Новая потеря в культурном наследии Нижегородской области - окончательно снесен дом № 24 по улице Новой в Нижнем Новгороде, являвшийся ярким образцом архитектуры провинциального модерна (4.92 Kb)
НОВАЯ ПОТЕРЯ В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Май-месяц принес новую потерю в культурном наследии Нижегородской области. Следом за зданием заводской конторы Баташевых в Выксе окончательно снесен дом № 24 по улице Новой в Нижнем Новгороде, являвшийся ярким образцом архитектуры провинциального модерна. Воспользуемся здесь его характеристикой, данной известной исследовательницей нижегородской архитектуры О.В. Орельской: «Дом на ул. Новой деревянный, но оштукатуренный... Лицевой фасад дома симметричен, перегружен декором и лишь при внимательном рассмотрении обнаруживает черты раннего декоративного модерна. Повышенная декоративность фасада, живописная разработка силуэта, активный абрис аттиков двух ризалитов дают возможность почувствовать особенности провинциального модерна. Под окнами второго этажа проходит широкий декоративный пояс с мотивами цветочных и фруктовых гербариев. По оси симметрии фасада в простенке между окнами на фоне пояса появляется характерный для модерна «наплыв», завершенный маской юной девы с волнистыми волосами и вплетенными в них цветами. Маску с двух сторон обрамляют гроздья винограда. Маска имеет загадочное выражение лица и отличается от застывших масок на фасаде Городского общественного дома на ул. Рождественской. Ее нежная улыбка придает мягкое лирическое настроение, характерное для ранней стадии провинциального модерна» (Орельская О.В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде. - Н.Новгород, 2000. С. 48). Увы, все это уже в прошлом...
Дом был выстроен в 1907 году нижегородским купцом 2-ой гильдии Алексеем Ивановичем Цылбовым, владевшим среди прочего лавками в чайном и железном рядах Гостиного двора. Видимо, старый деревянный одноэтажный дом «в три окна на трех саженях» стал мал для разросшегося семейства, ведь в 1900 году А.И. Цылбов, в связи со смертью своего брата Петра Ивановича, стал опекуном малолетних племянников: Ивана, 10лет, Александры, 11 лет, Петра, 4 лет 3 месяцев, Андрея, 8 лет и Юлии, 6 лет 6 месяцев (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35-а. Д. 6476. Л. 16). Кстати, потомки этого купеческого рода до сих пор проживают в Нижнем Новгороде.
В 1918 году домовладение А.И. Цылбова на Новой улице было национализировано (муниципализировано) советскими властями, как и недвижимость других нижегородских частных собственников (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35-а. Д. 6476. Л. 16). Сам же дом продолжал оставаться жилым. Все бы ничего, глядишь, и дожил бы он до своего столетия, украшая собой старинную улицу. Однако, здесь началось новое строительство, соседняя застройка попала под снос, дошла очередь и до дома № 24. Даже имевшийся у него статус вновь выявленного объекта культурного наследия не остановил застройщика – строительную фирму «Недвижимость – НН».
В январе 2007 года дворовая часть памятника пошла под бульдозер. Лишь вмешательство неформалов-общественников, а за ним - прокуратуры и Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (УГО ОКН) спасло тогда дом от полного уничтожения. Но, как оказалось, не надолго. Виновник случившегося не только не был наказан (а законодательство в таких случаях предусматривает не только штрафные санкции, но изъятие участка у застройщика), а наоборот в качестве своеобразного «бонуса» получил возможность доломать дом. Весной УГО ОКН согласовало проект нового строительства с его сносом при условии... «воссоздания» части памятника в виде новодела, «естественно», в новых материалах (!?). Для справки: Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает воссоздание памятников лишь в исключительных случаях при полной их утрате, а практика создания новоделов давно осуждена как зарубежными, так и отечественными специалистами-реставраторами. И что бы не говорили при этом чиновники в свое опрадание, как бы качественно не был воспроизведен старый декор на новом здании, в чем весьма и весьма приходится сомневаться, улыбка на лице маски юной девы, как и сама маска, будут от начала до конца фальшивыми.
Алексей Давыдов,
член Совета Нижегородского областного
общества охраны памятников истории и культуры.
25. 05. 2007 г.
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|