Марина Шайхутдинова, старший научный сотрудник Музея А.Д.Сахарова.
АРХИТЕКТОР ПАВЕЛ МАЛИНОВСКИЙ
Павел Петрович Малиновский родился 24 апреля (6 мая по новому стилю) 1869 года в Нижнем Новгороде. Отец его — отставной солдат-кантонист, военный писарь-самоучка, выйдя в отставку, некоторое время занимался преподаванием грамоты, затем был конторщиком, корректором в частной типографии, регентом хора. Мать, до замужества вышивальщица, посвятила свою жизнь воспитанию детей, которых у нее было восемь человек.
В 1879 году по жеребьевке между детьми разночинцев Павел поступает в Нижегородское реальное училище на бесплатное обучение. Одновременно ему приходится подрабатывать, помогая отцу содержать большую семью. Он дает уроки, занимается резьбой по мягким сплавам, копировкой чертежей.
В 1887 году после окончания с отличием реального училища Павел Малиновский был зачислен в Петербургский институт гражданских инженеров. Пять лет учебы в институте — это годы вдохновенного труда, неустанных творческих поисков и поисков своего пути в обществе.
В институте Малиновский становится членом нижегородского землячества, участвует в политическом студенческом движении. В 1892 году, окончив институт гражданских инженеров с золотой медалью по архитектуре, Малиновский был командирован на должность архитектора Петербуржского порта. По традиции, как поступающий на государственную службу, он обязан был принести присягу «на верность престолу»… Но Павел Малиновский отказывается присягать царю и возвращает данный ему после окончания института орден Владимира. Отказ от присяги был расценен как антиправительственный акт. Малиновский был немедленно уволен их порта и выслан полицией из Петербурга. Он уезжает в небольшой город Кологрив Костромской губернии.
В 1893 году он поселяется в Нижнем Новгороде и поступает на службу архитектором в городскую управу.
Началом деятельности в Нижнем стала работа по руководству строительством городского театра. Архитектором проекта был В.А. Шретер – один из лучших театральных архитекторов России того времени. Сотрудничество с таким большим мастером давало очень многое молодому Малиновскому. Павел Петрович с большим энтузиазмом взялся за это дело. Он считал, что театр нужно строить не хуже, чем в столице. Но осуществить такой замысел было довольно трудно, так как строителей такой квалификации в Нижнем не было. Поэтому Малиновский сразу же ставит вопрос о подготовке собственных специалистов-отделочников. Он организует курсы маляров, лепщиков, штукатуров, столяров, сам обучает их и, в конце концов, добивается очень высокого качества отделочных работ в театре. Действительно, лепные и другие декоративные элементы в нижегородском театре благодаря заботам Малиновского оказались выполненными не хуже, чем в театрах обеих столиц. Кроме того, проектом была предусмотрена система отопления и вентиляции, хотя и недорогая, но мало удобная в эксплуатации и технически не вполне совершенная. В первоначальном замысле система отопления не давала гарантии, что в театре будет равномерная температура. Малиновский взялся улучшить ее и добился, чтобы было принято его предложение.
Театр открылся в день коронования их императорских величеств 15 мая 1896 года парадным спектаклем — оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» с участием молодого Ф. И. Шаляпина.1 сентября 1896 года драматическая труппа, возглавляемая Н. И. Собольщиковым-Самариным, открыла новый сезон драмой А. И. Сумбатова-Южина «Листья шелестят».
Собольщиков-Самарин писал о новом театре: «Я был в восторге от нового здания. Все в нем радовало меня. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актера, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз , когда я входил в новый театр меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно».
Представляется очевидным, что таковыми должны были быть ощущения от пребывания в театре у каждого посетителя. Отрадно, что таковыми они остаются и до сих пор. Заслуга в этом, несомненно, архитектора Малиновского, вдохнувшего душу в осуществление проекта Шретера.
Малиновский руководил строительными работами по реконструкции Дмитровской башни Кремля, а также принимал участие в строительстве ряда сооружений на Нижегородской выставке 1896 г. К сожалению, ни чертежей, ни фотографий, запроектированных Малиновским павильонов, до нас не дошло.
Первой крупной архитектурной работой П.П.Малиновского явилось проектирование здания электростанции около плашкоутного моста, которое одновременно должно было использоваться как вестибюль Похвалинского фуникулера. Электростанция простояла до 1967 года, затем в связи с необходимостью расширения въездов на мост, оно было снесено.
Вместе с А. М. Горьким входил в состав «Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии». Малиновскому принадлежит большое количество типовых проектов школ. В целом, по его проектам в Нижегородской губернии было построено около 100 школ. Для конца ХIХ века это беспрецедентная работа.
Проекты школ варьировались в зависимости от расположения по странам света, от этажности, от применения тех или иных строительных материалов. Из дошедших до нашего времени, наиболее известна трехэтажная с цокольным этажом школа в Сормове (ныне школа им. Баррикад на улице Коминтерна), построенная в 1902-1904 годах.
Сормово знаменито своим революционным прошлым. Например, здание сормовской церковно-приходской школы в декабрьские дни 1905 года стало центром вооруженного восстания. 13-14 декабря улицу пересекла главная баррикада. Это место отмечено: через асфальтовую мостовую проложена полоса булыжника – истинного пролетарского оружия. Революционно настроенные массы располагались как раз в здании школы. Во главе разбушевавшихся рабочих стоял Мочалов. В одном из окон была установлена пушка, из которой огонь вел её изобретатель и создатель рабочий механического цеха Париков. Декабрьское восстание, однако, было подавлено, пролетариат стал мечтать о новых боях с мировой буржуазией, но за церковно-приходской школой так и закрепилось название «Школы Баррикад».
Нижнюю угловую часть школы занимает замечательный черный горельеф с надписью: «1905 год. Это здание и сооруженная перед ним главная баррикада были основными опорными пунктами вооруженного восстания сормовского пролетариата 12—14 декабря 1905 года. «Школа баррикад» построена в 1903 году, как церковно-приходская школа им. императора Александра III. Горельеф с изображением начальника сормовской боевой дружины Павла Мочалова и его соратников выполнен по проекту скульптора Василия Петровича Малиновского (мл.брат) и установлен архитектором Г. П. Малкиным.
В 1900-1904 г. по проекту П. П. Малиновского в Сормове возводится Спасо-Преображенский собор.
Малиновский проектирует собор в Сормове, беря за основу конструктивную схему византийской архитектуры. Основным элементом ее является купол, покоящийся на сферических «парусах». К центральному подкупольному пространству со всех сторон примыкают четыре полукупола того же диаметра, что и центральный.
Эта конструктивная схема, изобретенная византийскими зодчими в VI веке н. э., дает очень эффектное решение интерьера. Благодаря угловым сферическим «парусам» создается впечатление, что купол как бы парит в воздухе, и той тяжести и массивности, которые свойственны обычно сводчатым и купольным перекрытиям, здесь не чувствуется. В фасадах очень хорошо просматривается вся конструкция здания.
Решение о строительстве нового собора было принято в марте 1898 года. К разработке проекта привлекли Павла Малиновского. Сегодня кажется невероятным, но автором религиозного здания стал ярый революционер-большевик. Вполне возможно, что именно по идейным соображениям он внезапно и без видимых причин в 1903 году оставляет работы по строительству храма. Для их завершения был приглашен новый архитектор академик Василий Косов, один из главных строителей Храма Христа Спасителя в Москве. Строился Сормовский собор во многом на народные деньги - рабочие Сормовского завода отдавали 1 копейку с каждой зарплаты, что составляло 1% месячного заработка, поэтому в народе за церковью закрепилось «прозвище» - Копеечная.
В том же 1903 году величественная громада собора предстала перед людьми во всей красе. Спроектированный в модном на рубеже веков неовизантийском стиле, собор строился с помощью новейших для того времени технологий: своды куполов были сделаны из железобетона.
Службы в соборе прекратились в 1935 году. Колокола умолкли. В здании разместились склады Сормовского пищеторга с рыбными холодильниками. О сохранности здания почти не заботились, но всё-таки не взорвали (а, следовательно, позаботились).
И ещё один любопытный факт: собор спроектированный революционером, начали реставрировать по решению Сормовского райкома коммунистической партии в 1987 году. Теперь собор вновь вернул себе былую красоту.
Из других архитектурных работ П. П. Малиновского, выполненных им в 1901 — 1904 годах, следует в первую очередь отметить клуб инженеров и служащих Сормовского завода (ныне Дом пионеров Сормовского района) и жилой дом для сотрудников завода, расположенный рядом с клубом.
В первые годы ХХ века был разработан проект постройки Народного дома. Не будет преувеличением сказать, что Народный дом в Нижнем – это детище П.П. Малиновского и А.М.Горького: если Малиновский был автором проекта и руководителем стройки, то Горький являлся инициатором его создания. Первое знакомство Горького и Малиновских произошло в 1899 году, когда затевалась первая общественная елка на 500 беднейших детей города. Инициатором ее был Горький, были привлечены знакомые З.Ф. и Р.А. Штюрмеры, сестры Невзоровы, Е.К. и П.П. Малиновские и другие. Совместные дела переросли в дружбу, которая особенно окрепла в 1901 году, когда семья Пешковых жила все лето на даче у Малиновских на Моховых горах. (К счастью, эта дача сохранилась до сих пор).
Мысль о строительстве будущего Народного дома зародилась впервые в Обществе по распространению начального образования в Нижегородской губернии. Это общество было старейшей и самой крупной прогрессивной общественной организацией в Нижнем в 90-е и 900-е годы. В задачу общества входило не только распространение начального образования, но и создание библиотек, организация чтений и другая просветительская деятельность среди народных масс. Членами этого общества являлись многие представители местной прогрессивной интеллигенции. Председателем совета Общества был адвокат А.И.Ланин. К наиболее энергичным деятелям его принадлежали П.П. и Е.К. Малиновские, врачи В.Н. Золотницкий, Н. И. Долгополов и др. Почетным членом был Ф. И. Шаляпин.
Но деятельность этих энтузиастов очень ограничивалась тем, что у Общества не было собственного здания. 5 ноября 1897 года состоялось заседание совета Общества, на котором было вынесено решение о строительстве Народного дома, который предполагалось назвать «Здание просвещения, труда и отдыха». 1 декабря был избран Комитет по постройке этого здания, в состав которого вошел и П.П.Малиновский. Строить Народный дом приходилось на сбережения Общества и на средства от частных пожертвований. Поэтому в 1898 году секретарь Комитета Н.А.Ашешов опубликовал брошюру с призывом к населению города «обнаружить, наконец, полное сочувствие идее образовательно-воспитательных учреждений». Но сбор денег шел туго, и лишь только к началу 1900 года с большим трудом была получена сумма, чтобы начать стройку. После этого Комитет обратился в городскую управу с просьбой: отвести участок земли рядом с казенным и винным складом по лицу около 40 сажен и в глубину 45 сажен; под постройку предполагалось занять 60 кв.сажен, а остальное место употребить под площадки для народных гуляний, игр, качелей и т. п.». На своем заседании 2 февраля 1900 года городская дума приняла решение об отводе такого участка на самой окраине города.
Проектирование Народного дома и руководство строительством безвозмездно принял на себя Павел Петрович. Ввиду крайне незначительных средств у Общества осуществление здания полностью должно растянуться на много лет, а вместе с этим и проект должен претерпевать изменения, в зависимости от наличия средств. Перед Малиновским стояла очень сложная задача: на собранные скудные средства нужно было построить здание с залом не менее, чем на 1000 человек, и чтобы здание можно было эксплуатировать как театр. Архитектор проявил исключительную изобретательность и сумел выкроить самые минимальные помещения, которые могли бы выполнять функции фойе, сцены и вестибюля. Под фойе была приспособлена чайная-столовая, расположенная в цокольном этаже. Но допускалась и самостоятельная работа чайной во время спектакля. Вместо сцены была запроектирована эстрада с двумя небольшими помещениями при ней (в проекте значилось: «лектор» и «приборы»). Вероятно, эти помещения использовались под как артистические уборные. Мал был вестибюль, особенно гардероб, в котором могла раздеться лишь часть зрителей. Совершенно отсутствовали склады декораций и бутафорий, их хранили во дворе в приспособленном для этого деревянном сарае.
Строительство здания, начатое еще в 1900 году, продолжалось и летом 1901 года. Значительная часть работ была закончена, но предстояло еще поставить перегородки, настлать полы, смонтировать оборудование. Денег же оставалось совсем мало, тогда Горький обратился за помощью к Ф.И.Шаляпину, прося его дать благотворительный концерт. 4 сентября 1901 года состоялось его выступление, (вот уж, по истине, «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». И лучше, таких, как Ф.И. Шаляпин!) весь сбор которого, пошел в фонд строительства Народного дома. Вот выдержка из «Нижегородского листка: «Переполненный городской театр слушал вчера Ф.И.Шаляпина. Кроме пяти номеров, назначенных по программе, артист спел много романсов на bis. Восторг публики был неописуем. Валовой сбор был около 2, 5 тыс. руб. Но денег было опять недостаточно. В августе 1902 года из Арзамасской ссылки вернулся Горький и сразу втянулся в хлопоты по строительству. Он добился значительного притока денег, и к сентябрю 1903 года здание было в основном завершено. Тем не менее, многие работы выполнялись в долг. Чтобы расплатиться с ним 5 сентября был устроен еще один концерт Шаляпина. Это был первый концерт, проведенный в новом театральном здании в день его открытия. Не се еще было готово. Не успели, например, оформить сцену, не было декораций. Помогла еще раз изобретательность Малиновского. Он предложил нарубить в лесу небольших деревьев и ими украсить сцену. Неожиданно получился великолепный эффект – Шаляпин пел на фоне русского леса. Вскоре постройка была закончена.
Следует сказать отдельно о его (П.М.) изобретательности и смекалке, которая выручала в трудные минуты, особенно в т.н.партийном деле, революционной деятельности.
Вот характерный эпизод. Строительство Народного Дома проходило рядом с острогом, куда помещали политических заключенных, и из окон некоторых камер постройка была хорошо видна. Малиновский разработал целую систему условных знаков, с помощью которых, стоя на лесах, можно было разговаривать с заключенными. Дело это было, безусловно, очень рискованным. И однажды когда Малиновский и Горький таким образом проводили очередной «сеанс» разговора, полицейские, заметив что-то подозрительное, полезли вслед за ними. Но руководитель стройки, оказалось, лучше умел ходить по лесам, и преследователям не удалось догнать их.
По воспоминаниям дочери Малиновского Антонины Павловны со слов ее матери – Елены Константиновны Малиновской, М.Горький сказал в тот день:
« И какой хороший дом построил Малиновский!», и когда Павел Петрович в кругу друзей вместе с Шаляпиным и Горьким подходил к Народному Дому в день открытия 5 сентября 1903 года Шаляпин неожиданно легко поднял его на руки и внес в двери под общий смех и аплодисменты».
В 1933 году к зданию были пристроены фойе, сцена и вестибюль. Соответственно изменился и внешний облик здания, и Народный дом превратился в Горьковский театр оперы и балета им. Пушкина.
Еще одной значительной работой Малиновского явилось проектирование и строительство архитектурного комплекса колонии для душевнобольных близ с. Ляхово. Проект был осуществлен в 1899 – 1908 годах при непосредственном участии выдающегося русского врача-психиатра и общественного деятеля П.П. Кащенко. На сегодняшний день комплекс колонии для душевнобольных является вновь выявленным объектом культурного наследия.
Главными аргументами за размещение колонии вне города, были полный покой больных, наличие «необходимого простора», возможность организовать работы на открытом воздухе, что в наибольшей мере отвечало правильной организации лечения психических заболеваний. Представление о сложившейся планировочной структуре колонии и внутренней планировке большинства ее зданий дают проектные и фиксационные чертежи, выполненные для составления земской отчетности, как опубликованные, так и хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области. Каких-либо существенных расхождений между ними не обнаружено, поэтому архитектурный комплекс колонии для душевнобольных в деревне Ляхово можно считать примером практически полного воплощения оригинального авторского замысла. (В отличие от Народного Дома, проект которого менялся по мере поступления средств, по мере продвижения строительства, а затем был и вовсе перестроен).
За образец было взято устройство провинциальной больницы для душевнобольных «Дворянское поместье Альт-Шербитц» (Provinzial-Jrren-Anstalt “Rittergut Alt-Scherbitz”), располагавшейся близ Лейпцига (Германия).
Благодаря опыту, полученному П.П. Кащенко при поездке в Европу, и таланту архитектора П.П. Малиновского проект колонии в Ляхово удалось реализовать так, что были использованы все передовые достижения западноевропейской и отечественной психиатрии того времени, накопленные в строительстве аналогичных учреждений. Согласно архитектурному замыслу все ее строения увязывались в единый комплекс, отвечавший требованиям гуманного обслуживания и лечения душевнобольных. В начале ХХ века она по праву считалась лучшей в России.
Павел Петрович работал также и над реставрацией замка Шереметева в Юрино на Волге. Здесь было произведено второе, к счастью, неудавшееся покушение на Малиновского, где на этот раз о предполагаемой расправе его предупредил сын владельца Юринского замка молодой Шереметев, сам черносотенец и поклонник художественного таланта Малиновского.
И все-таки политическая деятельность Малиновского в 1904 – 1906 годах, его открытые выступления в думе по разоблачению черносотенцев дали о себе знать – он лишается работы и в течение двух лет не может себе найти постоянной службы. Живет случайными заработками, главным образом на периферии. Все это заставило его покинуть родной город, и в 1908 году он переезжает в Москву.
В столице Павел Петрович и Елена Константиновна встали активными участниками революционных преобразований. «В апреле 1917 при Московском Совете рабочих депутатов года была создана художественно- просветительская комиссия, ответственный секретарь – Малиновская Е.К. Задача – сохранение художественных и исторических ценностей. Малиновский назначается гражданским комиссаром Кремля, его жена – председателем комиссии по охране памятников искусства, старины Москвы и Московской области. Вскоре она становится комиссаром всех московских театров, а затем, с 1920 года – директором Большого театра. Таким образом, охрана памятников Кремля, Москвы и московской области сосредоточилась в руках у Малиновского. Весной 1918 года он стал еще и наркомом имуществ Республики. Затем партия направляет Малиновского в Комитет государственных сооружений, а затем в Госплан СССР (с 1918 по 1931 год)».
Скончался П.П.Малиновский в Москве в 1943 году. На один год пережив свою супругу, которая скончалась в 1942 году в Куйбышеве, куда она была эвакуирована вместе с Большим театром.
В семье П.П. и Е.К. Малиновских было пятеро детей - Елена, Юрий, Антонина, Вадим и Лев. Вадим Павлович прожил недолгую жизнь, мальчик тяжело болел, скончался в 1909 г. «Лев Павлович Малиновский (1897 – 1938) – член партии с 1915 года. Участник Великой октябрьской социалистической революции и гражданской войны. В последние годы жизни работал в Главном управлении гражданской авиации». О его судьбе и кончине мы можем догадываться по дате смерти. А вот жизни Антонины Павловны сохранились более подробные воспоминания, в том числе и нижегородцев. Ее 90-летнему юбилею была посвящена статья члена Общества старых нижегородцев И.А. Ивиной и опубликована в томе 24 «Памятных записок» за 1991 год.
Дочь Малиновского Антонина Павловна поступила и училась в Московской консерватории, но революция не дала ее закончить. По ее воспоминаниям юность провела среди артистов Большого театра, часто сидела в директорской ложе. В Москве семья Малиновских жила в одном доме с С.В.Рахманиновым. В 1936 году была репрессирована и 9 лет «пробыла в условиях без комфорта». В 1945 году вышла на свободу, но с запретом проживания в 40 городах страны. Жила и работала заведующей яслями в Калуге. С 1948 года вернулась в Горький, причем вернуться и получить прописку здесь ей помогла Е.П.Пешкова. Работала вышивальщицей, контролером на научно-исследовательской ветеринарной станции. В конце жизни была активным членом ОСН. На собраниях общества выступала с докладами о Горьком, Шаляпине и других известных людях, с которыми ей довелось лично общаться в кругу своей семьи. Скончалась в 1993 году, в возрасте 91 года.
Еще были Елена Павловна и Юрий Павлович Малиновские. К сожалению, об их судьбах известно не много. В нижегородском строительном техникуме преподавателем математики до сих пор работает Алексей Глебович Малиновский. Его отец – Глеб Петрович был сыном родного брата Павла Петровича Малиновского. Но в нижегородской семье Малиновских отношения с московскими родственниками не поддерживались, и сейчас найти кого- либо затруднительно.
Это небольшое краеведческое исследование жизни и творческой деятельности архитектора П.П.Малиновского осуществлено и приурочено к празднованию Дня города. В стенах нашего нижегородского музея А.Д. Сахарова это мероприятие стало уместным не только потому, что это рассказ о культурном и историческом наследии нашего города. Для нас особо значимым является то обстоятельство, что это - продолжение исследования истории жизни и деятельности академика А.Д.Сахарова, корни семьи которого на нашей нижегородской земле. В частности, хорошо известно, что сестра деда А.Д. Сахарова – Надежда Николаевна Райковская, всю жизнь прожила в Нижнем Новгороде, она тесно дружила с Горьким, и особенно с Екатериной Пешковой. Принимала участие в организации горьковских елок для бедной детворы, работала в Обществе по распространению начального образования в Нижегородской губернии. Как следует из наших исследований, во всех этих мероприятиях и начинаниях активное участие принимали и Малиновские. Это дает нам возможность с большой долей вероятности предположить, что двоюродная бабушка А.Д.Сахарова была близко знакома с семьей Малиновских. Доказательством служит фотодокумент, хранящийся в фондах Музея А.М. Горького за № ГМГ КП 13333 – Ф-702. На снимке запечатлены участники организации пятой Горьковской елки 4 января 1904 года. Среди них Н.Н.Райковская, А.М.Горький, Е.П. Пешкова, Е.К.Малиновская, Р.А. Штюрмер и другие.
Для нас с вами разговор о Малиновском, встреча с Малиновским, это разговор и встреча с нижегородской культурной традицией, с культурным наследием, с культурными ценностями, которые находятся в неразрывной связи с личностными качествами, общечеловеческими ценностями, все то, что связывает предметы материальной и духовной культуры.
Автор выражает благодарность – А.В.Кессель, Э.Д.Рогачевой, И. С. Богомолову, сотрудникам государственного Музея А.М. Горького.
Литература:
1. Нифонтов Л.А. «Архитектор П.П.Малиновский», Горький : Волго-Вят.кн.изд.» , 1973 г.,
2. Горький А.М. «Неизданная переписка», М.: «Наука», 1976 г.
3. Ивина И.А. «К 90-летию А.П.Малиновской» в журнале «Памятные записки общества старых нижегородцев», 1991 г, т.24, с.44
4. http://www.nnov.org/videoguide/sormovo/?ItemID=911552
5. http://www.nnov.org/videoguide/sormovo/?ItemID=910435
6. Давыдова А.А. «История формирования и развития архитектурного комплекса колонии для душевнобольных при селе Ляхово (Нижегородская областная психоневрологическая больница № 1)». Электронное периодическое издание «Открытый текст»