[ПРОЕКТ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ]
[1]
К розпложению художеств
[2] и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй — Академия, или Социетет художеств и наук.
§
Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искуству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют.
§
Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях (розмышлениях) и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были.
§
Понеже ныне в России здание к возрощению художеств и наук учинено быть имеет, того ради невозможно, чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образу
[3], но надлежит смотреть на состояние здешнего государства как в розсуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для розмножения наук нынешнем временем разпространилась, но и чрез обучение и розпложение оных польза в народе впредь была.
§
При заведении простой Академии наук обои намерения не изполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и разпространяются, однакожде оные не скоро в народе розплодятся, а при заведении универзитета
[4] – и меньше того, ибо когда розсудишь, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которые бы младые люди началом обучиться и потом выше градусы наук возприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии универзитет некоторую пользу учинить мог.
§
И тако потребнее всего, чтоб здесь такое собрание заведено было, еже бы из самолутчих ученых людей состояло, которые довольны суть:
1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они те[м] наукам
2. Младых людей [Слова младых людей зачеркнуты и рукой Петра I написано над ними студентов и тоже зачеркнуто. – Прим.] (ежели которые из оных угодны будут) публично обучали и чтоб они
3. Некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам (основательствам) всех наук паки обучать могли.
§
И таким бы образо[м] одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная
1. Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудились.
2. Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет универзитету и такую ж прибыль произведет.
3. Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум.
Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут.
§
И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть
[5] (кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит), того для я надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2[-м] — все части физики, в 3[-м] — гуманиора, гистория и права
[6].
§
К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики.
§
Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. физику теоретическую и экспериментальную; 2. анатомию; 3. химию; 4. ботанию. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам.
Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою (ндравоучением).
Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится.
§
Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит.
§
Должность академиков:
1. Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать [Слово описать написано рукой Петра I над зачеркнутым им словом розискивать. – Прим.].
§
2. Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с протчими изобретениями и розсуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть.
§
3. Понеже Академия ничто иное есть, токмо социетет (собрание) персон, которые для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в Собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно для того, что в таких экспериментах многократно один другого, яко например анатомикус механика и пр., к совершенной демонстрации требует.
§
4. Еще ж Академия повинна все декуверты (изобретении), которые в помянутых науках иногда предложены будут, розискивать [Слово розискивать подчеркнуто рукой Петра I, на полях написано розсматривать. – Прим.] и свою апробацию откровенно о том сообщать: [1.] сиречь — верны ли оные изобретении. 2. великой ли пользы суть или малой. 3. известны ли оные прежде сего бывали или нет.
§
5. Ежели его императорское величество потребует, чтоб академикус из своей науки некоторое дело сыскивал [Слово сыскивать написано рукой Петра I вместо зачеркнутого им розискал. – Прим.], то повинен он тое со всем прилежанием чинить и о том в надлежащее время (ибо суть многие дела, которые вельми малы быть кажутся, однакожде долговременное розискание требуют) отповедь дать.
§
6. Каждый академикус обязан систем или курс в науки своей в пользу учащихся младых людей изготовить, а потом оные имеют на императорском иждивении на латынском языке печатаны быть.
И понеже российскому народу не токмо в великую пользу, но и во славу служить будет, когда такие книги на российском языке печатаны будут, того ради надлежит при каждом класе академическом одного переводчика и при секретаре — одного ж и тако во всех четырех класах определить.
7. Такожде и чюжестранным великая забава будет, понеже [Слово понеже написано над зачеркнутым ежели б. – Прим.] ежегодно 3 публичные ассамблеи уставлены и от одного члена Академии разговор из своей науки чинен будет и в оной похвалы протектора (защитителя) введены будут.
§
8. А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была
[7]. А над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать [
Слова или здесь делать
вписаны рукой Петра I, но другими чернилами. –
Прим.]. И понеже за потребные вещи к экспериментам, которые от того или другого академика партикулярно или публично делаются, ис казны платится, того для имеет он академикам помянутые вещи промышлять и надлежащий о том щет учинить. Еще ж имеет он купно с секретарем корреспонденцию вести, и тако надлежит ему в подмогу одного определить. Такожде может он перевотчиков библиотеки и натуральных вещей каморы употреблять.
9. Без живописца и градыровального мастера обойтися невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут (ежели оные сохранять и публиковать), имеют срисованы и градырованы быть.
§
Сие есть собственный образец Академии художеств и наук. О пользе и намерении ее выше уже упомянуто, сиречь:
1. Дабы науки размножены и в лутчее состояние приведены
были.
2. Все издания розыскиваны и апробованы.
3. От оной системы учащимся младым людем изготовлены
были. Но сие служит токмо к произведению в лутчее состояние
наук.
§
А понеже в том на намерение универзитета смотрится, которые науки всему народу объявляет; такожде и гимназия, в котором младые люди нуждным наукам обучаются: того ради я объявлю, каким образом однем зданием обои намерения исполнить можно и не надобно особливые собрания сочинять.
§
В универзитете, как уже упомянуто, 4 факультета имеются, а имянно: 1 — феология, 2 — юрис пруденция, 3 — медицина и 4 –– филозофия. Факультет феологии здесь оставляется, и попечение о том токмо Синоду предается. И тако протчие 3 факультета обретаются, а именно:
1. Юридический факультет. При оном академик третьего класа, который науки практики, яко политику, этику и право натуры, учит быть может, аще же еще похощется славного, правам искусного человека притом определить, оное бы толь наилутче было.
§
2. Медицынский факультет совершенно из второго класа, сиречь анатомика, химика и ботаника, сочинен быть может.
§
3. Факультет филозофской не может в совершенстве больше сего быть, ибо академик матезеос сублимиорис может професором логики и метафизики и математики генеральной быть и притом же физику генеральную и экспериментальную учить, а протчие собственные части математики можно протчим академикам первого класа, яко астроному и механику, розделить.
Гуманиора, яко элоквенцию, студиум антиквитатис и гисторию, обучать могут к тому определенные члены третьего класа. Помянутые и в некоторые класы розделенные академики обязаны будут в своей науки ежедневно один час публичные лекции иметь, как в протчих универзитетах
[8].
§
Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено. Однакожде не надобно ему токмо ради корысти вельми много коллегиев держать и тем протчим своим наукам и розмышлениям вред чинить.
§
А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искуство филозофии и математики имеют. Того ради весьма нуждно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов [Слово студентов написано вместо зачеркнутого людей. – Прим.] даны были и довольным жалованием снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют. И понеже помянутые младые люди, под дирекциею академиков, без своих убытков наукам обучатся и притом (ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искуства своего объявят) надежду имеют произойти и учителям своим наследовать; и тако подобает, чтоб оне за такую добродетель благодарствовали. Того ради имеют оные тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те со временем учениями академическими пользоваться могли. И таким образом можно б, без великих убытков, намерение нижней школы изполнить.
Надлежит по два человека еще прибавить [В подлиннике ошибочно прибавивить. – Прим.], которые из словенского народа, дабы могли удобнее русских учить, а каких наук написать именно [Последний абзац вписан рукой Петра I на полях документа. – Прим.].
§
Аще же его императорское величество ныне или со временем сему собранию такую привилегию пожаловать соизволит, чтоб они тем, которые в науках произошли, градусы академиков давать могли, сие бы вельми к возращению ее служило [На полях документа резолюция Петра I: Позволяется. – Прим.].
§
Но чтоб сие здание непременно и полезно было, то имеет оное токмо под ведением императора, яко протектора своего, быть и само себя править, еже учиняется, когда из оных или непременный президент или попеременно один по другому каждый год или полгода выбирается
[9].
§
Ученые люди, которые о произведении наук стараются, обычайно мало думают на собственное свое содержание, того ради потребно есть, чтоб Академии кураторы непременные определены были, которые бы на оную смотрели, о благосостоятельстве их и надобном приуготовлении старались, нужду их императору при всех оказиях предлагали и доходы в своем ведении имели.
Надлежит учинить директора и двух товарыщей и одного камисара над деньгами [Последний абзац написан рукой Петра I на полях документа. – Прим.].
§
Но надлежит, чтоб сии доходы достаточны, верны и неспоримы были, дабы оные люди непринуждены больше о своем и фамилии своей содержании старатися, нежели о возращении наук, наипаче понеже все такие люди суть, которым жалованием своим жить надобно, ибо трудно поверить, чтоб кто охоту имел в службе чюжого государя то прожить, что он в своем отечестве имеет.
Давать деньги с верхних зачиная.
§
И тако хотя бы как поступать, то однакожде все тое без 20000 [
Цифра залита чернилами и на полях написано: 20000. –
Прим.] рублев зачать невозможно
[10].
Доход на сие определяетца 24912 [Цифра 24912 написана рукой Петра I вместо зачеркнутой им цифры 24000. – Прим.] рублев, которые збираютца з городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурха, таможенных и лицентных [Последний абзац написан рукой Петра I на полях документа. – Прим.].
ЦГАДА, ф. 1451, д. 18, лл. 89—100.
Опубл.: Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г. К. Скрябин. М., 1975. С. 31–39.
Стиль и орфография документа сохоанены.
размещено 25.092009
[1] Проект положения об учреждении Академии наук и художеств составлен Л. Л. Блюментростом по указанию Петра I; рассмотрен 22 января 1724 г. на заседании Сената. На проекте имеются пометы Петра I. Проект не явился официально утвержденным уставом Академии, но до регламента 1747 г. был единственным положением об Академии.
[2] Под художествами в XVIII в. в России и на Западе в гораздо большей степени понималось ремесло, чем искусство.
[3] При составлении проекта положения об учреждении Академии наук и художеств были изучены программы культурных реформ, предложенные виднейшими европейскими учеными. Немецкий философ X. Вольф, например, полагал, что в России было бы полезнее предварительно учредить университет. Свое мнение он мотивировал тем, что Академия должна пополняться научными силами, подготовленными университетом («Briefe von Christian Wolff». S.-Pb., 1860, S. 19—20).
[4] По положению при Академии наук учреждались университет и гимназия. Мысль Лейбница о существовании наряду с Академией связанных с ней университета и школ («Сборник писем и мемуаров Лейбница, относящихся к России и Петру Великому», СПб., 1873) была применена Петром I к самой Академии.
[5] Во Франции имелось несколько Академий: Академия наук, занимавшаяся математическими и биологическими науками. Академия надписей, занимавшаяся историей, Французская Академия — изучением французского языка. Петр I в 1717 г. лично познакомился с назначением и устройством парижских Академий. В круг занятий Петербургской Академии вводились приблизительно те науки, изучением которых занимались французские академики, ей предоставлялось право самоуправления, и, подобно парижским Академиям, она становилась под покровительство государя.
[6] Классы Академии не совпадали с факультетами приданного ей университета. Преподавание на юридическом и философском факультетах университета поручалось академикам первого и третьего классов, а на медицинском — второго класса.
[7] В ведение Академии передавались Кунсткамера, бывшая в ведомстве Медицинской канцелярии, и библиотека книг и рукописей, возникшая до основания Академии наук.
[8] Предполагавшееся еще при жизни Петра I устройство Академии получило значительное изменение. Вследствие недостатка студентов учебные функции основывавшегося университета были возложены на Академию, и ученые, именовавшиеся в проекте 1724 г. академиками, были названы профессорами, при этом обучение предполагалось вести уже не по намечавшимся факультетам университета, а по классам Академии.
[9] Предусмотренную проектом автономию Академия не получила. Право избрания своих членов ей было предоставлено лишь в начале XIX в. по уставу 1803 г., а правом избрания президента она стала пользоваться лишь после свержения самодержавия в 1917 г.
[10] Протокол Сената от 6 ноября 1724 г. разъясняет происхождение суммы 20000 руб., отпущенной Академии. Она была взята из штата «прежней» Академии, т. е. ранее основанной Морской, но, увеличенная затем до 24912 руб., она рассматривалась Петром I как первоначальная — «только для начатия» Академии наук. Однако мысль Петра I не была осуществлена. После его кончины Екатерина I подтвердила Сенату, что прежний план учреждения Академии наук остается в силе (ПСЗ, т. 7, № 4663 и 4807).