"Произведения И.С.Баха требуют сложной и продуманной работы над стилем, что невозможно без изучения смежных искусств той эпохи. Постараемся обратиться к риторике, ведь знание музыкально-риторических фигур было обязательным для церковного музыканта XVII века, участвовавшего в протестантском богослужении"
"О Бахе, как и о Лютере, написано достаточное количество трудов, но рецепция богословских взглядов Лютера в творчестве Баха-мыслителя изучена мало и потому может быть интересна исследователю. Предметом нашей работы является специфика хоральных обработок Баха и отражение в них теологических воззрений Лютера. Прежде всего, мы сосредоточимся на позиции композитора по отношению к лютеранской доктрине и том влиянии, которое оказало на Баха учение Лютера"
Опубл.: Старинная музыка. 1999. № 4. "Собственно Рождеству Христову (25 декабря), празднуемому трехдневно, посвящены первые три части оратории, последующие же три — прилегающим ближайшим праздникам: четвертая часть — Новому году и празднику Обрезания Господня , пятая — воскресению после Нового года и заключительная шестая, часть — празднику Богоявления (6 января). Бах создал это произведение в 1734 году, что и было зафиксировано им на последнем листе партитуры в дополнение к инициалам: «S.D.G 1.1734»—«Единому Богу слава. 1734»"
Опубл.: AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова. Статьи и воспоминания. М., 2008. "Завершённая, как полагают, в последние годы или даже в последние месяцы жизни композитора, Месса стала для него творческим итогом, феномен которого - в отборе материала из образцов разных лет и приведении его к высшему единству"
Опубл.: Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. М.: Классика-XXI, 2006.
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха. Баховская система символов. Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания.
История создания. Богословские и философские истоки творчества И.С. Баха. Особенности композиторского метода И.С. Баха. Хоральные обработки. Опубл.: Музыкальная академия. 2006. № 1. С.142 - 151.
"Чтобы определить основное творческое задание, выявляемое в сюите, нужно проследить возникновение, развитие и разложение этого художественно-музыкального жанра в процессе образования и развития западноевропейской инструментальной музыки в течение конца Средневековья, Ренессанса и барокко; с разложением эпохи барокко кончается и бытие сюиты" Опубл.: Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М., 2006.
О скрытом прославлении Господа в произведениях Баха
"В наследство от XIX века нам достался эмоционально-интуитивный подход к инструментальной музыке Баха. Заложенное в ней глубочайшее духовное содержание всеми явственно ощущается, но не проявляется на уровне ясных смысловых и образных представлений. Оказался забытым пласт музыкальной культуры барокко, включающий лексикон эпохи и выражаемый им психически-умственный мир человека того времени"