И это памятник?
(Улица Академика Блохиной, 12)
О.И. Наумова
В 1841 году девица дворянского звания Авдотья Чистякова по проекту городового архитектора Г. И. Кизеветтера построила дом на Мистровской улице – бревенчатый, одноэтажный, на каменном подвале с антресольным этажом.
Архитектор учел вкусы хозяйки и использовал в убранстве дома накладные резные детали (художественные розетки, гирлянды под окнами), пять больших прямоугольных окон по главному фасаду отмечены сандриками, украшены деревянным резным орнаментом. Это сближало дом с образцами народного зодчества и напоминало кружевную девичью работу.
Фрагменты оформления уличного фасада.
Удивительно, но с тех времен дом дошел до нас, сохранив свой благородный, с классическими пропорциями облик, вплоть до тесовой обшивки стен, скрепленных коваными гвоздями. Такой пример в городе единственный. Казалось бы, только любоваться им, беречь его, пестовать и показывать туристам…
Однако в нашей жизни все не так, и дом доведен до такого состояния, что многие удивляются: «О какой красоте вы тут говорите? Рухлядь и рухлядь. Больше 70 процентов износа. Типичный ветхий фонд. Только вот отнесен он к памятникам истории и культуры, поэтому и не сносится».
А к памятникам культуры дом отнесен потому, что у А. А. Чистяковой дом откупил купец Долганов. В горничных у этого купца была удивительная тринадцатилетняя девочка, которую купчиха Прасковья Аксеновна Долганова повела в первый раз на спектакль Нижегородского театра.
Впоследствии эта девочка стала звездой российской сцены – знаменитой актрисой Любовью Павловной Никулиной-Косицкой, оставившей нам талантливо написанные воспоминания о своей жизни. Ее автобиографические «Записки» являются замечательным документом не только личной жизни актрисы, но и очерком быта и нравов России того времени.
Во многих краеведческих книгах можно прочесть очень красивую легенду о том, что исторический поход в театр будущей звезды российской сцены состоялся именно из этого дома. Однако достоверно не доказано, та ли это семья Долгановых, у которых с 1841 по 1843 год в горничных служила Никулина-Косицкая (за различными купцами Долгановыми в Нижнем Новгороде числились разные дома). Да и дата купчей на дом – сентябрь 1843 года – относится к тому времени, когда Любовь Косицкая уже работала в Нижегородском театре и жила при нем.
Сам же дом в дореволюционное время несколько раз переходил из рук в руки. Обращались с ним бережно. После Долгановых с 1865 года во владельцах числился ротмистр Д. М. Балакирев, затем с 1874 года – купец Д. Д. Душин, построивший во дворе дома одноэтажные каменные Г-образные службы. Вместе с обширным садом и главным домом они представляли собой типичную городскую усадьбу. Последней частной владелицей его была мещанка Баранова – вплоть до 1918 года.
А дальше дом претерпел все то, что претерпели частные дома после национализации: из него «нарезали» коммунальные квартиры. Каменные службы во дворе надстроили вторым этажом, и в них тоже устроили «коммуналки».
Кухни и подсобные помещения дома перенесли в жилые комнаты. Вначале пользовались печами и керосинками. Состав жильцов был самым разнообразным. Жили тоже по-разному, соответственно своим вкусам и возможностям. Очевидцы вспоминают очень уютные маленькие и низенькие комнаты в мансардном этаже.
К настоящему времени из старых жильцов в доме никого не осталось. Капитально дом ни разу не ремонтировался. Проводка газа, установка АГВ – все носило частичный и деструктивный характер. Так, самовольно (пусть и частично) были разобраны печи, отчего дом дал усадку. Стены (особенно обращенные внутрь двора) деформировались, перегородки – тоже. Из-за отсутствия организованного водостока мокнет цоколь дома, на нем появились серьезные трещины, да и тротуар не имеет достаточного уклона от его стен. А крыша…
Грустный список можно продолжать.
Общие виды дома.
К дому подъезжают автобусы с туристами. Им рассказывают о Никулиной-Косицкой, о зодчем Георге Кизеветтере и архитектурных достоинствах этого дома. А туристы видят убожество и бедность. И вместо памятника истории и культуры – живой пример бесхозяйственности и пренебрежения и к нашей истории, и к нашей культуре…
Впервые опубликовано: Наумова О.И. 100 биографий домов Нижнего: Каждый дом – своя судьба. – Н.Новгород, 2007. С. 104 – 105.
Послесловие редакции
Публикуя эссе О.И. Наумовой, редакция ЭПИ «Открытый текст» очередной раз бьет тревогу по поводу судьбы исторической застройки Нижнего Новгорода, прежде всего, деревянной. Что будет с уникальным домом № 12 по улице Блохиной? Пока он стоит на государственной охране – он формально защищен от сноса. Но кольцо нового строительства всё плотнее и плотнее сжимается вокруг памятника. В конце этого года снесен каменный хозяйственный корпус, ограничивавший территорию домовладения. Пока на образовавшемся пустыре паркуются автомашины, но, того и гляди, здесь развернется стройка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не так давно Научно-исследовательское предприятие «Этнос» разработало форэскиз застройки угла улиц Академика Блохиной и Варварки, в котором дало свое виденье решения проблемы, естественно, с сохранением и реставрацией памятника и созданием вокруг относительно благоприятной среды для его восприятия. Вот, только, удастся ли реализовать такой подход? Дело в том, что вынашиваются планы переноса этого памятника, как и дома № 8 по улице Варварской, о котором мы уже писали ранее, на Щелоковский хутор (запрещено законом, но очень хочется!). Уж больно лаком кусочек земли в центре Нижнего, где уж тут думать о культурном и историческом наследии…
Фото А.И. Давыдова, декабрь 2009 г.
Размещено 31 декабря 2009 г.