Первая треть XV века для Нижегородской земли ознаменовалась усилением борьбы потомков суздальско-нижегородских великих князей с правителями Московской Руси за «дедину и отчину». В попытках восстановить великое княжение участвовали обе ветви суздальского княжеского дома - Дмитриевичи (Василий «Кирдяпа» и Семен) и Борисовичи (Даниил и Иван «Тугой Лук»). Летописные своды XV века, основной источник по истории этой борьбы, излагают события с промосковских позиций, о многом умалчивая. Поэтому для изучения истории Нижегородского Поволжья в первой трети XV века необходим поиск дополнительных источников.
Потребность в новых источниках возникает при изучении деятельности князя Даниила Борисовича - наиболее последовательного противника Москвы. В биографии этого - последнего с титулом «
великий князь» суздальский, нижегородский и городецкий - особенно много неясностей. Сын вел.кн.Бориса Константиновича, Даниил родился приблизительно в 1370 г.; после присоединения Н.Новгорода к Московскому государству бежал в Орду; с помощью ордынцев вернул «отчину» к 1411 г., разгромив московское войско в битве у с.Лысково и совершив набег на Владимир; вновь утратил княжение в 1414 г. и бежал в Орду; в 1417 г. вместе с братом Иваном Борисовичем явился в Москву, примирившись с вел.кн.Василием Дмитриевичем, но через год вновь бежал в Орду. После этого Даниил в летописях не упоминается. Из актового материала известно, что к 1444 г. Даниила не было в живых: его жена Мария в данной Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю именовалась вдвой, черницей Мариной
1 Глухое молчание источников дало основание А.В.Экземплярскому считать, что в 1418 г. Даниил Борисович умер, так и не вернув великое княжение нижегородское и суздальское и оставаясь ордынским беглецом.
2 Но этому противоречит жалованная грамота Даниила Борисовича архимандриту Благовещенского монастыря Малахии на село Мигино, Лысковские и Курмышские пустоши и пустынку на Столбищах, где сказано: «А дана грамота маиа в 8 того лета, коли князь великий Данило Борисович вышол на свою очину от Махметя царя в другий ряд».
3 Следовательно, князь опять-таки с помощью ордынцев вторично вернул себе нижегородскую «отчину». По косвенному датирующему признаку - появлению Улу-Мухаммеда в Нижегородском Поволжье («от Махметя царя») - возвращение Даниила на великое княжение и выдачу им грамоты можно датировать либо 1426 г. (первое вмешательство Улу-Мухаммеда в русские дела)
4 , либо 1440-ми годами (второе появление хана в регионе).
5 В.А.Кучкин датирует грамоту 1442 г. и считает, что Даниил умер между 1442-1444 гг.
6 В любом случае, однако, неясно, сохранял ли Даниил Борисович великое княжение до своей смерти и где и при каких обстоятельствах он умер.
Прояснить судьбу кн.Даниила помогает рукописный сборник, хранящийся в Российской государственной библиотеке. Интересующая нас часть конволюта (л.1-114) надежно датируется по палеографическим признакам серединой XV в. Среди статей, предназначенных для монашеского чтения, переписаны два произведения, имеющих нижегородское происхождение. Одно из них - «Правило Святыя горы» (послание Досифея, архимандрита Нижегородского Печерского монастыря, игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Пахомию о монашеских обычаях на Афоне) - ранее уже публиковалось по другому списку.
7 Второе произведение (л.53-55об.) вводится в научный оборот впервые. Это текст молитвы, произнесенной митрополитом Фотием над гробом кн.Даниила Борисовича. Дата и место похорон кн.Даниила в молитве не указаны, но анализ приводимого в приложении текста позволяет сделать следующие выводы:
1). Даниил Борисович умер не позднее 1431 г. (1 июня или 2 июля - дата смерти отпевавшего его Фотия). Датой между 1426-1431 гг. следует датировать его вторичное вокняжение с помощью Улу-Мухаммеда и грамоту Благовещенскому монастырю.
2). Участие митрополита в отпевании и произнесение им надгробной молитвы - бесспорное свидетельство высокого статуса Даниила в глазах московских властей (Фотий в этот период был регентом при малолетнем вел.кн.Василии Васильевиче). Следовательно, Даниил умер великим князем суздальско-нижегородским, а не ордынским беглецом. Хотя интересно отметить, что Фотий все же воздержался от именования Даниила великим князем.
3) Можно предполагать, что похороны происходили в Суздале, так как «Нижегородский Чиновник», восходящий к Синодику Спасо-Преображенского собора, не упоминает Даниила Борисовича.
8
Привлечение дополнительного, внелетописного источника позволяет выстроить цепочку событий. После смерти великого князя московского Василия Дмитриевича (27.02.1425) начинается междоусобица: князь звенигородский и галицкий Юрий Дмитриевич бежит через Галич в Нижний Новгород, а при наступлении московской рати кн.Константина Дмитриевича уходит за Суру. Видимо, укрепления Н.Новгорода были ненадежны или повреждены за годы предыдущих усобиц (Кремлю Юрий предпочел реку), а сами события происходили летом - ранней осенью (река не подо льдом). Противостояние закончилось ничем, князья «гнезда Калиты» отбыли восвояси, в Поволжье появляется Улу-Мухаммед и... Видимо, зимой 1425/26 г., традиционным маршрутом по льду Волги, с ярлыком «от Махметя царя» и союзными ордынцами на суздальско-нижегородскую «отчину» возвращается Даниил Борисович. Москве, занятой внутренними усобицами, оставалось «не заметить» его вокняжение и промолчать о нем в летописях. У самого же Даниила Борисовича явно не хватало сил для более активного натиска на Москву: край был сильно разорен за 1392-1425 гг. (Городец был уничтожен полностью, а Нижний, который разоряли по меньшей мере четырежды, наверняка лежал в руинах). Даниилу оставалось лишь засесть в Суздале, организовав управление краем (в грамоте упомянуты чины великокняжеской администрации) и не вмешиваясь в общерусские дела. В выигрыше, как всегда, оказалась Орда: в конце 1428-начале 1429 гг. татары впервые совершили набег на Галич, «изгоном» взяли Кострому, Лух, Плесо и с полоном отошли Волгой на Низ. Ордынцы явно не опасались удара с тыла - вероятно, благодаря Даниилу Борисовичу, обеспечивавшему этот тыл. Можно предполагать, что смерть князя наступила к 1429 г.: поездка Фотия в Суздаль в 1430-31 гг. маловероятна в силу личных обстоятельств жизни митрополита. Не исключено, что причиной смерти Даниила Борисовича могла стать эпидемия черной оспы, прокатившаяся по Северо-Восточной Руси во второй половине 1420-ых годов: судя по тексту надгробной молитвы, князь умер не в схиме (то есть внезапно?).
Прибытие митрополита Фотия на похороны положило начало примирению московских правителей с династией Борисовичей. Объективным условием примирения стало, по-видимому, отсутствие потомства у Даниила: сыновья-наследники не упоминаются в тексте надгробного слова. По другим источникам известно, что сын Даниила, княжич Василий (видимо, первенец), умер в 1390 г. («ун бе»)
9; судьба другого сына, Ивана-Довлата (странное двойное имя!), единожды упомянутого в Ермолинской летописи в связи с набегом хана Талыча на Владимир
10 , неизвестна. Отсутствие прямых наследников привело к какому-то компромиссу, в результате которого отпрыск младшей ветви суздальского княжеского дома Александр «Взметень» (сын Ивана Борисовича и племянник Даниила) становится служилым князем Московского государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РГБ, Ф. 594 (собр.Г.Г.Юдина). Оп.1. № 1.
СБОРНИК СЛОВ, ЖИТИЙ, ПОУЧЕНИЙ, АПОКРИФОВ И МОЛИТВ
Конволют XV и серед. XVI в. (датировка по филиграням проведена сотрудниками РГБ). Интересующий фрагмент - л.1-114 - датируется серединой XV в. (филиграни: Брике, №13008 - 1452 г.; №3868 - 1427 г.; варианты между 1428-1458 гг.). Полуустав; несколько почерков. 337 лл. 80 . 164х115 мм. Переплет - доски в коже с тиснением, застежки.
(л.53) «Во имя святыя и живоначалныя Троиця. Аз, съмhреный Фотие, милостию Божиею митрополит Киевьскый и всея Руси, по вданнhй ми власти от Бога еже вязати и рhшати и от великыя правилныя тягости положенныя пращаю и раздрhшаю раба Божиа князя Данила Борисовича надгробною сею своеюмолитвою, еже есть сице.
Владыко Господи Исус Христе, Единородный Сын и Слово Отчее, иже связаяй вся съгрhшениа нашя и самоволныя страсти растерзаа, Ты, Господи Боже наш, иже своим апостолом повелhваа имь глаголя, яко «Елика аще свяжете на земли, будеть связан и на небесhх», и пакы им же: «Оставите съгрhшениа - оставятся им, им же дръжите - дръжатся». И Ты ж убо еси, Господи, иж(е) 70 седморицею оставляти повелhвая съгрhшениа. И Петра апостола своего отвръгшагося Тебе три-//(л.53об.)щи прият и глаголя, яко «Ты еси Петр, и на сем камени съзижу церков мою и врата адава не удолhют ей». Ниже мене съмhреннаго призвал еси в святый превеликый сан святительскый и сподобивый мя рукодействовати небеснаа Твоя таиньства и приносити Ти дары же и жрътвы духовныя о наших съгрhшениих и о людскых невhжьствиих и попечение имhти о словесных Твоих овцах, и да ради многаго ти и неизреченнаго человhколюбиа безъзакониа и съгрhшениа его оцhсти по неложному Твоему обhтованию, Тебh бо молимся и Тебh милис (так!) дhем. Услыши мя в час и молениа нашя яко кадило приношение приими приятно о рабh Твоем князh Данилh, волнаго и неволнаго съгрhшениа его, иже к Тебh съгрhшив в житии сем// (л.54) словом, дhлом ли, помышлением, и аще исповhдал есть или не исповhдал к духовным отцем самоволных его тhх и неволных прегрhшений. Но Ты и убо яко благ и человhколюбець сего Твоего раба прости, яко бо нhсть человhка, иже поживет и Тебh не съгрhшит. И не бо создал еси человhка на погубление, но на ползу души и тhлу. И Ты убо вhси человhчьскую немощь, надежа бо безнадежным еси и възстание падшим, и Тебh молимся, иже сему Твоему рабу в настоящемь сем житии пожившему и Тебh, единому владыцh и Богу съгрhшившему в преставлении крестнаго цhлованиа, но услыши мя о сем с небесе святаго своего и покой душу его в мhстh свhтле, в мhстh злачнh, в мhстh прохладнh, отнюду ж отбhже всяка болhзнь и печаль и въздыхание. И сподоби того, человhколюбче, в селhх //(л.54об.) праведных, и в книгах животных написатися, в нhдрах Авраама и Исаака и Иякова, и в пространствh живота вселитися в небесном ти царствии, в райском пребывании, ради свhтлых аггел Твоих всели его в тhх святых его мhст. Нhсть бо, Господи, Твоему рабу смерть, еже от тhла исхождение к Тебh бо, единому Богу. И Владыцh грядет на преставление, от скорбных на небеснаа и на покой и радость и на отраду, еже убо раб Твой [имярек] к Тебh, единому Богу, съгрhши, и Ты ж, Господи, сердца съвhдый и вhдай, и вhси о сем покаание его и обращение на дhяние ж наше, еже милостиву быти ти и оставити съгрhшениа наша. И Ты убо, Владыко, сего Твоего раба [имярек] освободи своею благостию, неизреченныя нань великиа// (л.55) правилныя тягости положенныя пребезначалнаго Духа и власть от Тебе приимшу вhзати и рhшати съгрhшениа человечьскаа, иж рекл еси «Елика аще раздрhшете на земли - будут раздрhшена и на небеси». И сего ради мы Твоим повелhнием надhющеся и Твоею властию раздрhшаем сего раба Твоего [имярек] от того прегрhшении ради его покааниа и рыданиа ради обдержимаго княгини его. И иже, Владыко Господи, в святых [зачеркнуто его] храмhх Твоих о сем преставльшемся рабh Твоем предложеннаа сhмена благослови и съвръши вся, Человhколюбче, угодна Ти съвръшаема в всhх святых храмhх Твоих, и того преставльшагося раба Твоего успение съвръшающих и достоиино (так!) человhколюбнh произволениа им въздай же и мъзды небесныя сподоби. Ты бо еси Владыко Человhколюбче, Господи, въ-//(л.55об.)скресение и живот и покой всhм, и скорбящим прохлаждение и рыдающим утhшение, ниже сего раба Твоего рыданием одръжимы и Твоим благоутробием сих утhши и всяку болhзнь и печаль належащую в сердцих их исцhли, молитвами их о нас Пречистыя ти Матере и всhх святых твоих. Аминь».
Опубл.: Городецкие чтения. Вып 3: По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Александр Невский и его эпоха» (Городец, 20 – 23 марта 2000 г.). Городец, 2000. С. 97 – 102.
материал размещен 21.03.06
1 Об этом документе см.: Кучкин В.А. «Данная» черницы Марины // Исторические записки, т.108. М, 1982. С.294-316.
2 Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т.2. СПб., 1891. С.431-433.
3 См.: Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Ч.I. М., 1951. С.204-205, № 233. (издано по Синодальному списку втор.четверти XVI в.( л.274 об.) и начинается словами: «Се яз князь великий Данило Борисович...»; в тексте грамоты упоминаются наместники курмышские, лысковские, их тиуны, стольник, посельский).
4 ПСРЛ. Т.25. М.-Л., 1949. С.247. Такой версии придерживался Л.В.Черепнин в «Актах феодального землевладения и хозяйства...», с.204-205. Ср.: Греков И.Б. К вопросу о датировке так называемой второй духовной грамоты московского князя Василия I // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С.141-145.
5 См., напр., ПСРЛ, т.23. СПб., 1910. С.151.
6 Кучкин В.А. «Данная» черницы Марины..., с.310. Датировка Кучкина принята в издании: Акты социально-исторической истории Северо-Восточной Руси, т.III. № 294. С.321, а также в работах А.А.Зимина (Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991. С.219, 224.
7 Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской письменности. СПб., 1907, № 19. С.141-144.
8 Пудалов Б.М. Нижегородский «Чиновник»: проблема достоверности исторических известий. //Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Вып.третий. Н.Новгород, 1999. С.91-94. В Печерском Синодике 1595 г. род кн.Бориса Константиновича помечен «суждалской» (ГАНО. Ф.2636. Оп.2. № 1, л.58об.).
9 Сведения об этой записи на полях Апостола сообщены И.В.Нестеровым, статья которого находится в печати.