Город Лысково – одно из древнейших поселений Нижегородской области – расположено на высоком правом берегу Волги в широкой пойме ее притока – реки Сундовик. С запада и востока долина ограничена горами Оленьей и Лысой. Правобережье Волги здесь представляет собой возвышенное плато, прорезанное многочисленными оврагами и балками, постепенно поднимающееся и переходящее в массив так называемых Фадеевых гор. Нынешняя пятикилометровая пойма, отделяющая город от Волги, образовалась лишь за последние 150 – 200 лет, вследствие того, что река постепенно отходит к северу, подмывая противоположный левый берег. До этого Лысково находилось на самом берегу Волги.
Первое письменное упоминание о Лыскове относится к 1410 году, хотя поселение в этом месте существовало уже в XII веке, восходя к полулегендарной булгарской крепости Сундовит. В XIV веке угроза татарских набегов заставляет жителей предпринять строительство деревоземляной крепости на вершине Оленьей горы,
(Вид на Оленью гору со стороны Лыскова. На плоской вершине горы с XIV по XVII вв. высилась деревоземляная крепость – один из форпостов на восточных рубежах русского государства)
имеющей хорошую естественную защиту; таким образом, Лысково становится одним из восточных форпостов русских земель. Со временем крепость теряет свое оборонное значение и к XVII веку приходит в упадок. Происходит миграция поселения за Сундовик, на территорию современного города, более удобную в бытовом и хозяйственном отношении.
(Общий вид Лыскова с улицы Урицкого. Среди малоэтажной застройки, живописно раскинувшейся в долине рек Большой и Малой Медянок, доминирует Спасо-Преображенский собор, возвышающийся на Красной горке)
В начале XVII века напротив Лыскова на левом берегу Волги у стен Макарьевского монастыря возникает одноименная ярмарка, быстро ставшая одной из крупнейших в России. Очевидно, именно этот фактор определил не земледельческий, а ремесленно-торговый характер развития Лыскова. Здесь формируются кузнечные, меднолитейные, слесарные, гончарные, кирпичные и ряд других промыслов. Однако ни один из них не получает безусловного преобладания, как это происходит в Павлове (металлообработка), Богородском (кожевенный промысел) или в Большом Мурашкине (овчинно-меховой промысел).
Вот каким увидел Лысково путешественник Максим Невзоров в своих «Путевых заметках» в 1800 году: «Вчера проехали мы один конец знатного и большого села Лысково, на берегу Волги стоящего, в котором до восьми церквей, строение крестьянских домов очень хорошее, и много магазинов хлебных, потому что в нем знатная пристань хлебная. Из сего села виден на другой стороне Волги стоящий каменный монастырь Макария Желтоводского, при котором в июле месяце бывает знатнейшая из всей России ярмонка».
(Знаменитый Макарьевский монастырь, у стен которого в течение более чем 200 лет проводилась крупнейшая в России ежегодная ярмарка, расположен на левом берегу Волги напротив Лыскова)
После опустошительного пожара в 1816 году Макарьевская ярмарка переводится в Нижний Новгород, но кипучая деятельность в Лыскове не замирает: с конца XVIII и особенно в первой половине XIX века стремительно растут объемы хлебной торговли. Ее развитию благоприятствует и транспортное положение села: здесь сходятся к Волге несколько важных дорог, по которым хлеб подвозится не только из окружающих уездов Нижегородской губернии, но и из ряда мест Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской губерний. В Лысково свозилось ежегодно более 2 миллионов пудов зерна. Весной скопившийся за зиму хлеб на сотнях судов отправляли вверх по реке. В первой половине XIX века лысковская пристань становится крупнейшей на Волге, превосходя нижегородскую и городецкую и уступая лишь рыбинской. Однако с развитием железных дорог и пароходства ситуация коренным образом изменяется и хлеботорговля в Лыскове быстро идет на убыль.
Важную роль для истории и облика Лыскова в первой половине XIX века сыграла личность его владельца – князя Г.А. Грузинского, потомка грузинских царей.
(Главный дом усадьбы князей Грузинских, середина XIX в. (пер. Кадушина, 5). Комплекс усадьбы, расположенный рядом с ансамблем Вознесенской церкви, является частью общего градостроительного замысла. В архитектуре главного дома усадьбы прослеживается влияние классицизма. Это объект культурного наследия регионального значения)
Именно ему Лысково обязано своей регулярной планировкой, осуществленной после большого пожара 1795 года, а также великолепным ансамблем главной торговой площади с Вознесенской церковью – центральным ядром пространственной композиции поселения. Учитывая тот факт, что Лысково сохраняло статус села, это заслуживает особого внимания.
Регулярная прямоугольная планировочная структура в центральной части Лыскова сохранилась до наших дней и является памятником градостроительства начала XIX века. Продольные улицы ориентированы на Волгу с видом на ансамбль Макарьевского монастыря, поперечные – на горы Лысую и Оленью. Планировочная структура лишена сухой отвлеченной геометричности, подчиняясь там, где это необходимо, рельефу местности. По мнению архитектора-реставратора С.Н. Столяренко, для создания проекта планировки села князь Грузинский пользовался услугами петербургских архитекторов Гаврилова и Мезенцова.
Ансамбль Вознесенской церкви, возведенный в 1814-1838 г.г., и теперь доминирует над городом. Центральный пятиглавый храм в стиле позднего классицизма, украшенный величественными портиками, окружен четырьмя «г»-образными в плане корпусами, увенчанными угловыми башнями (зимняя Георгиевская церковь, колокольня, духовное училище и торговые помещения). Еще четыре башенки находились по углам внешней ограды ансамбля. Этот редкий по целостности и монументальности комплекс демонстрирует единство замысла и последовательное его воплощение – весьма необычный для села случай.
(Вознесенская церковь, 1814-1838 гг. (вид с ул. Горького). Центральная постройка уникального для Нижегородской области ансамбля эпохи классицизма. На заднем плане справа – Георгиевская церковь, слева – здание духовного училища. Ансамбль является объектом культурного наследия федерального значения.)
(Духовное училище, 1814-1838 гг. (ул. Революции, 11). Один из четырех «г»-образных в плане увенчанных башенками корпусов, окружающих Вознесенскую церковь. В настоящее время состояние этого памятника, увы, оставляет желать лучшего…)
Главным «фасадом» Лыскова был, безусловно, речной, и все архитектурные доминанты поставлены с учетом их восприятия с Волги. Ближайшим к берегу был наиболее древний храм в Лыскове – возведенный в 1711 году пятиглавый Спасо-Преображенский собор с отдельно стоящей шатровой колокольней XIX века (ныне утрачена). Этот комплекс, построенный на береговой возвышенности, так называемой Красной горке, первым обращает на себя внимание со стороны реки.
(Спасо-Преображенский собор, 1711 г. (ул. Большая Советская). Памятник архитектуры эпохи петровского барокко, отличается стройностью пропорций и цельностью облика. Объект культурного наследия федерального значения. В XIX в. рядом с собором была построена высокая колокольня в духе классицизма (разобрана в ХХ в.))
Затем взгляд перемещается дальше к высоким барабанам и куполам Вознесенской церкви; удивительно точная ее постановка на вершине пологого холма выявляет центр и одновременно глубину пространственной композиции поселения. Казанская церковь, построенная в XVIII веке на месте упраздненного одноименного мужского монастыря, расположена еще дальше от берега на луговой террасе и является уже второстепенным, локальным акцентом. До революции в Лыскове было еще пять храмов, ныне полностью разрушенных.
Облик Лыскова середины XIX века определялся его интенсивной торговой жизнью: множество лавок, лабазов, хлебных амбаров, многочисленные гостиницы и постоялые дворы. (Одна из крупных улиц носила название Стоялой - ныне это улица Большая Советская). С крупными объемами хлебной торговли было связано большое количество мельниц: 28 водяных на Сундовике и его притоке Валаве и до 166 ветряных. Помимо торговой и промышленной функций, здесь имелась и административная. Корреспондент «Нижегородского сборника» В.М. Федоров отмечал в 1890 году, что «богатое и промышленное село Лысково играет значительную экономическую роль в жизни Макарьева. Макарьев едва ли не самый плохонький из уездных городков нашего отечества, более похожий на село, чем на город. Все присутственные места, за исключением городской управы, находятся в Лыскове».
(Земская управа, начало ХХ в. (ул. Малая Советская, 7). Крупное административное здание, выдержанное в стилистике модерна, отражает роль Лыскова как фактического центра Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Объект культурного наследия регионального значения)
В селе было девять храмов, три училища, больница, аптека, почтовая контора, тюрьма, конная станция. В 1859 году здесь было 5962 жителя.
Историческая застройка Лыскова отличается компактностью и единым масштабом зданий, расположенных по красным линиям широких прямых улиц.
(Улица Революции. В XIX в. являлась частью Базарной площади. Одна сторона этой улицы сформирована зданиями ансамбля Вознесенской церкви, вторая, показанная на снимке – мелкомасштабной усадебной застройкой, носящей подчиненный характер.)
(Улица Ленина (бывшая Вознесенская-Садовая). Центральная ось регулярной планировки в восточной части Лыскова, эта улица имела значительную ширину и была ориентирована на Вознесенскую церковь, Волгу и Макарьевский монастырь. В настоящее время здесь сохранилась застройка второй половины XIX – начала ХХ вв., включающая помимо жилых домов многочисленные торговые лавки)
В центральной части преобладают одно - двухэтажные каменные дома на высоком цоколе, часто с торговыми помещениями в первом этаже. На улицах Большой Советской, Горького, Ленина, Революции сохранились целые усадебные комплексы, включающие в себя помимо жилого дома, торговые лавки, складские помещения, службы, кирпичные ограды с воротами. Преобладающим и почти единственным в стилистике был провинциальный, сильно упрощенный вариант «кирпичного стиля» с дробным, мелкомасштабным декором фасадов. Есть также примеры стилизаторских направлений эклектики. Излюбленный здесь мотив килевидной арки, восходящий к русскому средневековому зодчеству, встречается в различных вариациях – нарядные обрамления окон второго этажа дома Е.Л. Кудрявцева (ул. Горького, 12),
(Дом купца Е.Л. Кудрявцева, конец XIX в. (ул. Горького, 12). Яркий образец эклектики с элементами русского стиля (наличники окон верхнего этажа с килевидным завершением). Объект культурного наследия регионального значения)
аттик торговой лавки (ул. Горького, 5), кирпичная арка ворот усадьбы (ул. Горького, 21, 23),
(Усадьба, конец XIX в. (ул. Горького, 21, 23). Характерная для Лыскова усадьба с торговой лавкой, вынесенной на красную линию улицы. Объект культурного наследия регионального значения. Привлекает высокое качество лицевой кирпичной кладки (в Лысково имелись заводы для производства кирпича на основе местных глин))
деревянные навесы входов жилых домов (ул. Ленина, 6; ул. Урицкого, 73).
(Деревянный навес крыльца. Усадьба, втор. пол. XIX в. (ул. Победы, 12, 14). Распространенная в архитектуре Лыскова второй половины XIX в. форма завершения в виде кокошника здесь воплощена в дереве)
В начале ХХ века в Лыскове строится комплекс новых зданий для пивоваренного завода наследников А.Ф. Ермолаева.
(Пивоваренный завод наследников А.Ф. Ермолаева (ул. Мичурина, 25). Объект культурного наследия регионального значения.
Солодорастительный корпус, 1906 г. Самое крупное на тот период в Лыскове четырехэтажное производственное здание выдержано в духе «историзирующего» модерна)
(Пивоваренный завод наследников А.Ф. Ермолаева (ул. Мичурина, 25). Солодорастительный корпус, 1906 г. Фрагмент. Асимметричный объем с высокой вентиляционной трубой стал новой высотной доминантой в силуэте Лыскова.)
(Пивоваренный завод наследников А.Ф. Ермолаева (ул. Мичурина, 25). Здание конторы, начало ХХ в. Фрагмент. Фасады деревянного двухэтажного здания конторы выполнены с имитацией фахверковых конструкций. В интерьере сохранилась дубовая лестница с ограждением из балясин и панели стенной обшивки вестибюля)
Ермолаевы, крупные промышленники, владели также пивоваренным заводом на ул. Почайнской в Нижнем Новгороде. Завод в Лыскове становится крупнейшим промышленным предприятием села – расположенный на берегу реки Валавы, он включает в себя более 30 зданий различного назначения (пивоваренный и солодорастительный корпуса, контору завода, силовую станцию, водокачку, мойку, жилые дома для служащих, оранжерею, складские помещения). Все они выполнены, по-видимому, одним автором и по единому проекту. Монументальность производственных корпусов подчеркивает их промышленное назначение, форма отвечает функции, что является одним из важнейших принципов стиля модерн. Особенно интересен корпус солодовни, чей асимметричный объем с высокой центральной трубой сопоставим по величине с храмом, что само по себе уже необычно для села. Мощные стены из красного кирпича с узкими окнами-бойницами различной формы, круглое чердачное окно и аттик сложных очертаний указывают на то, что это памятник позднего модерна с использованием исторических стилей. Заводской комплекс, являясь целостным архитектурным ансамблем, несомненно обогатил собой облик Лыскова, однако тактичное его расположение ниже по рельефу по отношению к основным архитектурным доминантам – храмам не нарушило равновесия и гармонии в речной панораме села.
Историко-архитектурная среда Лыскова, несомненно, представляет интерес для исследования, ведь это своеобразное «зеркало», отражающее многовековую историю этого старинного волжского села – период расцвета, пришедшийся на первую половину XIX века и связанный с деятельностью князя Г.А. Грузинского и постепенный спад значения Лыскова как хлебной пристани во второй половине XIX – начале ХХ вв. Ныне Лысково (город с 1925 года) имеет статус исторического населенного места федерального значения. Здесь выявлено и взято на охрану около 50 памятников истории и архитектуры. В последние годы завершены длительные реставрационные работы над основными ансамблями города, и с Волги можно, как и сто лет назад, любоваться величественными куполами Вознесенской церкви, как бы парящими над городом и стройным, удивительно гармоничным Спасо-Преображенским собором. Хочется верить, что и другие памятники Лыскова, в частности, замечательный образец промышленной архитектуры эпохи модерна - комплекс пивоваренного завода Ермолаевых, будут изучаться и оберегаться как ценные объекты культурного наследия.
А.В. Лисицына
Нижегородский проект. – 2003. - №3. - с. 41-43.
опубликовано 17.02.06