Опубл.: Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М., 2005. "В этом пассаже Асафьева...скрыт парадокс: музыка Чайковского описана так, будто она является картиной или, скорее, рисунком работы Александра Бенуа. Взаимодействие музыки и живописи в создании нового облика Петербурга засвидетельствовано здесь очевидцем инстинктивно и непредвзято"
Опубл.: Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М., 2005. "Если музыку Глинки можно считать конгениальной творениям Пушкина, то опусы Даргомыжского начинали явственно перекликаться с «петербургскими повестями» Гоголя и миром «Физиологии Петербурга»...Чайковский пошел дальше и Мусоргского, и Достоевского. Он интуитивно прозрел и эмоционально пережил воображаемую гибель империи и Петербурга как подлинную"
Данная статья является первой главой из монографии Д. И. Варламова "Метаморфозы народного музыкального инструментария". В монографии исследуются актуальные проблемы теории и практики функционирования в художественной жизни современного общества русских народных музыкальных инструментов. Глава посвящена прояснению некоторых важных нюансов происхождения и становления домры в современном виде и развенчивает ряд исторических мифов, появившихся благодаря В.В. Андрееву и его сподвижникам.
Опубл.: Соколов О. Статьи о русской музыке. Нижний Новгород, 2004. "Как показывает анализ авторской редакции произведения, в нём действительно сочетаются, причём последовательно и самобытно, черты музыкальной картины и фантазии - двух жанров, по своему генезису и художественным функциям далеко не родственных между собой. Рассмотрим, каким образом претворяются в «Ночи на лысой горе» обе жанровые модели, попутно напомнив читателю об их эстетической природе"
Опубл.: Музыковедение. 2007. № 6. "Клара Шуман, урожденная Вик (1819 - 1896) - одна из самых крупных фигур фортепианно¬го исполнительства XIX века. Пианистка с мировым именем, композитор, педагог, редактор, она внесла огромный вклад в развитие фортепиан¬ного искусства"
Широта стремлений Мусоргского, его поиски в области научных знаний, его жадный интерес к жизни в различных ее проявлениях, к беседе с «живыми людьми», наконец, и характер его исполнительских данных — все вместе служит нам показателем и выражением глубокой и постоянной внутренней работы, отразившейся в многообразной насыщенности правдой и силой большинства его произведений.
Опубл.: Бэлза И. Фридерик Шопен. М., Музыка, 1991. "говоря о его творчестве в 30-е годы, мы вправе подчеркнуть, с какой силой запечатлелось в его произведениях данного периода сочетание творческого гения с глубоким и могучим интеллектом"
Опубл.: Ученые записки. Т. 2. Сектор музыки / ГНИИТМиК. Л., 1958. I. Былины о Садко купце, богатом госте. 2. Историческая основа былины. 3. Народно-поэтические источники и идейная концепция оперы.
Опубл.: Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. М., 1979. "В начале 1800-х годов Бортнянский широко проявил себя в музыкально-общественной деятельности. Он ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы...эти концерты пользовались неизменным успехом у петербургской публики и зал всегда бывал переполнен"
Опубл.: Ларош Г.А. Избранные статьи. Вып. 5. М.: Музыка, 1977. С.87 - 96. "Ему легко было занять одно из первых мест — непосредственно наряду с Листом и со своим братом; он удовольствовался местною знаменитостью, или, вернее сказать, он о знаменитости не размышлял вовсе..."