Думается, в контексте поставленной проблемы стоит выделить «внешние» и «внутренние» риски, обуславливающие развитие современной исторической науки. Вполне понятно, что те и другие взаимосвязаны, но имеют своей причиной особенности технологического развития общества.
"Я думаю, что наши учебники по истории ВКП(б) неудовлетворительны по трем главным причинам. Неудовлетворительныг либо потому, что они излагают историю ВКП(б) вне связи с историей страны; либо потому, что ограничиваются рассказом, простым описанием событий и фактов борьбы течений, не давая необходимого марксистского объяснения; либо же потому, что страдают неправильностью конструкции, неправильностью периодизации событий"
Опубл.: Общественные науки и современность. 2012. № 1.
Рассматривая историю идей, бытовавших в России в эпоху Средневековья, обычно в первую очередь обращают внимание на теорию «Москва – Третий Рим». Эта концепция, давно считающаяся общеизвестной и само собой разумеющейся, стала достоянием не только историографии, но и общественной мысли, публицистики, поэзии и историософии России. Однако историка, обратившего взор в поисках этой мифологемы к крупнейшим памятникам этой эпохи ждет разочарование.
Мы проследили в трех основных хронологических моментах краеведческую идею, как она понималась в Нижнем Новгороде. От неопределенного, романтического интереса к народности, быту, к прошлому, прихотливо сочетавшегося в душе первого краеведа П. Мельникова с удовлетворением полицейских запросов Николаевской бюрократии, нижегородское краеведение перешло на совершенно новый путь в 60-е годы. Тогда выступил крупнейший краевед, когда-либо здесь бывший, Гациский. В 90-е и 900-е годы, краеведческая идея и работа двоится; у нее два уклона: один — в прошлое, в архивы; второй уклон — в изучение современного положения крестьянского хозяйства, кустарных промыслов.
Опубл.: Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е гг.). Брянск, 2005. Глава IV.
1. Политика власти и школьное историческое образование: 1931-1934 гг. 2. Историки в поиске новых подходов: разработка теории исторического процесса. 3. Историки в работе над концепцией отечественной истории. 4. Директивы власти 1934-1935 гг. 5.Работа над учебниками в 1935 г. и реакция «людей власти». 6. Конкурс на лучший школьный учебник 1936 г.
Т. Молотов! Следовало бы обязательно просмотреть. Вышло не плохо. И Ст.
Опубл.: Горьковская область. 1939. № 11-12. "В 1840 г. появилась статья - «Историческое известие о Нижнем-Новгороде», отрывок из «Истории Владимирско-Суздальского великого княжества и происшедших из него отдельных княжеств». Автором ее был молодой учитель истории Нижегородской гимназии П. И. Мельников. Опубликование можно считать хронологической датой, от которой начинается и нижегородская историография, и собственная, писаная история Нижегородского Поволжья"
В июне-июле 1938 г. И.В.Сталин получил третий вариант макета «Краткого курса»...Большое внимание привлекла IV глава книги «Меньшевики и большевики в период столыпинской реакции». Он достал отдельные листы бумаги и написал большой раздел о реакции, книге Ленина...
Некоторые «белые пятна» в историографии рассматриваемой темы тем не менее остаются. Так, требуют дальнейшего конкретно-исторического изучения и анализа многие аспекты самой истории ликвидации в ходе революции 1917 г. старой дореволюционной государственной машины и формирования новой государственности.