившим около себя общественные силы страны…», – кажется, что слова эти были написаны не сто лет назад, а произнесены только что, нами…
В.А.Харламов – главный архивист ЦАНО,
Заслуженный работник культуры РФ
Кессель А.В.
Памяти
великих патриотов Отечества
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
«Памятник – это все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить, или поминать дело, не забыть чего», - написал мудрый Владимир Даль.
В 2012 году мы отмечаем 400 лет победы и освобождения от врагов Московского кремля народным ополчением, организаторами которого были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – спасители Москвы и отечества от бед: смуты, разорения и вражеского нашествия.
Обратимся к созданию первого памятника народным героям 1612 года, который был создан только через 200 лет. Установка его задержалась до 1818 года, так как Москва вновь была в опасности. Шла война с Наполеоном.
Начнем, однако, с открытия в Нижнем Новгороде копии первого памятника уже в ХХI веке.
Новая благоустроенная площадь Народного единства у Ивановского съезда, по которому шло народное ополчение Минина из Нижегородского Кремля, новая отреставрированная церковь ХVII века Иоанна Предтечи, новый государственный праздник с 4 ноября 2005 года – День народного единства. Именно в этот день, на этой самой площади и состоялось открытие нового памятника защитникам Отечества 1612 года Минину и Пожарскому.
Исполнилась давняя мечта многих поколений нижегородцев увидеть установленным мартосовский памятник на нижегородской земле. Это копия памятника великого русского скульптора Ивана Мартоса (1754-1835), выполненная московским скульптором, народным художником России Зурабом Церетели специально для нашего города.
А старый памятник 1818 года остался на Красной площади в Москве, и внизу скульптурной композиции на грани плинта сохранилась чуть заметная подпись резцом автора: «Сочинил и изваял Иоанн Петров Мартос из Ични». Почти как надписи древнегреческого ваятеля Фидия, оставлявшего под своими огромными статуями богини Афины свой знак: «Меня сделал Фидий сын Кармидов Афинянин». Мартоса, когда он стал знаменитым скульптором, современники называли – «Фидий XIX века».
Иван Петрович Мартос родился в 1754 году в старинной казацкой семье в местечке Ичня на Украине. Десятилетним мальчиком был привезен в Петербург и принят в Академию художеств. Известно, что в 1764 году вместе с ним были зачислены в Академию мальчики из бедных солдатских семей: Михаил Козловский и Феодосий Щедрин, также ставшие в будущем великими русскими скульпторами.
После окончания Императорской Академии художеств, в 1773 году все трое получили большие золотые медали и были отправлены с пенсионом за границу. В Риме Мартос учился «скульптурному художеству» в мастерских итальянских скульпторов и шесть лет глубоко изучал античное искусство: «делал копии с антиков».
В 1779 году Мартос возвращается в Петербург и его назначают преподавателем в Академию художеств, где он будет трудиться до конца своей жизни. За пятьдесят шесть лет он воспитал не один десяток талантливых ваятелей.
Мартос в конце XVIII века занимает видное место в развитии русской мемориальной скульптуры. Созданные им образы в мраморе отличались эмоциональностью и художественным совершенством. Наиболее значительные памятники Мартос создает в XIX веке. С 1804 года началась большая и длительная работа по созданию главного памятника его жизни – Минину и Пожарскому, ставшему великим творением русского монументального искусства.
Мысль о создании памятника спасителям Отечества от интервентов родилась в начале XIX века в Академии художеств и в общественных кругах Петербурга и Нижнего Новгорода. Было решено, что памятник должен создаваться на народные пожертвования. Иван Мартос был Почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Он в 1804 году предложил свои первые эскизы памятника Минину и Пожарскому на обсуждение. Во многих журналах писали: «…что Россия скоро увидит монумент великим мужам Минину и Пожарскому в Москве…». Но все снова затихло. Мартос работал в это время вместе с архитектором Воронихиным на Успенском соборе на Невском проспекте.
В 1808 году нижегородцы еще раз выступили с предложением продолжить работу над памятником и по сбору средств на его создание. Нижегородский гражданский губернатор А.М. Руновский написал в Петербург, что нижегородское дворянство и граждане губернии просят установить памятник на родине Минина в Нижнем Новгороде. Императорская Академия художеств вновь объявила конкурс. Император Александр I разрешил поставить памятник в Нижнем Новгороде и принять модель и проект «сделанный статским советником и адьюнкт-ректором Академии художеств Мартосом и приступить к работе безотлагательно». Однако все опять затянулось из-за финансовых проблем, да и время было тревожное. Больше средств собрали москвичи, и кабинет министров, уже в 1811 году, принимает решение «…что приличнее поставить монумент в Москве, которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина, а в Нижнем Новгороде соорудить памятник из обелиска …на 18000 рублей, что собрали нижегородцы».
Мартос начал работать над новым вариантом памятника. Первый его проект был с девизом: «Князь Д.М. Пожарский и Косьма Минин, стремящиеся на избавление Москвы». Модели и рисунки представляли Пожарского и Минина, стоящими в античных одеждах. В дальнейшем античные хитоны он русифицировал. Он создает новый проект и новые модели. Образы приобретали большую силу и страстность. Композиция памятника изменилась. Мартос сумел определить должную роль каждому из героев, но объединил их одним порывом к действию. Шла война с Наполеоном. Патриотические чувства еще больше сблизили его с легендарными личностями, которые он создавал с такой любовью: «бессмертны герои, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию. Кто из прославленных героев древности превзошел мужеством и подвигами Минина и Пожарского?», - записал Мартос в своей программе. Изменилась и надпись к памятнику: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Большое внимание Мартос уделяет барельефам на постаменте. Они дополняют композицию монумента. На одном из них на лицевой стороне пьедестала изображен сбор пожертвований нижегородцами и в левом углу барельефа изображен мужчина с двумя сыновьями, которых он приводит в ополчение к Минину.
Скульптор С.И. Гальберг, помогавший Ивану Петровичу, придает лицу мужчины черты Мартоса. Кстати, один сын Мартоса воевал в 1812 году под Москвой, другой сын погиб в это же время во Франции. Второй барельеф посвящен князю Пожарскому и битве за Москву.
Только в 1815 году начались серьезные и сложные работы по подготовке памятника к отливке. Мартос работал вместе со знаменитым мастером-литейщиком В.П. Екимовым. Постаментом из красного гранита, привезенным из Финляндии, занимался архитектор, профессор Академии А.И. Мельников (зять Мартоса). В августе 1816 года в литейной мастерской при Академии художеств приступили к отливке из бронзы монумента и двух барельефов. А весной и летом 1817 года памятник и постамент переправляли водным путем из Петербурга в Москву. Об этом газеты писали: « 1 июля …когда прибыли на родину Минина в Нижний Новгород, памятнику была оказана торжественная встреча. Люди шли и шли...» Только 22 сентября суда прибыли в Москву. Разгрузка, перевозка заняли два месяца. В это время проходили работы по закладке фундамента.
Памятник был установлен на Красной площади у Торговых рядов, которые после войны и пожара 1812 года были восстановлены архитектором О.В. Бове. Это место выбрал сам Иван Петрович Мартос. Он писал: «…место для монумента выбрано на Красной площади напротив Кремля…не на самой середине площади, а ближе к лавкам, чтобы осталась площадь чистая». (Первый и единственный раз памятник был перенесен 9 сентября 1931 года к собору Василия Блаженного).
20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Вся площадь была заполнена народом, несмотря на мороз. На открытии присутствовал император Александр I. Гремела музыка, гвардейцы, участники войны 1812 года, проходили торжественным маршем перед монументом. Это был первый памятник в Москве, поставленный народным героям.
Вот как описал знаменитый памятник французский писатель Александр Дюма в своей книге о России, увидев его в 1858 году: « Первое, что бросается в глаза при входе на Красную площадь – это памятник Минину и Пожарскому. Скульптура – одна из странностей, что встречаются в России. У нас, в стране равенства, о таком и подумать невозможно. На одном пьедестале мясник Минин, который олицетворяет собой народ, и генерал Пожарский - представитель благородного сословия… Группа поучительна, преисполнена красоты и благородства. Воевода Пожарский в античных одеждах (необъяснимая фантазия автора) - изображен сидящим, в правой руке у него меч, а левой он опирается на щит. Нижегородский посадский человек Минин делает шаг к нему, кладет левую руку на меч князя, воздевает вверх правую, словно призывает на помощь. Почти вплотную к памятнику подходят торговые ряды, называемые «Золотыми…»
Обелиск в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
в Нижегородском Кремле.
После открытия в 1818 году в Москве памятника Мартос начал работать над барельефом для обелиска. Но все опять затянулось. Только в 1825 году объявили новый конкурс на создание обелиска для Нижнего Новгорода, на котором был признан проект архитектора Авраамия Ивановича Мельникова, Академиии адьюнкт-профессора и члена Римской академии, и великого скульптора Ивана Петровича Мартоса.
Они приехали в Нижний Новгород посмотреть место для обелиска в Нижегородском Кремле. Мельников здесь строил церковь Успения – памяти погибших в войне 1812 года и часто бывал в городе. Отливаются выполненные по моделям Мартоса четыре плиты. На двух из них текст: «Гражданину Минину благодарное потомство 1826 год», на другой : «Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 год». Они были установлены на самом обелиске с двух сторон. Под каждой из них уже на постаменте плиты с барельефными портретами Минина и Пожарского и мифическими гениями, держащими над их головами лавровые венки. Все выполнено из бронзы и позолочено.
Но не был еще изготовлен сам обелиск, поэтому указанная дата на плитах не соответствует дате открытия памятника. Обелиск и части к постаменту в это время вырубают из карельского гранита, производят полировку и в 1827 году отправляют водным путем в Нижний. Во время разгрузки обелиск, видимо, уронили, и самая тонкая верхняя часть дала трещину. Если близко подойти к обелиску, то видна вверху с одной стороны неровная трещина (рваная), а с другой – ровная полоса, так как распилен в этом месте был гранит, чтобы поставить на штырь для укрепления. Швы затем были заполированы. Обелиск - это сужающийся кверху четырехгранный столб, и уменьшить его нельзя. Открытие состоялось 15(28) августа 1828 года.
Могила Минина в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского Кремля и другие памятники
Это последняя надгробная плита над прахом великого патриота в старинном храме, оставшемся единственным на территории Кремля. Она была установлена в 1962 году после реставрации собора. А ровно сто лет тому назад прах Минина находился в другом кремлевском храме – Спасо-Преображенском соборе. Об этом написал в 1862 году поэт Аполлон Григорьев в поэме «Вверх по Волге» после посещения Нижнего Новгорода:
«У гроба Минина стоял
В подземном склепе я … мерцал
Лишь тусклый свет лампад. Но было
Во тьме и тишине немой
Не страшно мне. В душе больной
Заря рассветная всходила…
Я крепнул духом, сердцем рос…»
Это был новый храм, построен и освящен в 1834 году, так как старый из-за рухнувшей центральной главы был разобран. Из склепа старого храма были перенесены гробницы великих князей и прах Козьмы Минина. Этот собор был снесен в конце 20-х годов. Сотрудниками краеведческого музея перед сносом храма, прах Минина перенесен в фонды музея, где он хранился до 1962 года. А на месте собора было построено новое здание нового времени – Дом Советов (1929-1931гг).
Когда родился Козьма Минин мы не знаем. Есть только дата смерти – 1616 год. Дата смерти Пожарского – 1642 год. Он похоронен на территории Ефимьевского монастыря в г. Суздале. Его прах никуда не переносили, но долгое время не знали о месте его захоронения.
О подвиге этих героев громко заговорили только в начале ХIХ века и это вызвало интерес у художников. В нашем художественном музее находятся две замечательные картины – это «Минин и Пожарский» 1835 г. художник Михаил Скотти и большое полотно художника Константина Маковского «Воззвание Минина» 1896 год, подаренное Нижнему Новгороду императором Николаем II.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вспомнили имена спасителей России. Скульптор А.И.Колобов, приехавший в наш город из блокадного Ленинграда, предложил свой проект памятника Минину. В связи с трудным военным временем памятник был отлит из бетона, постамент по проекту архитектора В. Н. Рымаренко был выполнен из кирпичей и оштукатурен. Памятник был установлен в сквере на Советской площади и открыт в 1943 году. Площадь до революции именовалась Благовещенской, затем Советская, а после установки памятника Козьме Минину, с 1943 года, стала – площадь Минина и Пожарского. Также были переименованы улицы. Улица - бывшая Жуковская, затем Университетская, названа улицей Минина. В начале этой улицы в 1955 году был установлен скульптурный мраморный бюст К.Минина работы горьковского скульптора А.В. Кикина. Имя Дмитрия Пожарского получила бывшая улица Зеленская, что находится над Зеленским съездом.
В 1943 году на Горьковской железной дороге паровоз, одетый в броню, получил имя «Козьма Минин» и честно служил в годы Отечественной войны. Теперь он, как музейный экспонат, стоит на приколе у Дворца культуры железнодорожников. Есть у нас и теплоход «Козьма Минин».
В 1980-е годы было принято решение заменить памятник на площади Минина и Пожарского, так как простоявший более 40 лет памятник из бетона стал осыпаться. Ежегодно проводился ремонт постамента, покраска самой скульптуры. Министерство культуры РФ предложило создать новый памятник скульптору О.Комову. Скульптура отлита в бронзе, постамент – гранит. Текст оставлен прежний: «Великому патриоту Земли Русской Козьме Минину». Много было разговоров о написании имени. Стояла у нас на ул. Рождественской церковь Козьмы и Домиана. Это имя можно произносить: Косма, Козьма, Кузьма.
Памятник открыт 1 июня 1989 года. А старый памятник в 1986 году перенесли в Балахну. По бетонной скульптуре сделали выколотку из меди и поставили на новый постамент.
В селе Пурих Нижегородской области (бывшая вотчина Дмитрия Пожарского) в 1998 году установили памятник Пожарскому. Автор и создатель Народный художник РФ, Почетный гражданин Нижегородской области Павел Иванович Гусев.
На Ивановской башне Кремля установлена памятная доска, отлитая из чугуна с многофигурным барельефом и текстом: « В 1612 году через эти ворота вышло нижегородское ополчение на спасение веры и Отечества». Автор – скульптор Л.Т. Ядринцев. Доска открыта 4 ноября 2000 года.
А.В.Кессель – действительный член общества
«Нижегородский краевед»
Памятник Минину и Пожарскому в Н.Новгороде. Скульптор Церетели.
(на фото А.В.Кессель с гостями города, слева от церкви Иоанна Предтечи видна Ивановская башня Кремля)