[364]
ЦИРКУЛЯР № 9с ГЛАВЛИТА
О ЗАДАЧАХ ЦЕНЗОРОВ В СВЯЗИ С УСИЛЕНИЕМ
ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЕЧАТИ
8 сентября 1951 г.
СЕКРЕТНО
НАЧАЛЬНИКАМ ГЛАВКРАЙОБЛЛИТОВ
Об усилении политико-идеологического контроля
произведений печати
Из опубликованной в «Правде» реадкционной статьи «Против идеологических извращений в литературе» и из ряда других аналогичных материалов партийной печати вытекают и неотложные задачи цензуры в области усиления политико-идеологического контроля произведений печати и искусства. Суровая большевистская критика, которой было подвергнуто помещение в пятом номере журнала «Звезда» стихотворения В.Сосюры «Люби Украину», являющегося идейно порочным произведением, под которым бы подписался любой недруг украинского на рода из националистического лагеря, говорит о том, что работники цензуры, в частности, работники Главлита Украинской ССР и Леноблгорлита, не сделали всех необходимых выводов из решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам.
Это в такой же мере относится и к работникам Главлита Азербайджанской ССР, о чем свидетельствует справедливая и суровая критика, которой подверглась в партийной печати из данная в Баку книга «Деде Коркут» — произведение совершенно чуждое народу, проникнутое духом национальной нетерпимости и вражды к братским народам Закавказья. Вред, нанесенный этой книгой, был приумножен всякого рода открыто опубликованными порочными исследованиями ряда литературоведов и историков, идеализировавших феодально-патриархальный уклад, искажавших историческую правду.
Грубые политические извращения, допущенные в ряде произведений печати, также не были вскрыты цензорами Казахского, Узбекского Главлитов и других органов цензуры.
Острой критике партийной печатью подвергнуты и другие политически ошибочные, безидейные произведения, произведения, извращающие советскую действительность, не отражающие жизни нашей страны, строящей коммунизм.
Серьезные политические ошибки обнаружены в некоторых местных изданиях, задержанных последующим контролем Главлита.
[365]
Главлит Казахской ССР, например, разрешил открытое издание книги «Конфискация скота и имущества крупных баев-полуфеодалов в Казахстане», подготовленной республиканской Академией наук. В работе собраны записи, документы, различного рода высказывания антисоветских элементов, которым, таким образом, по существу была предоставлена трибуна для враждебных клеветнических выступлений.
Несмотря на совершенно очевидные мотивы, по которым была упразднена Чечено-Ингушская АССР, о чем было опубликовано в июне 1946 года во всей нашей печати (см. официальное сообщение о решении седьмой сессии Верховного Сове та РСФСР), цензором Главлита УССР не была предотвращена грубая ошибка Украинского радиокомитета, включившего в литературную передачу явно устаревшее стихотворение Мамеда Рагима «Бессмертный герой».
Все это свидетельствует о том, что многие цензоры не проявляют должной политической остроты и бдительности при контроле материалов, глубоко не разбираются в существе публикуемых произведений.
Каждый работник цензуры должен осознать, что за допущенные в печати политические ошибки и идеологические из вращения, наряду с авторами и редакторами произведений, несут большую политическую ответственность и цензоры, которые контролировали порочные работы и не предотвратили их опубликования.
Органы цензуры должны сделать все необходимые выводы из указаний партии по идеологическим вопросам, усилить политико-идеологический контроль, решительно бороться против политико-идеологических извращений, не допуская опубликования политически вредных, аполитичных, безидейных произведений.
Цензор, проверяя представленное на контроль произведение, обязан прежде всего вникать в его идейное содержание, рассматривать произведение с точки зрения требований охраны государственной тайны и политической направленности. Цензорский контроль должен вскрывать всякие извращения линии партии. Большевистский принцип партийности должен от начала до конца пронизывать всю работу цензора, определить основные требования цензорской проверки.
Это обеспечивается большевистским воспитанием кадров, повышением партийной бдительности, заботой об идейно-теоретическом росте кадров, правильной организацией учебы, по вседневным инструктажем работников, четким и действенным контролем, всемерным развитием большевистской критики и самокритики среди работников цензуры.
[366]
В целях усиления политико-идеологического контроля произведений печати и искусства предлагается всем начальникам Главкрайобллитов:
1. Путем улучшения воспитательной работы, идейно-политической подготовки цензорского состава, усиления требовательности к каждому работнику добиться повышения политической бдительности цензоров и их чувства ответственности за идейное содержание произведений печати и искусства, решительно пресекая всякие проявления политической беспечности и поверхностного отношения к контролируемым материалам.
2. Повысить качество цензорского контроля. Цензор, контролируя произведение, обязан всесторонне разобраться в освещаемых в нем вопросах: тщательно проверить содержание произведения, ознакомиться с рецензиями, отзывами, а также при переиздании — с критическими выступлениями в печати и лишь после этого принимать решение о возможности выпуска издания.
3. Улучшить качество цензорской учебы, обеспечив при проведении строго индивидуальный подход к каждому цензору в зависимости от условий и характера его работы, с учетом уровня его политической и общеобразовательной подготовки. В связи с этим рекомендовать составление индивидуальных планов учебы цензоров, степень и качество выполнения которых должны учитываться при проведении аттестации.
4. Повседневно контролировать работу цензоров, практиковать параллельную цензорскую читку отдельных изданий.
На производственных совещаниях регулярно заслушивать сообщения цензоров о сделанных вмешательствах, разбирать их по существу, а также рассматривать результаты параллельной читки. Ввести в систему коллективное рассмотрение опубликованных в печати рецензий и критических статей, касающихся изданной литературы, обсуждать их применительно к содержанию разрешенных Главкрайобллитом и находящихся на контроле произведений.
5. О всех задержанных произведениях и произведениях, в которых были сделаны политико-идеологические вмешательства, а также о выявленных в ходе контроля недостатках в редакционной работе издательств и редколлегий доводить до сведения местных руководящих партийных органов.
6. В течение сентября всесторонне и критически обсудить на цензорском совещании состояние политико-идеологического контроля, наметить конкретные меры по его усилению, а также по повышению идейно-теоретического уровня цензоров.
Уполномоченный Совета Министров СССР
по охране военных и государственных тайн в печати
К.Омельченко ГА РФ. Ф.Р-9425. Оп. 1. Д. 781. Л. 32-35. - Подлинник.
Опубл.: История советской политической цезуры. Документы и комментарии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. с. 364 – 366.
размещено 22.11.2006