Гесиод – древнегреческий поэт, первая точно определённая личность в греческой литературе. Время его творчества определяется приблизительно концом VIII – началом VII в. до н.э. На основании сохранившихся кратких сведений, а также тех данных, которые Гесиод сам упоминает о себе в своих произведениях, можно в общих чертах восстановить биографию поэта.
Его семья, не принадлежавшая к аристократическому роду, происходила из города Кимы в Малой Азии, откуда была вынуждена переселиться в Беотию (на Балканах), где обосновалась в поселении Аскре. По уровню достатка, скорее всего, она не была бедной. Сам Гесиод был мелким земледельцем, поэтому тема крестьянского труда занимает большое место в его творчестве. Известно, что после смерти отца поэт оказался обделён наследством, которое перешло его брату, Персу: он, возможно, подкупив судей, отнял бóльшую часть отцовского имущества себе и тем самым заставил Гесиода самого добиваться прежнего благополучия. Однако Перс промотал всё состояние и явился к брату с повинной. Тот его принял сурово и провёл нравоучительную беседу с призывом вести честную жизнь, не нарушать нравственных норм и заветов отцов, что отразилось в его поэме “Труды и дни”.
Гесиод также был рапсодом, то есть исполнителем эпических песен, и принимал участие в этом качестве на различных состязаниях. На погребальных торжествах, проходивших на острове Евбее, в честь покойного царя Амфидаманта, погибшего во время так называемой Лелантской войны, Гесиод выступил со своим первым произведением – “Теогонией” и одержал победу, за что получил в награду бронзовый треножник. Произошло это около 700 г. до н.э.
Эти две поэмы, автором которых абсолютно точно является Гесиод, сохранились полностью. «Теогония» посвящена теме происхождения мира и богов, при этом поэт предпринял попытку систематизации мифов, расположив по генеалогическому принципу имена нескольких сот богов (потомство первых божеств – Хаоса, Геи-Земли и Урана-Неба, потомство Крона и Реи, потомство титана Иапета и т.д.). Становление мира изображается им как смена трёх поколений богов, заключительным этапом чему является утверждение власти Зевса, верховного бога последнего поколения небожителей и нынешнего владыки мира, победившего Титанов и чудовищ прошлого. Заканчивается «Теогония» кратким рассказом о поколении героев. В поэму также оказались включены отдельные сюжеты, не соответствующие её каталогообразному характеру, но имеющие большую ценность: история Прометея и Пандоры, война с титанами, битва Зевса с чудовищным Тифоэем и др.
Вместе с тем, в мифах Гесиода содержится огромное количество архаических черт, весьма грубых и примитивных, граничащих с натурализмом. К числу таких архаизмов относятся, например, мифы о рождении и воспитании Зевса на Крите, об оскоплении Урана и рождении Афродиты из его крови и семени, о Гекате, создающие образ богини, значительно отличающийся от классического, и др. Таким образом, «Теогония» Гесиода фиксирует переходный этап от древней хтонической мифологии к классическим эллинским представлениям о богах и героях.
Поэма «Труды и дни» имеет дидактический, или назидательный, характер (а сам Гесиод считается первым представителем дидактического эпоса в древнегреческой литературе). В ней ярко отразилась сложная социальная обстановка в Беотии того периода: «цари» (бывшие племенные вожди) и «лучшие люди» (эвпатриды, или аристократия), притеснявшие незнатных соотечественников и забиравшие у них имущество за долги, по суду или просто силой; разрушение традиционного уклада жизни. Простому человеку, чтобы сохранить свою самостоятельность в таких условиях и не попасть в рабство, необходимо было постоянно и упорно трудиться, и Гесиод восхваляет честный труд земледельца. «Труды и дни» представляют собой, по сути, описание земледельческого календаря с его производственными работами и обрядовыми действиями, приметами и повериями, относящимися к народной религии.
Кроме того, поэма включает в себя ряд мифологических повествований, из которых наиболее интересен рассказ о пяти веках человечества, в котором проводится мысль о деградации рода людей: со времён золотого века, когда земля сама приносила плоды, а люди жили в изобилии и благополучии, подобно богам, через серебряный, медный и героический века человечество пришло к веку железному, когда оно оказалось вынужденным тяжко трудиться, чтобы прокормить себя, при этом условия труда всё ухудшаются, теряются привычные нравственные устои, люди разложились морально и движутся к своей гибели.
Неоднократно исследователями отмечалось, что поэмы Гесиода по тематике близки произведениям ближневосточной литературы: мотивы кастрации старшего божества и отделения неба от земли, смены поколений богов, борьбы между ними за власть, победы младшего среди божественнных собратьев и утверждения им своей власти, а также составление сочинения с форме «поучения» находят параллели в словесности и мифах народов Ближнего Востока (в Месопотамии – у аккадян, вавилонян и ассирийцев, у финикийцев, у хеттов и их предшественников хурритов – народа Малой Азии). Это свидетельствует о наличии контактов между Грецией и государствами древнего Востока, о раннем (ещё до составления поэм) проникновении в Грецию восточных мифологических представлений и принятии их греками. Однако, гесиодовские поэмы имеют одно принципиальное отличие: в них автор не просто излагает мифы (что было на Востоке), а систематизирует их, стремится разобраться во множестве имён богов и отношениях между ними. Желание классифицировать религиозные и мифологические представления, найти в них закономерность – это основа для первых философских построений и шаг к научному осмыслению мира.
Гесиоду в античности приписывали ещё целый ряд произведений: «Каталог женщин, или Эои», являющийся как бы логическим продолжением «Теогонии» и рассказывающий о женщинах, которые в союзе с богами породили поколение великих героев; самостоятельный эпизод этого сочинения, получивший название «Щит Геракла», повествующий о рождении и подвигах героя и содержащий описание его щита (по-видимому, в подражание знаменитому щиту Ахилла); «Великие труды», представляющие собой расширенное изложение «Трудов и дней»; а также «Астрономия», «Наставления Хирона», «Великие Эои» и др. Основная часть этих сочинений дошла только во фрагментах (более или менее значительных) или вовсе в виде отдельных несвязанных фраз. Однако никто из современных филологов и исследователей не считает Гесиода автором этих произведений.
Отмечая в целом значение произведений Гесиода как мифологического источника, следует подчеркнуть, что все его поэмы и те, что ему приписывались, являются неисчерпаемым источником сведений о мифологических персонажах.
Тексты Гесиода опубликованы в следующих изданиях:
- Hesiodi quae feruntur carmina ad optimorum codicum fidem / Recensuit I.Flach. Lipsiae, 1885;
- Hesiodi carmina / Ed. A. Rzach. Lipsiae, 1913;
- Hésiode. Théogonie. Les Travaux er les Jours. Le Bouclier. Texte établi et traduit par P. Mazon. Paris, 1928;
- Fragmenta Hesiodea / Ed. R. Merkelbach et M.L. West. Oxford, 1967.
Переводы Гесиода. Прозаический перевод «Теогонии» был осуществлён в 1885г. Г. Властовым. О нём упоминает в одной из своих работ С.И. Радциг (Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1959. С. 575), однако из-за неточно указанных библиографических данных пока нам не удалось найти этот перевод. Поэтические переводы поэм Гесиода принадлежат В.В. Вересаеву. Они издавались неодникратно. Из них можно отметить следующие издания:
- Вересаев В.В. Собрание сочинений. Т. Х. М., 1929;
- Эллинские поэты. В переводах В.В. Вересаева. М., 1963;
- Гесиод. Теогония. Труды и дни / Пер. В. Вересаева // Эллинские поэты VII-III вв. до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М., 1999.
Сочинения, приписываемые, но не принадлежащие Гесиоду, долгое время были доступны только на языке оригинала. Только недавно впервые вышел их перевод, выполненный О. Цыбенко:
- [Гесиод]. Наставления Хирона. Великие труды. Астрономия. Щит Геракла. Каталог женщин, или Эои. Великие Эои. Сошествие Перифоя. Эгимний. Меламподия / Пер. О. Цыбенко // Эллинские поэты VII-III вв. до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М., 1999.
Литература о Гесиоде очень обширна. Здесь приводятся лишь некоторые издания, содержащие целостный взгляд на его произведения и не затрагивающие узких, специальных проблем творчества поэта:
- Властов Г.К. Теогония Гезиода и Прометей. СПб., 1897;
- Лосев А.Ф. Гесиод и мифология // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина. Т. 83. Сер. филол. наук. Вып. 4. М., 1954. С. 37-262;
- Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1959. С. 117-125;
- Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956;
- Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983. С. 61-66;
- Kirk G.S. Myth: Its meaning and function in ancient and other cultures. Cambridge; Los Angeles, 1970. P. 212-238;
- Schwabl H. Hesiods Theogonie: eine unitarische Analyse. Wien, 1966;
- Walcot P. Hesiod and the Near East. Cardiff, 1966.