museum/mus&met/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций

 Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций
Размер шрифта: распечатать




4. Мифология в контексте культуры. 4.1. Славянская мифология как памятник культуры и общекультурное достояние (56.28 Kb)

4. Мифология в контексте культуры

 

 

4.1. Славянская мифология как памятник культуры и общекультурное достояние

 

Дохристианское мировоззрение славян было целиком и полностью взаимосвязано с проявлениями всемогущих сил природы. В результате обожествления природных явлений сформировались понятия, по которым миром человека и миром природы управляют боги. На этой основе сформировалась древнейшая славянская культура. Рассмотрим её составляющие части.

Мировоззрение славян, их духовный мир составляли божества и духовные существа, представляющие собой чистую животворную и нечистую разрушающую силу[1].

 

Божества

Род – древнейшее божество, сотворившее, родившее мир. Отсюда понятия – родина, родственник, родной, родник, народ, урожай, природа, плодородие, родичи, родня, уроженец, родить, родиться. Род – Творец Вселенной, всего видимого и невидимого мира. Он воплощает в себе весь сложный комплекс славянских символов, изображавших три яруса мира ‑ небесный, земной и подземный (неразрывная тройственность, троица). Род – божество плодородия и родящей силы, в основе его деятельности – рождение новой жизни. Он выступал и как бог Вселенной, и как домашний бог-предок, пращур. Род являлся верховным божеством восточных славян до утверждения верховенства Перуна, покровителя князей и дружинников.

Рожанúцы – небесные хозяйки мира в образе Лады и её дочери Лели. Культ Рожаниц возник в эпоху неолита при матриархате.

Лада – богиня плодородия, судьбы, красоты, любви, бракосочетаний, а также веселья, благополучия; покровительница девушек и женщин. Лада и её дочь Леля являлись рожаницами, небесными хозяйками мира. Олицетворяют собой  весенние и летние вегетативные силы.

Леля – дочь Лады, олицетворение весны, весенних растительных сил, молодых всходов, молодости, богиня любви, нежности, плодородия, вместе с Ладой небесная хозяйка мира.

Сварог – мужская половина Рода, небесный бог, сварганивший, сотворивший мир, бог небесного огня, олицетворение неба и вселенной, покровитель культурных благ, бог-отец, отец Даждьбога и огня Сварожича, небесный кузнец, победитель Змея, Святовит-Сварог, главное всеобъемлющее божество до Перуна, иногда выступает как сын Рода. Сварог сотворил землю, создал Вырий-Сваргу и подземный мир. Ударом молота по Алатырь-камню (солнцу) создал светлые силы, небесное воинство. От искр, высеченных из Алатырь-камня родился огонь-Сварожич. Сварог населил землю и создал людей, дал им законы, научил земледелию и кузнечному ремеслу. Славяне считали Сварога первым князем, вторым был его сын Даждьбог.

Сва – женская половина Рода, небесная богиня, сотворившая совместно со Сварогом мир, мать Даждьбога и Сварожича. Сва – святая, покровительница брачных уз, отсюда сватья, сват, свататься, сваха, свой, свояк, свояченица.

СвятовитСветовит, Свентовит. Бог неба и небесного света, бог богов у западных славян. У восточных уподобляется Роду, Сварогу или Перуну. Некогда в Арконе существовал храм Святовита с его огромной фигурой с четырьмя головами, означавшими четыре стороны света и четыре времени года. Святовит как владыка небесных громов выезжает на могучем коне по ночам и сражается с нечистой силой, разит молниями демонов тьмы. В результате боёв на землю проливается живительный дождь, а землю освещает солнце.

Семаргл – бог растительности, семян и всходов, а также вообще богатства, нажитого трудом (Симаргл). Иногда представлялся в образе крылатого пса, оберегающего посевы от диких животных. В составе языческого пантеона князя Владимира Пантеон богов, воздвигнутого великим князем Владимиром, – Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Велес и Макошь.

Даждьбог – сын Сварога, соответствует мифическому царю пахарей-сколотов Коло-ксаю (Солнце-царю); сколоты – приднепровское славянское племя солнцепоклонников, живущие по законам Коло (Солнца). Бог всей Вселенной, солнца и плодородия, олицетворение солнечного света. Дающий бог, податель добра и всех благ. Покровитель свадеб, женихов и хлеборобов. Хранитель земных ключей, которыми открывает землю на лето и закрывает на зиму. Основатель летоисчисления по солнечному календарю. Как сын Сварога почитался (как и Коло-ксай), прародителем славян и первым земным царём и законодателем.

Коло – бог солнца. Мий Коло – моё солнце. Микола, Никола, Мыкола, Микула, Никула, Николай, Миколай. Отсюда – коловорот (круглый год), колесо, колесница, околесица, околица, кол, Коловрат. Видоизменённое – Хорс. Солнце (Коло) почиталось славянами как божество в образе Хорса или Даждьбога. Солнце живёт там, где земля сходится с небом, в стране вечного лета, в Вырие. Каждое утро Коло выезжает на своей колеснице и посылает на землю свет и тепло. Коней ему подаёт его сестра Утренняя заря, вторая сестра Вечерняя заря  заводит коней на конюшню. Солнце изображалось в виде девичьего лица. Солнце всегда было священным. Его называли красным, светлым, святым, божьим, праведным, добрым, чистым, благодатным. Считалось, что душа умершего улетает на запад, вслед за солнцем. Умерших хоронят головой на запад, чтобы, воскреснув в будущем, воскресший  увидел солнце при его восходе.

Ярило – бог страсти и удали, олицетворение весны, её могучей силы, богатырской удали, ярой страсти (Ярила, Яр-Тур, Яровит, Геровит, Яр-Хмель, Яровой). Известен повсеместно среди всех славян. Ярилин день отмечался в начале весны или при переходе весны к лету. В некоторых поверьях Ярило представлялся в образе красивого юноши в белой одежде, с венком из весенних цветов на русых кудрях и с колосьями ржи в руках. Весной он мчится по полям и селениям на белом коне, взбадривает встречных и наполняет их душу любовью. Там, где он проехал, буйно растут травы, распускаются цветы, вырастает богатый урожай.

Перун – бог грозы, грома, войны, покровитель князя и военной дружины. Он подобен Зевсу, Юпитеру, Индре. Перун возглавлял языческий пантеон богов, воздвигнутый князем Владимиром в 980 году. До того времени пантеон богов возглавляла Макошь. Но при усилении государственной власти, опирающейся на военную силу, при Владимире Перун стал главным богом и покровителем князя. Ему клялись на мечах и доспехах, в том числе и при заключении мирных договоров с Византией.

Стрибог – бог вихря, урагана, бури, повелитель ветров и всех воздушных стихий, устроитель добра, возвышенный  бог-отец, бог неба. Возможно, что Стрибог, Сварог, Род и Святовит имена-эпитеты одного и того же небесного божества, воплощение неба. Воспринимался как отец всего живущего на земле. Здесь часть слова стри можно понимать как составную часть слова строитель. Поэтому Стрибог, строитель, устроитель мира, творец, небесный и земной бог.

Хорс – бог солнца, небесного огня. Он же Коло, Солнце. Связан с понятием круга – хоро, коло, хоровод. С иранского – сияющее солнце. Имя Хорс (Хорос) связано с понятием круга. Хоро, коло – обозначение ритуального хоровода или коловорота. С утратой имени Хорос как божества остались значения «хороший», а также «добрый, искусный». Бог Солнца Хорс являлся в образе белого сияющего коня или молодого юноши, едущим на коне на колеснице с востока на запад. Его встречает сестра Утрення Заря и провожает Вечерняя Заря. Хорс – божество, близкое к Даждьбогу. Даждьбог – бог белого света, тепла как условия жизни всего живого. Хорс – бог собственно солнца, светила, объезжающего землю днём и подземное царство ночью на белых конях или лебедях.

Велес (Волос) – бог богатства, торговли, покровитель скота; бог мудрости, покровитель волхвов, пастухов, поэтов. Наделяет человека красотой и талантом. Культ Велеса возник в неолите, когда человек стал приручать диких животных, и скот стал важнейшим выражением богатства. Потому его и назвали скотьим богом. Считался Велес также покровителем плодородия и урожая. Это мудрый бог. Не случайно книга по истории и заповедям славянства называется Книгой Велеса. В христианскую эпоху Велес заменён покровителем скота Власием, а также покровителем и заботником людей Николой и воинским защитником Юрией (Георгем).

Белобог, Бельбог – светлый бог, добро и благополучие, противостоящий Чернобогу. Белун.

Макошь – олицетворение Матери-Сырой Земли, посредница между небом и землёй, богиня плодородия и женской жизненной силы, богиня изобилия, мать урожая, покровительница полей и скота, женских работ, прядения и ткачества. Супруга Сварога.

Руевúт – у северо-западных славян бог войны. Олицетворяет воинскую доблесть, беспощадность к врагу. Памятник Руевиту располагался на острове Рюген. Это был огромный великан из дуба с семью личинами под одним шлемом. Его семь мечей висели на поясе в ножнах, восьмой обнажённый меч он держал в руках, символизируя воинственность и непобедимость. Пока он держит в руках меч, славяне непобедимы.

Марена – богиня зимы, смерти, темноты и болезней.

Чернобог – воплощение нечистой силы, злой бог, приносящий людям несчастье, противопоставление Белобогу – воплощению светлых сил. Белобог (Бельбог) олицетворяется с такими божествами как Лихо, Недоля, Смерть, Мара, Марена. Славяне почитали Чернобога из страха перед его гневом. Ему приносили жертвы и совершали обряды преклонения.

Духовные существа (духи)

Авсень (Овсень, Баусень, Таусень, Усень) – олицетворение нового года. Главный персонаж рождественских святок.

Алатырь-камень воспринимался как солнце или центр мироздания, обладающий сакральными и целебными свойствами. На нём начертаны законы Сварога. Предания и заговоры, опирающиеся на всемогущую силу камня.

Амбарник – домашний дух, хранитель зерна, муки и прочих припасов. Разновидность домового, дворового. По народным поверьям, амбарник – заботник по сохранению зерна и содержанию амбара в чистоте и порядке. Он хороший помощник трудолюбивому хозяину. Если хозяин ленится и не следит за добром, амбарник сердится, портит и разбрасывает зерно, рассыпает муку, портит оставленные в амбаре вещи. Как и у бани, так  и у амбара случались гадания, девушек о своей судьбе. На святки девушки ходили к амбару и приговаривали: «Суженый, ряженый, приходи рожь мерять». Если при этом они слышали звук сыплющегося зерна, то это предвещало богатого жениха. Если чудилось, что метут веником – быть жениху бедному. Тишина означала, что в этом году жениха не будет.

Антипка – одно из названий чёрта, беспятый, нечистая сила, возможно искажённое имя Антихриста. Атипками называли «князя тьмы», противника Бога.

Анцыбал, анцибал, анцибул, анчибал, анчибул ‑ одно из названий нечистой силы. Это злой дух, обитающий в болотистой местности. Воплощение многоликой зловредности.

Анчутка, анчут, анчутик – злой водяной дух, болотный, рогатый, беспятый, беспалый. Анчутки – водяные бесята, помощники водяных и болотников.

Аред – старый колдун, ведун, злой знахарь, а также нечистый дух, помогающий колдунам. Аредом называли и старого никудышного старикашку, напрасно проживающего свой за счёт других. Понятие ареда ассоциировалось с ветхостью, дряхлостью. В народе говорили: Рассыпься аредом, да не доставайся скаредам» (то есть пропадай моё добро, да не доставайся ворогу).

Аспид – мифический крылатый змей, символ разрушения, опустошения.

Бабай – недобрый дух, похититель непослушных детей. По народным поверьям, бабай бродит по селениям, прислушивается к окнам и, если услышит в доме капризы детей, скребётся, стучит в окно и даже похищает тех, кого мать не может утихомирить. Потому и пугали детей бабаем.

Баба-яга – Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна. Род ведьм, злой дух в личине  безобразной старухи. Служит чёрту, умыкает детей.

Баган – дух-покровитель рогатого скота, разновидность Дворового. В отличие от Дворового Баган присматривает только за домашним скотом, прежде всего, за коровами и овцами. По народным поверьям, если Баган доволен хозяином, он всячески ему помогает и заботится о животных. Если его рассердить своим неряшеством, он гневается, порти скотину и даже умерщвляет телят при их рождении. О Багане следовало заботиться, устраивать ему ясли для его проживания. Сеном из этих яслей кормили отелившихся коров, если Баган был добрым.

Бадняк (бадник) – рождественский персонаж, дух, воплощённый в рождественском или новогоднем полене, который сжигали в сочельник. Это было связано с зимним солнцеворотом, когда возрождалось или воскрешалось солнце. Тогда непременно нужно было обновлять огонь в печи, ибо домашний очаг издревле считался жертвенником и обиталищем огня-Сварожича.

Баечник (перебаечник) – злой домашний дух. По повериям, он появляется только ночью. Общаться с ним нельзя, ибо это грозит всяческими бедами. Он любит появляться в те семьи, в которых по вечерам рассказывали всякие страшные истории. Баечник и являлся во сне в образе этих страшилищ и пугал людей, наводя на них страх и ужас.

Банная бабушка (баянная матушка, банниха, байница, байница) – женских дух, обитающий в бане в образе дряхлой, но доброй старушки. Покровительница знахарок и повитух. Приглядывает за роженицей. Доброжелательна к больным и слабым. Но её, как и всех духов, необходимо задабривать и нельзя ничем обижать, иначе она может навлечь бедствия.

Банник. Дух, обитающий в бане, хранящий тепло и заботящийся о чистоте тела. Следит за соблюдением норм поведения. Если человек нарушает установленные правила и традиции, он сердится и наказывает – может ошпарить кипятком, бросить под ноги мыло, чтобы человек поскользнулся и упал, напускает угарный газ и т.д. По народным повериям, способствует выбору жениха. Чтобы узнать свою судьбу, девушка должна была втайне ночью пробраться к тёплой бане, приоткрыть дверь и выставить внутрь бани через порог обнажённую задницу. Если домовой прикоснётся мягкой шёрсткой, добрый будет жених и богатый; если поцарапает когтями – муж будет злой и бедный.

Батаман – домовой, дворовой, коневой хозяин. Охраняет скотину, заботится о животных, в особенности за лошадьми, которым заплетает гривы в косички, подбрасывает хороший корм, холит и лелеет. Если батаман не взлюбит какую скотину, будет она немощной и вовек её не выправить. Батамана следовало задабривать, чтобы он лучше заботился о домашних животных. В иных местах для него вязали из белой шерсти рукавицы и обе на левую руку.

Белун – мифологический персонаж белорусских преданий, аналогичное  Бельбогу западных славян.

Берегини – благожелательные женские сберегающие, оберегающие добрые духи. В восточнославянской мифологии женский персонаж, упомянутый в оригинальных вставках в древнерусских текстах XIV-XV веков — церковных поучениях против язычества. Образ и функции персонажа остаются неясными и дискуссионными.

Бесы – злые духи, подобные упырям и навьям. Духи зла, слуги дьявола, антагонисты Ангела.

Блазник – злой дух, привидение, призрак. Отсюда – поблазнилось, померещилось, соблазнить, обмануть, затуманить.

Блуд – нечистая сила, сбивающая с пути или норм поведения, похищает скот, людей. Отсюда ‑ Блудник, заблудиться, наблудить, выблудник и проч.

Богинки – женские демонические существа, похищающие и подменяющие детей. Уподоблялись босоркам, марам, русалкам.

Божич – рождественский персонаж, молодость, рождество. Сын Бога. В противоположность Бадняку (старому году), Божич считается молодым богом (как правило, сыном Бадняка) и соотносится с молодостью, Рождеством и новым годом.

Болотник – злой дух, обитающий на болотах, хозяин болота. Болотница. Болотный, болотняк, болотяник, болотный дедко, шут болотный. Считалось, что болотник — неподвижно сидящее на дне болота существо, покрытое грязью и водорослями, улитками и рыбьей чешуёй. По другим преданиям, это человек с длинными руками, закрученным хвостом и поросший шерстью. Иногда он притворяется стариком и ходит по берегу болота. Чаще всего болотник предстаёт перед людьми в виде пузатого голого старика с лягушачьими лапами, выпученными глазами, огромным ртом и длинной бородой, с которой стекает болотная жижа. Болотник живёт в болоте с женой — Болотницей. Согласно поверьям, болотник заманивает людей в трясину стонами, хохотом или рёвом, а потом топит их, затягивая за ноги на дно.

Болотница (омутница, лопатница) – разновидность русалки или чертихи; водяная дева. Обитает в болоте, омуте, трясине. До пояса она выглядит красивой девушкой, но вместо ног у неё лягушачьи лапы. Болотница сидит в большой кувшинке, поджав под себя ноги, чтобы скрыть эти лапы, и горько плачет. Если человек подойдёт утешить её, болотница набросится и утопит в болоте. Туда ходить нельзя – болотница утащит.

Боровой – хозяин бора. Злой дух или глава злых духов (чертей, демонов, нечистой силы), противостоящий Богу. Может появляться в облике медведя иди любого другого зверя, а в иных случаях и в виде огромного дерева с зелёной  бородой и в зелёном плаще в виде хвои. Он пугает людей и не допускает их в свои владения.

Боровуха – женский лесной дух, аналогичный лешачихам и русалкам. Обитает в бору и отличается девичьей красотой, чем прельщает прохожих и губит их.

Босорка – ведьма, двоедушница. Босоргунь, Босоркань. Это безобразная старуха, которая может превращаться в птиц и животных, а также и в предметы (колесо, кочерга, копна сена и проч.). Днём босорка является в образе обычной женщины, ночью засыпает и, оставляя тело, выходит в разных образах и личинах, принося вред и различные беды людям: эпидемии, исчезновение молока у коров (или молоко с кровью). Украинцы считали, что босорка, превращаясь в сороку, может украсть плод ребёнка прямо из чрева матери, подменяя его поленом, веником, уродом, зверёнышем. Босорка управляет погодой, летает в тучах и насылает ливни, засуху, уничтожая посевы и насылая болезни. Ведьмы-босорки собираются на свои шабаши на Иванов день, а на Егория собирают росу. Для защиты от босорки ночью на Иванов день обводили топором или косой черту вокруг хаты. В щели и отверстия хлева засовывали крапиву, чтобы она не проникла к животным. Если в хлев заходила кошка, её прогоняли, считая, что это босорка в кошачьем облике хочет отнять молоко у коров. Босоркой, Босоргуном называли горного духа, который летает вместе с ветрами и наносит бедствия людям, вызывая вихри и ураганы. Встречного, который пытается справиться с ветром, она убивает. У западных славян домашний зловредный дух, который, осердясь на человека, заезживает скотину и портит женское рукоделие. Ночью пугает ребёнка до истошного крика. Для защиты от босорки использовали чеснок, который клали в колыбель (или железный предмет). Для защиты животных перед входом в хлев клали борону зубьями кверху. Скотину кормили смесью серы, дикого чеснока, бородавочника, соли и валерианы. Возле дома для защиты от босорки высаживали бузину.

Бука – злой дух, которым пугают детей, детское страшилище. В иных местах это бага, буван, букан, буканка, буканай, буканушко, букарица, бомка. Нечистая сила неопределённого облика, обитающая в пустых постройках или глухих углах дома.

Вазила – дух, покровитель лошадей, разновидность домового или дворового.

Вампир – упырь, оборотень, кровосос. Восставший из гроба недобрый мертвец. Вампиром мог стать любой человек, укушенный вампиром.

Василиск – нечистый дух в птичье-зверином облике, царь змеиного царства.

Ведогоны – незримые духи, сопровождающие людей и животных до самой смерти. Поверие, близкое к повериям о душе. Во время сна человека ведогонь покидал тело и охранял спящего. Иногда ведогонь летал по всему свету и всё, что видел, передавал человеку во сне. Если человек умирал во сне, это означало, что его ведогонь сражался с другими ведогонями и погиб.

Ведуны и ведуньи – колдуны и колдуньи, знахари и знахарки, ведающие, всё знающие люди, обладающие знаниями и умениями, недоступными людям. Могут превращаться в волков и повелевать силами природы.

Ведьма (ведьмица, ведунья) – женщина, много знающая и потому имеющая власть над силами природы и человеческим бытиём. Изначально женщина-жрица, управлявшая обрядами и излечивавшая людей. С введением христианства превратилась в злую колдунью.

Ведьмак – знахарь, лекарь, прорицатель, обладающий многими знаниями и умениями. Позднее превратился в злого колдуна.

Вéлеты – великаны-богатыри, обитавшие на земле до появления людей. Уподобляются титанам греческих мифов. В сказаниях о велетах отражаются народные представления о первопредках. Олицетворением переходного периода от велетов к былинным богатырям является Святогор-богатырь, передающий свою силу Илье Муромцу, и Микула Селянинович, превосходящий своей силой Вольгу, являвшегося сыном Святогора.

Вий – демонический персонаж в малоросских повериях. От его взгляда гибнет всё живое. Представляется в виде могучего старика с огромными бровями и веками до земли.

Водянúца – женский дух, обитающий в воде (водяниха, водява, водяница, водяная баба). Представляется как некрещённая утопленница, русалка, чертовка; иногда как жена или дочь водяного. Персонифицирует собой стихийные силы.

Водяной – дух воды, водяной царь (водяник, водовик, водяной дедушка). Олицетворение водной стихии, мифический хозяин воды и всею обитающей в воде нечистой силой. Водяной обитает в любой водной среде, но любит омуты, особенно у мельниц. Считается, что водяной покровительствует рыбакам и мельникам, если они ведут себя достойно и ублажают водяного подарками. Удачливому рыбаку сам водяной рыбу в сети загоняет. Традиционной жертвой водяному была лошадь. Чтобы умилостивить водяного при строительстве плотины в неё закладывали лошадиный череп. Под влиянием христианства от водяного  можно было уберечься или даже припугнуть его крестом, молитвой. Боится водяной и колокольного звона и освящённых предметов.

Волкодлак – волк-оборотень (волколак, волкулак, вовкулак). Человек-волк, ведьмак, колдун, способный сам превращаться в волка и обращать в волков других людей.

Волокита – нечистый дух, чёрт, огненный змей, посещающий одиноких женщин в облике красивого парня. Если женщина сильно скучает по отсутствующему мужу, то к ней прилетает волокита, спускается через трубу и сожительствует с ней. Если женщина не сможет или не захочет от него избавиться, он со временем иссушит её и погубит.

Волосатик – нечистый дух, чёрт, водяной, леший, овинник, домовой и проч. (волосéник, волосатый, бес-волосатик). По повериям, волосы являются средоточием жизненных сил человека. Поэтому их следует оберегать, чтобы волосатик ими не овладел и не нанёс порчу на человека. Особое пристрастие  волосатик вызывают женские волосы. Потому-то и надо девушкам и женщинам носить платки и головные уборы. Если женщина ходит с непокрытой головой, там непременно поселятся волосатик. В христианскую эпоху женщине не позволяется входить в церковь с непокрытой головой, иначе волосатик выскочит и осквернит храм.

Волхвы – языческие жрецы, посредники между богами и людьми. Всезнающие люди, хранители обрядов и устоявшейся традиционной культуры. Они знали секреты природы, излечивали людей от болезней, прорицали события, руководили жертвоприношениями, вычисляли календарные сроки, выражали духовный мир человека. С внедрением христианства выступали его противниками, в связи с чем в более позднее время получили негативную окраску своих действий и стали представляться в образе злых колдунов.

Воструха – дух, обитающий за печкой, аналог домового. Охраняет дом, заботится о чести и достоинстве доброго хозяина, заботится о непорочности юных девиц, ухаживает за скотом

Встречник – дух в облике встречного вихря. Опасен для путника. Иногда в облике встречного человека, приносящего неприятность. Если в пути случилась беда, объяснялось появлением встречника.

Вырий – рай. Вырей, Ирей, Сварга. В славянских мифах чудесное место, как и позднейший христианский рай. Страна вечного лета  с чудесным садом, где обитают боги и души умерших. Туда же улетаю на зиму птицы. Вырий олицетворяет счастливую жизнь после смерти.

Гамаюн – глашатай богов, вещая птица, предсказывающая счастье. Гамаюн знает всё на свете. Изображался как птица с женским лицом – птицедева, выражающая единство природы и человека.

Гаркун – разновидность лешего с громким, гаркающим голосом.

Голбечник – домашний дух, домовой, обитающий в голбце (помещение у печи или под печью со стороны подполья).

Град – наказание за грехи и неправедное поведение, результат воздействия злых сил, которые приносят раздробленные льдинки с Ледовитого океана, разбрасывают на людей и губят их урожай.

Гром – карающее орудие небесных сил. Считалось, что гром и молния происходят в результате борьбы мифических сил. Позднее стали объяснять тем, что по небу на огненной колеснице разъезжает Илья-пророк. Он поражает дьявола, но при этом гибнут люди и их урожай. Иногда Илья поражает и людей, в которых якобы вселился дьявол. Иногда молния обладала чудодейственной силой. Человек погибал от молнии, но мощи его становились нетленными, и он признавался святым (Арсений Веркольский).

Гуменник – хозяин гумна. Оберегает хлеб от всякой нечисти и беды. Обмолачивает снопы, веет зерно, подсушивает его, обеспечивает хороший примолот, но при условии, если хозяин ведёт себя добропорядочно, не ленится и задабривает при этом гуменника. В качестве подарка считалось наиболее значимым ведро пива, которое оставляли в гумне на несколько дней. От доброго расположения гуменника к хозяину гумна зависело благополучие в доме.

Двоедушник – существо с человеческой и демонической душами. Двоедушники обладали сверхъестественной силой. Обладая человеческой душой они служили нечистой силе. В христианское время двоедушниками стали разного рода ведьмы и колдуны. Двоедушником называют и человека, который, прикидываясь добропорядочным, совершает неблаговидные поступки.

Дворовой – домашний дух, хозяин двора. Обитает, преимущественно, в хлеву, рядом со скотиной и лошадьми. Ему подвластен весь двор и все его обитатели. Он кормит и лелеет скотину, особливо лошадь. Но  по недосмотру хозяина лошадь или корова по воле дворового начинает болеть и чахнуть. Недовольный хозяином дворовой может взбесить лошадь, которая накидывается на человека, а корова может забодать его рогами. Дружба и хорошие отношения с дворовым помогают хорошо управляться с хозяйством.

Демоны – злые духи, чаще употребляемые в славянской традиции как бесы.

Доля и Недоля ‑ (аналог Среча и Несреча). По верованиям славян, две сестры, помощницы Макоши, девы судьбы доброй и недоброй. Одна прядёт человеку нить судьбы счастливой, другая – злой судьбы.

Домаха ‑  домовая хозяйка, жена домового, домашний дух (доманушка, домовица, домовиха, домовичка, доможириха).

Домовой, Домовик (иногда он же дворовой, полевой, лесовой-лесовик) – благожелательный дух дома, покровитель домашнего хозяйства (домовик, доможил, дедушка-соседушка, суседко, доброжил, доброхот, ботанушко, жировик, лизун и проч.). По верованиям славян, домовым становился основатель рода, устроитель домашнего очага. Поэтому он во всём помогает в доме и заботится о благополучии семьи. Обитает он за печкой. Любит парное молоко. Сердить его нельзя, иначе он может взбуяниться и поджечь дом. При переселении в новый дом домового приглашали к новому очагу, обещая ему там полное благополучие. Домового переносили («перевозили») в новый дом вместе с горящими углями старой печи, от которых и зажигали огонь в новой печи. По некоторым предположениям домовой в христианское время стал преемником Перуна, превратившись в хранителя домашнего очага.

Дьявол – злой дух. Привнесён в народную традицию христианством. Понятие употребляется более в письменной речи, нежели устной. Чаще именуется Сатаной. Первейший среди падших ангелов. Антипод Создателю. Вредоносное существо.

Жàреница – полуденный дух, воплощение солнечного удара и вообще жара как такового. Обитает в гороховом поле, огороде, овине. Появляется в летнюю жаркую пору во время сенокоса или уборки урожая и поражает людей солнечным ударом.

Желя́ (Журабà) и Карна (Кручина) – божества погребального обряда, сёстры-плакальщицы, оповещающие смертельную встречу и провожающие человеку к его гробу. Упоминаются в «Слове о полку Игореве».

Жúва – богиня весны и лета, олицетворение юности и красоты, плодородия и жизненных сил, предвестница солнца; воплощение жизни как таковой.

Жировúк – домашний дух, олицетворение жизни. Любит тепло, живёт за печкой. Ассоциируется с домовым.

Жúхарь – домашний дух, одно из названий домового. В иных местах жихарь – дух, хозяин, повелитель всех остальных домашних духов, домовых, дворовых, банника, овинника, гуменника и прочих. Как человек ‑ старожил, домосед, зажиточный хозяин.

Жыж – у белорусов дух огня, молнии. Ходит над землёй и дышит пламенем. Если тихо ходит, землю согревает, если быстро, пожары напускает, если бежит – огненные бури полыхают.

Запéчéльница – женский домашний дух, обитающий за печью. Может быть доброй заботницей о доме, а может и навредить неопрятной хозяйке.

Зду́хач – двоедушник, человек-обладатель сверхъестественной силы. Когда он спит, выходит из него дух и пригоняет-отгоняет ветры и грозовые тучи, охраняет посевы и угодья. Активизировались здухачи весной и осенью, когда они враждовали между собой, вызывая ветры и бури.

Злыдни  ‑ злые духи. Поселяются за печкой и вредят человеку. Злыдни бродят по земле и ищут пристанища. Найдя дом, поселяются в нём и доводят его до разорения.

Змей – злой дух, происходящий от змеи, не слышавшей человеческого голоса семь лет, или от столетней рыбы. Он рождается также от сношений летающего змея и женщины. Имеет разнообразный облик. Всякая нечистая сила также могла иметь облик змея.

Змея – нечистый дух. Существо, чей облик мог принимать дух-предок. В языческие времена змея была связана с плодородием, женской производящей силой и мужским оплодотворяющим началом. Потому и являлся этот дух к одинокой или тоскующей по мужу женщине и сожительствовал с ней. До наших дней дошло понятие, когда неверную жену называют змеёй подколодной или гадюкой.

Иван Купала – в старину праздник воды и солнца, посвящённый Яриле. В христианстве перекрылся праздником рождества Иоанна Крестителя, но до сих пор празднуется с исполнением языческих обрядов очищения огнём и водой.

Каженник – человек, обвеянный лешим. Он лишается памяти, буйствует, теряет речь, впадает в безумные припадки

Карачун – зимний солнцеворот. Тёмная сила, уходящая в день солнцеворота 25 декабря, когда самый короткий день в году кончался, и карачун умирал. Отсюда карачун как понятие означал смерть. Потому и про умершего говорили, что его взял карачун. Одним из самых обидных ругательств было: «Карачун тебя возьми» или «Карачун на тебя».

Кикимора – злой дух, божество ночных кошмаров (шишимора, шишига). Женский демонический персонаж. Олицетворял также всякую нечистую силу – лешачиху, водяницу, русалку, лихорадку и прочих.

Кладовúк – дух, охраняющий клады (кладовой, кладенец). Он охраняет клады неотлучно, потому так трудно приходится кладоискателям.

Колдун – человек, способный изменять естественные законы природы. Иногда колдунов отождествляли со знахарями, ворожеями, волкодлаками, с людьми, обладающими сверхъестественными способностями и общающимися с нечистой силой.

Колядà, Коледà – персонификация Рождества Солнца, воплощение повторяющегося новогоднего цикла. Коляду зазывали в предновогодние дни, в честь его проводили игрища, перешедшие затем на святки. С именем Колядв связаны колядки, поздравительные песни, песни-шутки, что было связано с угощением колядующих.

Коргоруши ‑ духи, помощники домовых и колдунов (коловёрши, коловёртыши). Коловёртыши (вёрткие, быстрые) воруют у соседей деньги вещи, отчего происходят ссоры между домовыми, а коловёртыши в это время колобродят, бьют посуду, переворачивают всё вверх дном, шумят, дерутся.

Кострома – воплощение весны и плодородия. В древности проводился обряд проводов весны, которую изображала женщина в белых тканях с веткой в руках в сопровождении хоровода. Под влиянием христианства ритуальный обряд похорон Костромы проводится в Духов день – в первый понедельник после Троицы, когда соломенную Кострому сжигают, топят, разрывают на части и устраивают праздничные игры.

Кострубонька – мужское воплощение плодородия (Кóструб). Переход от весны к лету сопровождался ритуальными похоронами Кострубоньки, который изображался в виде чучела мужчины. При этом устраивались игры с обращением к солнцу о плодородии.

Крикса – ночной дух, ночница; женский демонический персонаж, вызывающий плач и болезнь ребёнка (крыкса, крикса-варакса).

Кудельница – женский дух, обитающий в полях ржи или льна, а также в лесах и домах. Это своеобразная пряха, которая оберегает поля. Сердится, когда ребёнок остаётся один в поле, потому может его похитить. Помогает пряхе прясть пряжу. Но неопрятной женщине закручивает пряжу так, что и не расчешешь. Иногда олицетворяется с русалкой.

Кулешата – чертенята, нечистые духи, помощники колдунов (кулишú, куляшú). В иных местах их называли шуликунами. Название происходи от финно-угорского слова куль – злой дух.

Кумаха – нечистая сила, лихорадка (кумоха). Появляется весной в распутицу и приносит всяческие заразные болезни. В христианские времена она появляется на Тарасия (10 марта). До того Зима не пускает её на землю. А когда силы зимы ослабевают, кумаха выходит из лесов, болот, подвалов и нападает на людей.

Купало – божество лета и название праздника в день летнего солнцеворота. День Купалы празднуется в ночь с 24 на 25 июня по старому стилю. Этот древний языческий праздник не утратил своего значения ив христианские времена. Церковь в этот день отмечает рождество Иоанна Крестителя. А в народе зажигают костры, прыгают через них и купаются в воде.

Курдушú – злые духи, чертенята, помощники колдунов. В иных местах считается, что после смерти колдуна курдуши утаскивают его душу в пекло.

Лембой – нечистый дух, леший, чёрт. По повериям, лембои происходят из проклятых, заклятых детей или порой взрослых людей, похищенных лешими и воспитанными ими для совершения злых деяний.

Лесавки – маленькие лесные духи,  бабушки и дедушки лесовиков и леших.

Лесная девка – девушка, похищенная лешим и обученная  колдовству.

Летàвец – нечистый дух, демоническое существо (летун, носак). Он летает по воздуху и проникает в дом через трубу в виде огненного веника, причиняя людям вред. В иных местах летавец проникал в дом в виде красивого юноши и совращал женщин.

Летавица – дух рассвета. Представлялась прекрасной девой, летающей по всему миру, принимая по ночам облик падающей звезды. Могла явиться в образе девушки и совратить парня.

Лешачиха – женский дух леса, жена лешего (лесунка, лесуха), разновидность русалки. Заманивает людей в чащу леса, щекочет прохожих, обольщает мужчин, крадёт детей, ворует женские принадлежности.

Леший – лесовик, лешак, лесной хозяин (лесовик, лешак, лесун, лесной хозяин, лесной дед, лесовой, лесник), воплощение леса как враждебного человеку пространства. В более позднее время под влиянием христианства лешие – это низвергнутые с неба ангелы, которые упали в лес и стали его духами, враждебными человеку.

Лихо – злой дух горя, несчастия, беды (Лихо одноглазое). Демоническое существо в облике худой одноглазой женщины или великанши ростом выше деревьев. Если человек с ней встречается, он теряет одну из парный частей своего тела – руку, ногу, ухо, глаз.

Лихорадки – злые духи, женские демоны болезни в (трясавицы, лихоманки). Приносят человеку всяческие заболевания, связанные большей частью с простудой и загрязнениями водоёмов и пищи.

Лоскотуха – разновидность русалки. Похитительница детей. В лоскотуху превращалась душа девушки, умершей до замужества или неестественной смертью.

Луговой – луговой дух, ребёнок полевика (луговичок, луговик). Добрый дух, помогающий людям во время сенокоса. Но может вредить нерадивым косарям.

Мавки – злые духи, разновидность русалок (навки). В мавок превращаются мертворождённые дети или приспанные матерями, а в более поздние христианские времена – некрещённые дети, после семи лет после их смерти.

Ман – дух неясного облика, привидение (манилко, манила, маниха, поманиха, мана, манья, маньяк). Лжец, обманщик. Олицетворяет обман, наваждение. Маном нередко называли ходячего покойника или привидение, пугающего людей.

Манья – нечистый дух, призрак, привидение. Маньей мог быть чёрт, леший, бес, которые заманивали человека и доводили его до беды.

Мара – злой дух, продолжение образа богини смерти Марены (морена маруха, мора). Изначально воплощение смерти, мора, вражды и злобы. Нечисть, таинственное и опасное существо.

Марена – богиня смерти, зимы, темноты и болезней (Морана, Морена, Мара, Маржена). Олицетворение умирания и воскрешения природы. Воплощение мороза, тьмы, угасания жизни человека и животных.

Межевик – добрый дух, обитающий на краях полей, на межах; сын полевика и брат луговика. Межевик помощник хлебороба, но явно противился тем, кто занимал межи для своих нужд. За нарушение правил межевания наказывал виновных.

Мокоша – домашний дух, связанный с водой, прядением и женскими домашними работами (мокуша). Мокушами называли также колдуней и знахарок. Её имя соотносится с богиней Макошью (Мокошью). Под влиянием христианства образ мокуши трансформировался в образ Параскевы Пятницы.

Моховой – лесной дух-крошка (Моховик). Сбивает человека с дороги, уводит его в чащу, либо заставляет кружить по лесу. Во многих случаях он не злой, но может наказать человека, нарушившего определённые запреты, но не доводит его до гибели. Как о всякой нечисти, от него можно оберегаться, вывернув шубу наизнанку, поменяв обувь с правой ноги на левую или надеть её задом наперёд.

Навьи – чужие, враждебные людям образы мертвецов, олицетворение смерти. Название происходит от понятия навь – смерть, в противоположность от понятия явь – жизнь.

Нéжить – нечистая бесплотная сила, к которой относятся леший, водяной, русалка, полевой, домовой, кикимора и прочие.

Немытик – одно из обозначений чёрта, нечистого духа; вредоносное, нечистоплотное существо.

Нечистая сила – обозначение всех низших демонических существ, олицетворявших злобность, обман и лукавство.

Обдериха – женский дух, обитающий в бане. Появляется под полком в образе кошки с огромными горящими глазами, лохматой страшной старухи, иногда голой. Её деяния сходны с деяниями банника. С одной стороны, она охраняет порядок в бане, с другой, наказывает неряшливых людей. С появлением христианства обдериха наказывает тех, кто пришёл в баню без молитвы.

Овинник – дух овина, олицетворение овинного огня (овинный, подовинник). Следит за порядком в овине, регулирует огонь, помогает доброму хозяину подсушить зерно в снопах. Сердится на ленивого, пьяного или на того, кто развёл огонь при сильном ветре. Может сжечь овин.

Орúсницы – мифологические женские персонажи, посещавшие ребёнка на третий день его рождения и предсказывавшие его судьбу. Предсказания изменить нельзя даже и в поздние христианские времена, ибо ни бог, ни святые не в силах воспрепятствовать трагическим событиям, предсказанными орисницами.

Планетники – мифические существа, обитающие в дождевых и градовых тучах, управляющие тучами, ветрами и вообще погодой.

Подполянник – домашний дух, обитающий в подполье (подпольник). В большинстве случаев он не добрый, а вредный дух.

Полазник – ритуальный гость, первый посетитель дома в новом году. Благодушное божество, приносящее в дом благополучие.

Полевик – полевой, житный дед, дух нивы, хлебопашества и земледелия. Следил за своим полем и помогал хозяину в уборке урожая. На нерадивого хозяина сердился, насылал на ниву дождь и ветер, сминая и переплетая колосья, иногда навлекал и пожар.

Полкан – полубог, славянский кентавр, полу-человек и полу-конь, единение человека и животного (коня). Полкан обладает сверхъестественной силой и мудростью (как человек) и стремительной быстротой (как конь). Образ Полкана вошёл в позднейшие древне-русские легенды о Китоврасе, который днём правит людьми, ночью – царством зверей.

Полудницы – полевые поденные духи, воплощение солнечного удара. Они охраняют посевы. Если во время уборки урожая человек заснёт на ниве, то полудница может нанести солнечный удар.

Полунóчник – полуночный дух, нечистая сила, проявляющая свою активность по ночам и не даёт спать детям.

Помощники – нечистая сила разного облика, помогающая бесам, чертям, ведьмам и прочим  (чертенята, бесята).

Привидения – души умерших преждевременной или неестественной смертью (утопленники, висельники, младенцы). Они являются по ночам, и встреча с ними опасна.

Рижный – дух риги (ригочник, ригошник, ригач, заригачник, подрижный). Охраняет снопы хлеба в риге. Его образ аналогичен овиннику.

Росомаха – злобный дух в образе зверя-женщины. Обитает в ржаном или конопляном поле, а также в лесу. Опасна для людей, особенно для детей, оставленных без присмотра, которых она крадёт.

Русалка – женский демонический персонаж. Русалки обитают в воде, поле и лесу. Они представлялись в образе обнажённых девушек, иногда с рыбьими хвостами. Любимое их занятие – завлекать молодых людей и щекотать их до смерти. Русалками становились заложные покойники: обрученные невесты до вступления в брак, утопленницы, мёртвые младенцы, в христианское время некрещёные дети. Активизировались русалки летом в жаркую пору, когда праздновались русалии – макушка лета, праздник огня и воды в день летнего солнцестояния. В христианские временя седьмой четверг после поста (семик) называется русальной неделей, праздником молодой зелени, когда происходит прощание с весной и встреча с летом.

Сатана – главный среди нечистой силы злой дух, а также дьявол, чёрт, вообще в целом нечистая зловредная сила. По христианским поверьям, Сатана был первейшим ангелом у Бога-Творца. Но за гордыню был сброшен с небес в преисподнюю. С тех пор и возглавил всю многочисленную и бессмертную рать нечистой силы.

Хованец – дух, обогащающий своего хозяина, хватающий чужое добро и ховающий (прячущий) его в доме. Для чужих людей он злой дух. Хованцем становится выкидыш по истечении семи лет после его неудачного рождения. В христианстве это объясняют тем, что он в течение семи лет просит прохожих о крещении. Хованца для своего обогащения можно было вывести из яйца, снесённого петухом, или даже купить, отрекаясь при этом от Христа.  Со смертью хованца в доме исчезает всякое богатство, нажитое с его помощью.

Холера – демонический персонаж, персонифицированная болезнь. Она представляется в разных образах и приносит самую страшную болезнь, часто заканчивающуюся смертельным исходом. Принимает вид безобразной женщины, иногда животного. Одно из самых обидных выражений: «Холера тебя возьми», «Ишь, холера какая», «Ах, ты, холера поганая».

Цмоки – духи как огненные змеи (смоки, чмоки). Они сожительствуют с женщинами, прилетая к ним в образе змея, крылатой ящерицы или курицы. Прельщают они женщин тем, что открывают клады, подобно хованцам, и обогащают возлюбленных.

Чародеи – люди, знающиеся с нечистой силой, способные напускать чары, мороки. Это колдуны и знахари, способные творить чудеса, как правило, вредоносные.

Чёрт – злой, зловредный дух, объединяющий вообще всю нечистую силу. Чёрт в народной традиции дохристианского происхождения, но с принятием христианства приобрёл новые черты. Его называют и бесом, и дьяволом, и демоном. Но есть, по убеждению христиан, между ними и разница: чёрт смущает, бес подстрекает, Дьявол нудит, а Сатана знамения творит для колебания верующих, то есть подрывает христианскую веру.

Шиш – нечистый дух, чёрт, бес (шúшик, шишко, шишóк, шыш, шёшка), обобщающее название всякой нечистой силы. Обитает обычно на обочине дороги, на перекрёстках, в лесу и воде, в бане и овине.

Шишига – женский демонический персонаж, чертовка, лешачиха, кикимора, водяница (шишиха, шошичиха, шишитиха, шишúмора). Нечистая сила неопределённого облика, обитающая в грязной бане, лесной чащобе, болоте, канаве и проч.

Шуликуны – сезонные демоны, водяные черти (шуликаны, шилиханы). Появляются в межсезонье и безобразничают. В христианское время превратились в святочных ряженых, изображающих уход зимы и пугающих людей, нарядившись в звериные шкуры или вывернутые шубы. По повериям, шуликунов рожают кикиморы  на святки. Шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы.

Шут и Шутовка – нечистые духи, чёрт и чертовка, всякая нежить. Христиане наделили шутовку свойством превращения в девку или бабу, если на неё накинуть крест, то есть окрестить её. Это связано с миссионерской деятельностью, периодом перехода язычников в христианство.

Явь и Навь – олицетворение противоборства добрых и тёмных сил. Явь – светлый мир, которым управляют добрые боги. Навь – мир тёмный, загробный, управляемый злыми силами. Явь – воплощение жизни, Навь – воплощение смерти.

Все эти боги и духи составляли внутренний мир человека. Они олицетворяли память предков. Следовательно, люди на подсознательном уровне создавали свои духовные музеи как духовную потребность сохранения памяти отцов. Эти музеи постепенно приобретали внешние материальные черты в виде мест культовых обрядов, святилищ, захоронений, сооружения изваяний, памятных знаков и т.д. И эти понятия, верования в богов и духов сохранились до наших дней, частью перевоплотившись под влиянием христианства, частью став верованиями, которые официально признавались пережитками пошлого. Но дело как раз в том, что пережитки эти существуют, и люди, подчас, им следуют. Мы боимся чёрной кошки, перебегающей дороги. Дурной приметой считается встречная баба с пустыми вёдрами. В детской игре мы употребляем выражение «Чур меня». Мать стращает Букой капризного ребёнка. Въезжая в новый дом или квартиру, мы первым делом впускаем туда кошку. Мы не выбрасываем мусор в окно, а добрую пищу ставим на подоконник потому, что наш покой, наше окно в мир охраняет наш добрый ангел. Мы до сих пор традиционно гадаем на святки, хороним умершего головой на запад. То есть мир предков окружает нас и поныне. Всё новое осмысливается через призму прошлого. В этом и заключается единство культуры в её эволюционном развитии, многообразии и взаимосвязи.

Музей призван это сохранять и передавать будущим поколениям.

 

Публикуется впервые

[1] См.: Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия: в 2 т. / Авт.-сост. В. В. Богуславский. М.: Олма-Пресс, 2003; Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: ок. 1000 статей / Н. С. Шапарова. М.: ООО «изд-во АСТ»; ООО «изд-во Астрель»; ООО «Русские словари», 2003; Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

 


(1.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 03.01.2017
  • Автор: Решетников Н.И.
  • Ключевые слова: Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия
  • Размер: 56.28 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Решетников Н.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Содержание
1. Понятийный аппарат
2. Методологические принципы изучения историко-культурного и природного наследия
3. К вопросу об изучении историко-культурного и природного наследия России
4. Мифология в контексте культуры. 4.1. Славянская мифология как памятник культуры и общекультурное достояние
4. Мифология в контексте культуры. 4.2. Русский народный эпос
5. Музей в контексте культуры. 5.1. Музей и сохранение ядра культуры
5. Музей в контексте культуры. 5.2. Музей и проблемы краеведения
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.1 Русские имена как носители историко-культурной информации
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.2. Научные общества и музейное дело России
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.3. Краткие сведения о лицах, внёсших вклад в развитие музейного дела России (в хронологическом порядке)
7. Хронология событий в культурной жизни России
8. Нормативные правовые акты и документы по проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия России. Список сокращений
9. Источники и литература (рекомендация для магистрантов)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100