А.И. Давыдов. К вопросу о датировке каменных палат на Ильинской горе в Нижнем Новгороде и их первом владельце (29.93 Kb)
А.И. Давыдов
(Научно-исследовательское предприятие “Этнос”, Н. Новгород)
Вопрос о первом владельце и датировке каменных палат на Ильинской горе (Крутой, бывш. Успенский пер.,7) вновь возник в связи с разработкой Научно-исследовательским предприятием “Этнос” проекта их реставрации. (С 1976 года – времени окончания первых ремонтно-реставрационных работ, этот памятник русского средневекового гражданского зодчества пришел в аварийное состояние).
В списках объектов культурного наследия (Госреестре) памятник до сих пор официально числится как “дом Левина” [i]. Но, во-первых, такое наименование уже само по себе ошибочно, поскольку накануне национализации в 1918 году дом принадлежал И. Х. Левиной [ii], во-вторых, не совсем корректно называть объект по случайному владельцу, пусть и последнему, на что указывал еще известный нижегородский архитектор-реставратор С.Л. Агафонов [iii]. Поэтому, учитывая многочисленные публикации второй половины ХХ века (в основном, популярные или научно-популярные), касающиеся данного объекта, составители “Государственных списков памятников” внесли уточнение, назвав его “палатами А.Ф. Олисова” [iv]. Естественно, нас заинтересовала правомерность такой атрибуции. С целью проверить ее и датировку памятника мы обратились к историографии вопроса.
В дореволюционных изданиях, посвященных достопримечательностям Нижнего Новгорода, имя человека, возведшего каменные палаты рядом с Успенской церковью, не называется. Не делается даже предположений на этот счет.
Так, Н.И. Храмцовский (1859 г.), коротко сообщает: “Между домами Успенского переулка замечательны два каменных, постройка которых относится, судя по архитектуре, к началу XVIII столетия” [v].
А.С. Гациский в своей “Нижегородке” (1877 г.) просто перечисляет “старинные частные здания” и среди них называет “в Успенском переулке (с Ильинки), не доходя Успенской церкви, дом г-жи Стрижовой” [vi].
А.И. Звездин (1895 г.) также краток: “В Успенском переулке находится старинный дом, на наружной стороне которого сохранились старинные украшения (наличники на окнах)” [vii].
Один из первых исследователей русского средневекового (в том числе нижегородского) зодчества, Л.В. Даль, дав типологическую характеристику памятника и отнеся его к “роскошным” домам (1874 г.) [viii], оставил без внимания вопрос о хозяине палат.
В справочниках и путеводителях по Нижнему Новгороду – городу Горькому советского времени, вслед за Л.В.Далем, дается уже более подробная архитектурно-художественная характеристика памятника, датируемого, как правило, рубежом XVII – XVIII столетий. Однако имя его первоначального владельца по-прежнему не указывается [ix].
В связи с этим, известный исследователь русского средневекового зодчества А.А. Тиц в своей книге, изданной в 1966 году, замечал следующее: “Летописных и архивных данных о времени строительства дома и его первоначальных владельцах не обнаружено. По данным Областного отдела по делам строительства и архитектуры г. Горького, в середине XIX века, дом принадлежал Г.Д. Стрижеву, а в 1916 году – Левиной. Тип плана, особенности сводчатых покрытий, характер оконных наличников и их аналогия с обрамлениями строенных окон Архиерейских палат Печерского монастыря, возведенных в конце XVII века, позволяют с достаточной достоверностью датировать здание этим же временем” [x].
Первым, кто высказал предположение об А.Ф. Олисове, как заказчике строительства палат в Успенском (Крутом) переулке, был С.Л. Агафонов. В своем архитектурно-художественном очерке Нижнего Новгорода - города Горького, вышедшем в 1969 году, он обратил внимание на тот факт, что “среди богатого купечества был распространен обычай строить за свой счет церкви. Они сооружались, как правило, неподалеку от места жителя основателя храма: так около дома Г.Д. Строганова им была построена Строгановская церковь, около второго дома Пушникова – Георгиевская церковь. Олисов, один из наиболее богатых “гостей” Нижнего Новгорода рубежа XVIII века, возвел две церкви – в 1672 году Успенскую церковь на Ильинской горе, а в 1702 году – Сергиевскую. Дом в Крутом переулке находится между ними, несколько ближе к Успенской. Поскольку каменные дома были редки в Нижнем Новгороде в конце XVII века, естественно сделать вывод, что владельцем и строителем этого дома был Олисов” [xi]. Этого предположения (подчеркнем, предположения!) С.Л. Агафонов придерживался и в последующих своих публикациях, указывая, что точных данных о строительстве палат до нас не дошло [xii].
Совершенно по иному повел себя Н.Ф. Филатов, изучавший историю рода и предпринимательской деятельности А.Ф. Олисова. Восприняв версию, что именно этот нижегородский гость был строителем не только Успенской церкви, но и стоящих рядом палат, он попытался связать их возведение с определенными моментами в биографии героя своих исследований: строительство храма (в качестве “обетного”) – с первым назначением Афанасия Фирсовича в 1672 году в неспокойную Астрахань управляющим царскими соляными и рыбными промыслами [xiii], строительство палат – с упрочением его социального положения (земский староста, таможенный голова) во второй половине 1670-х годов.
Поначалу Н.Ф. Филатов достаточно осторожен: в статье 1979 года, после сообщения, сделанного на основе Переписной книги Нижнего Новгорода, что “к 1678 году на Ильинской горе и на прилегающей к ней части у А.Ф. Олисова уже имелось пять усадебных мест” (подробнее на этом мы остановимся ниже), он пишет: “...Можно полагать, что именно в это время А.Ф. Олисов возвел и каменные двухэтажные палаты, дошедшие до наших дней” [xiv].
В книге по нижегородскому зодчеству, опубликованной Н.Ф. Филатовым в 1980 году, как и в процитированной выше статье, дом в Крутом переулке, все еще остается “так называемыми палатами Олисова” [xv]. Причем, здесь автор, относя памятник к XVII веку, не предпринимает попыток более точной его датировки.
В дальнейших же публикациях принадлежность интересующего нас дома А.Ф. Олисову для Н.Ф. Филатова – дело решенное. В своей книге “Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке”, основанной на докторской диссертации и изданной в 1989 году, при архитектурно-художественной характеристике памятника, он уже именуется без всяких условностей палатами Олисова [xvi]. В тексте точная их датировка отсутствует, но в подписи под фотографией указаны 1670-е годы [xvii]. При этом какого-либо обоснования такой атрибуции не дается.
Научно-популярная энциклопедия “Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала XX в.”, составленная все тем же Н.Ф. Филатовым и увидевшая свет в 1994 году, в статье, посвященной памятнику в Крутом переулке, называет уже конкретную дату его возникновения – 1676 год. Далее следует информация, что палаты “строились гостем А.Ф. Олисовым после 4 лет службы управляющим государственными рыбными и соляными астраханско-яицкими промыслами” [xviii]. Та же дата фигурирует в изданной два года спустя книге “Купола, глядящие в небеса”. Более того, в ней говорится, что строительство палат “возглавлял подрастающий сын гостя, названный родителями также Афонасием” [xix]. Казалось бы, должны были последовать указания на источник таких новых сведений, вводимых в оборот. Однако, в первом случае дается ссылка на собственную статью 1979 года в “Записках краеведов”, о которой речь шла выше, во втором – ссылки вовсе нет (впрочем, во всем этом издании ссылки на источники отсутствуют).
Последней работой Н.Ф. Филатова, посвященной А.Ф. Олисову, является научно-популярный очерк, опубликованный в 1999 году в книге “Каждый род знаменит и славен” [xx]. В нем мы уже находим имена каменщиков Андрея и Михаила Григорьевых, якобы возведших весной – летом 1676 года палаты возле Успенской церкви на Ильинской горе, митрополита Филарета, “пожелавшего освятить” их и принявшего “из рук хозяйки, Авдотьи Ивановны, шаровитую братину с восточным сладким вином, а от хозяина – ценный дар: резной из слоновой кости складень, окованный золотой оправой с множеством вделанных в нее жемчужин” [xxi]. Не находим только ссылки на архивные документы, которые позволили говорить автору о таких любопытных подробностях…
Впрочем, если обратиться к наследию Н.Ф. Филатова, то можно установить несомненную взаимосвязь данного очерка с изданным еще в 1988 году для старшеклассников его историческим рассказом “Ктитор-строитель Афонасий Олисов” [xxii]. Там действуют те же герои, правда, дом к моменту возвращения нижегородского гостя из Москвы в родной город (в августе 1676 года) остается еще до конца недостроенным [xxiii]. Налицо определенное развитие сюжета, даже его переделка, что вполне допустимо для художественного творчества, но никак не для научного исследования. Естественно, само собою напрашивается вывод, что вышеописанное – не более как литературный вымысел, основанный на документально неподкрепленной догадке, в плену которого в очередной раз оказался его автор.
Между тем, такой авторитетный источник (кстати говоря, хорошо известный Н.Ф. Филатову), каковым является Переписная книга Нижнего Новгорода, составленная в 1678 году, позволяет утверждать, что к этому времени каменных палат возле Успенской церкви еще не существовало.
Дело в том, что в книге особо отмечались жилые каменные строения: они привлекали к себе внимание на фоне сплошь деревянных дворов и дворишек посадского люда. Таковых было всего лишь два. Первое принадлежало патриарху и находилась в районе церкви Козьмы и Дамиана: “…Д<вор> патриарша насадного промыслу, на нем палаты каменные, а в них живут патриарши насадные промышленники…” [xxiv]. Второй постройкой владел причт Богоявленской церкви: “…На дворе церковь каменная во имя Богоявления Господня, на нем же полаты каменные, живет тое ж церкви панамарь в тех полатах Олешка Офонасьев да у него ж в соседстве посадцкой человек Никитка Павлов сын, плотник…” [xxv]. Как мы видим, ни к А.Ф. Олисову, ни к Успенской церкви эти палаты отношения не имели.
Установить принадлежность домовладения, где сейчас находится исследуемый памятник, тому или иному лицу на 1678 год практически не удается. В отличие от Писцовой книги Нижнего Новгорода 1620/1621-1623/1624 годов [xxvi] в Переписной книге улицы не упоминаются. Как указывали ее издатели, переписчиками описывалась “каждая группа дворов, расположенных у какой-либо церкви или монастыря и составлявших, может быть, в общей совокупности приход” [xxvii]. Ситуация осложняется и тем, что, как это ни странно, сама Успенская церковь в книге не названа. Поэтому реконструировать даже гипотетически состав ее прихода (если таковой вообще тогда существовал) не представляется возможным. Дворы причетников этой церкви мы находим в группе домовладений, отнесенных к храму Сергия Радонежского [xxviii].
В этой же группе описаны два двора А.Ф. Олисова [xxix] - из тех семи, которыми он владел в Нижнем Новгороде в то время. Вероятнее всего, один из них достался ему от Степана Олисова, к роду которого, как указывал С.М. Парийский, принадлежал Афанасий Фирсович [xxx]. Этот двор по записи в Писцовой книге 1620/1621-1623/1624 годов локализуется неподалеку от Сергиевской церкви [xxxi]. Как близко второй двор отстоял от нее и от Успенской церкви – говорить не приходится. Остальные олисовские домовладения в 1678 году распределялись следующим образом: два двора находились также на Ильинской горе в приходе церкви Вознесения Господня [xxxii], один - в подгорной части в районе Богоявленской церкви [xxxiii], один был отнесен к Варварской церкви [xxxiv](в верхней части города). Еще одним двором, находившимся в кремле в приходе церкви Жен Мироносиц (не путать с одноименной в Започаинье!), нижегородский гость владел совместно с “посадцким человеком Иваном Ортемьевым сыном Коноваловым” [xxxv].
Таким образом, данные Переписной книги опровергают утверждения Н.Ф. Филатова о том, что в 1678 году А.Ф. Олисов “жил вместе с сыном Петром возле церкви Успения” и что “рядом стоял двор другого сына – тоже Афанасия” [xxxvi]. Его сыновья в указанной книге вообще не упомянуты: ни на тех страницах, к которым отсылает читателя автор статьи, ни на других. (Речь, естественно, идет об издании XIX века). В каком же из семи своих дворов постоянно жил знаменитый гость - вряд ли когда-нибудь будет решено…
Что же касается точной датировки исследуемого памятника, то вопрос этот также остается открытым. Ясно лишь, что возведены палаты после 1678 года. Приходится только полагаться на авторитетные мнения С.Л. Агафонова и А.А. Тица, относивших строительство дома в Крутом переулке к самому концу XVII - началу XVIII веков, о чем говорилось выше. К сожалению, точная датировка его ближайшего аналога (Архиерейские палаты Нижегородского Печерского монастыря), на который ссылается А.А. Тиц, также не установлена [xxxvii]. Косвенно, на рубеж названных столетий, как на время появления памятника, указывает сходство оформления его тройного окна и портала с декоративным убранством Благовещенской церкви в городе Юрьевце, отстроенной в 1700 году [xxxviii].
Гипотетически же, можно предположить, что каменные палаты возле Успенской церкви появились после одного из пожаров, например, произошедшего в 1701 году, когда выгорела застройка Ильинской горы [xxxix], а их строителем был кто-то из торговых гостей, не исключая и самого А.Ф. Олисова.
______________________________________________________________
Автор выражает признательность директору церковно-археологического музея Нижегородской епархии О.В. Дегтевой и старшему научному сотруднику НИП “Этнос” В.В. Краснову за предоставление публикаций, касающихся темы исследования.
[i] Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области (по состоянию на 01. 01. 2000 г.). Каталог. Н. Новгород, 2001. С. 59.
[ii] Справочная книжка и адрес-календарь Нижегородской губернии на 1915 г. Н. Новгород, 1915. С. 221.
[iii] Город Горький. Путеводитель. Горький, 1964. С. 209.
[iv] Государственные списки... С. 59.
[v] См. последнее издание: Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 1998. С. 213. Какое второе здание автор относил к началу XVIII века не установлено.
[vi] См. последнее издание: Гациский А.С. “Нижегородка” // Гациский А.С. Нижегородский летописец. Н.Новгород, 2001. С. 157. Здесь автор приводит устаревшие сведения: судя по данным окладных книг, в 1877 году дом Стрижовым (Стрижевым) уже не принадлежал.
[vii] Звездин А.И. Краткий статистический очерк Нижегородской губернии // Памятная книжка Нижегородской губернии на 1895 г. Н. Новгород, 1895. С. 118.
[viii] Даль Л. Материалы для истории русского гражданского зодчества // Зодчий, 1874, № 12. С. 153.
[ix] См. напр.: Садовский А.Я. Памятники нижегородской старины // Нижегородский ежегодник. 1926 – 1927. Н.Новгород, 1926. С. 85; Город Горький. Справочник. Горький, 1939. С. 158-159; Агафонов С.Л. Горький – Нижний Новгород. М., 1947. С. 21; он же. Памятники архитектуры г. Горького. Горький, 1958. С. 29. Елисеев А.И. Родной город. Памятные места, события, имена. Горький, 1967. С. 145-146 и др.
[x] Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. М., 1966. С. 333.
[xi] Агафонов С.Л. Горький, Балахна, Макарьев. М., 1969. С. 141.
[xii] См.: Памятники истории и культуры города Горького. Справочник. Горький, 1977. С. 120; Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. Горький, 1987. С. 112; Агафонов С.Л. Горький, Балахна, Макарьев. 2-е изд. М., 1987. С. 179-180. Обратим также внимание на то, что реставраторы лишь условно называли палаты домом Олисова (См.: Визгунова Э. Дом на Ильинской горе // Горьковская правда, 1976, 25 июня).
[xiii] Насколько взаимосвязаны эти два события, источники не дают прямого ответа. В “Нижегородском летописце” сообщается следующее: “В лето 7180-м году… Того же году в Нижнем Новгороде строена церковь каменная Успение пресвятыя Богородицы. А строил тое церковь нижегородец посацкои человек Афонасеи Олисов” (Полная редакция Нижегородского летописца. Первый вид // Шайдакова М.А. Нижегородские летописные памятники XVII в. Н.Новгород, 2006. С. 164). Конечно, можно связать возведение храма на свои средства А.Ф. Олисовым с его отъездом в Астрахань, но только гипотетически.
[xiv] Филатов Н.Ф. Торговый дом нижегородского гостя А.Ф. Олисова // Записки краеведов. Горький, 1979. С. 194.
[xv] Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII – начала ХХ века. Горький, 1980. С. 20.
[xvi] Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке. История, архитектура. Горький, 1989. С. 80.
[xviii] Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ в. Н.Новгород, 1994. С. 185-186.
[xix] Филатов Н.Ф. Купола, глядящие в небеса. Н.Новгород, 1996. С. 58.
[xx] Филатов Н.Ф. Нижегородский гость Афанасий Олисов // Каждый род знаменит и славен. Из истории нижегородского предпринимательства XVII – начала ХХ века. Н.Новгород, 1999. С. 33-40. Ранее был опубликован газетный вариант этого очерка (Филатов Н.Ф. Конспект для бестселлера // Нижегородские новости, 1995, 16, 18 мая).
[xxi] Филатов Н.Ф. Нижегородский гость… С. 38-39.
[xxii] Филатов Н.Ф. Ктитор-строитель Афонасий Олисов // Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера. Горький, 1988. С. 159-186. Рассказ переиздан в 2003 году в сборнике “Три века Макарьевско-Нижегородской ярмарки” (Н.Новгород, 2003. С.360-390).
[xxiii] Там же. С. 184-185. Среди тех, кто якобы имел отношение к возведению палат, в рассказе также названы кузнец Тимошка Родионов, плотник-подвязчик Лаврентий Иванов, площадной подьячий Иван Лоушкин, балахнинский промышленник Иван Шляков, у которого “закуплено 60 000 железняка и 40 000 красного кирпича большой монастырской руки”. Остается только догадываться об источнике столь подробных “сведений”.
[xxiv] Писцовая и переписная книги по Нижнему Новгороду. СПб., 1896. Стб. 400.
[xxvi] Время составления книги дается по С.Б. Веселовскому, который именно так датировал перепись Нижнего Новгорода. (См.: Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV – XVII вв. М., 1975. С. 379).
[xxvii] Писцовая и переписная книги... С. XI.
[xxviii] Там же. Стб. 430. Возможно, это вызвано тем, что в то время служба в Успенской церкви на Ильинской горе по каким-то причинам не велась. Двор дьячка стоял “порожной”, священник, вероятно, скончался, поскольку его двор описан как владение “Успенского бывшаго попа попадьи Агрепены Якимовы”. Налицо лишь оказались “Успенский понамарь Ивашка Фомин” и “просвирница Офимьица Иванова”, проживавшие в своих дворах.
[xxx]Парийский С. К 225-тилетию построения нижегородской Казанской церкви (1687 г.). (Доклад, читанный в заседании Нижегородской уч. архивной комиссии 22 апреля 1912 года). Б.м., б.г. С. 4. Ср.: Филатов Н.Ф. Торговый дом... С. 189: “…В 20-х годах XVII века среди состоятельных людей города выделились мыловаренные промышленники Олисовы Степан и Давыд. Отец Афанасия, Фирс Олисов, происходил из семьи Давыда…”. Впоследствии, правда, он меняет точку зрения: “…В начале XVII столетия среди состоятельных тяглецов выделялись братья-промышленники Степан и Давыд. Афанасий Фирсович Олисов являлся внуком Степана Олисова…” (Филатов Н.Ф. Нижегородский гость…С. 33). Характерно, что специально занимавшийся Олисовыми и местами их проживания в Нижнем Новгороде С.М. Парийский не рискнул связать каменные палаты у Успенской церкви ни с одним из представителей этого купеческого рода. Вопрос даже не был поставлен.
[xxxi] Его местоположение описано следующим образом: “…Едучи из-Ыльинских ворот, из Нового острогу, Болшою ж Ильинскою улицею на право к Петушкову в первой переулок…” (Писцовая и переписная книги… Стб. 160). Петушковым называлась местность, где тогда находился Сергиевский монастырь, а позже приходская церковь Сергия Радонежского. В Успенском переулке и в непосредственной близости от церкви Успения дворов, принадлежавших кому-либо из Олисовых, в 1620-е годы не отмечено.
[xxxiii] Там же. Стб. 433. Возможно, этот двор ранее тоже принадлежал Степану Олисову и описан в Писцовой книге 1620/1621-1623/1624 годов, как находящийся в районе Святого ручья. (Там же. Стб. 165).
[xxxvi] Филатов Н.Ф. Торговый дом… С. 194.
[xxxvii] Датировка строительства Архиерейских палат 1650 годом, приводимая Н.Ф. Филатовым, не убедительна. Она основывается на царской грамоте 1649 года, где говорится лишь о беспошлинном провозе в Печерский монастырь кирпича из Балахны. Текст самой грамоты не приведен и дается в изложении самого автора, местонахождение источника не указано. (См.: Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество…С. 36-37; он же. Нижний Новгород. Архитектура… С. 37). Для какого конкретно монастырского строительства предназначался этот кирпич, судя по всему, документ не дает ответа.
[xxxviii] См.: Мерзлютина М. Первые каменные церкви города Юрьевца // Городецкие чтения (материалы научной конференции). Городец, 1995. С. 164 – 165.
[xxxix] Именно в этот пожар пострадала Успенская церковь и сгорела Сергиевская. Последняя была отстроена в камне в 1702 году на средства А. Ф. Олисова, двор которого, как указано в летописце, находился рядом. (Новый Нижегородский летописец // Гациский А.С. Нижегородский летописец… С. 645).
(0.6 печатных листов в этом тексте)
|