1926, 1 февраля. Циркуляр Главлита об особенностях цензуры опереточного жанра (2.58 Kb)
г. Москва |
1 февраля 1926 г. |
Секретно
Циркулярно
Всем Гублитам и Облитам
Копии – Главреперткомам при Главлитах НКП ССР
За последнее время с мест поступают запросы о тех или других оперетках, а также просьбы о снабжении мест целыми списками разрешенных и запрещенных оперетт. ГРК считает нужным дать по этому поводу следующее разъяснение.
Старая оперетта, как наиболее яркое вырождение буржуазного театра, является у нас только терпимым жанром, – в чем скорее она исчезнет в РСФСР, тем лучше. Не случайно поэтому и то, что массовый постоянный зритель опереточных спектаклей принадлежит к тем общественным прослойкам, которые разумеются под кличкой «накипь НЭПа».
Как правило, все оперетки пошлы и глупы, а по содержанию глубоко чужды нашему сознанию. Но поскольку в них нет явного политически-контрреволюционного момента и поскольку новой советской оперетты еще нет, запрещению они не подлежат. Выбор же из них делать чрезвычайно трудно. Вот почему ГРК до сих пор воздерживался от исчерпывающих списков оперетт, а ограничивался одним примерным списком, разосланным 25.VI.-24 г. за № 305 по которому местам и надлежит ориентироваться.
Вместе с тем оперетка является жанром, в котором играет решающую в спектакле роль. Местам поэтому особенно пристально необходимо следить, чтобы в спектаклях не было уклонов в порнографию или (т.н. «отсебятинах», - которые должны быть предварительно процензурованы) контрреволюции.
Начальник Главлита – Лебедев-Полянский
Председатель ГРК – Пельше
Верно: Секретарь Уралоблита – Плишкина
ГУ «Государственный Архив в г. Ирбите». Ф. р-472. Оп. 1. Д. 4. Л. 62. Копия. Машинопись.
Опубл.: «Без визы не допускать…»: политическая цензура на Урале в период НЭПа: сборник архивных материалов / вступ. ст., сост и ред. С.А.Дианов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. С.56-57.
размещено 5.06.2009
(0.1 печатных листов в этом тексте)
|