Т.В. Гусарова. Девичий костюм Уренского района Нижегородской области (6.26 Kb)
Одежда молодой девушки в северных районах Нижегородской области, как правило, не отличалась особой яркостью, броской отделкой или дорогими тканями. Шили такую одежду самостоятельно, основным материалом была домотканая пестрядь (льняная ткань полотняного переплетения из нитей двух и более цветов, обычно в клетку или продольную полоску). Иногда отдельные детали (рукава, передник) были из покупной фабричной ткани, которая считалась более престижной.
Крой одежды в отдельно взятой местности отличался однообразием и постоянством. Чаще всего новую вещь шили по образцу старой, изношенной, не внося никаких изменений, что создавало благоприятные условия для сохранения определенной традиции в течение многих десятилетий.
Индивидуальность костюму придавали мелкие детали и отделки: складочки, мережки, тесьма и ленты, вышивки, а также цветовая гамма и рисунок пестряди, использование техники браного ткачества и т.п.
Сарафанный комплекс из с. Темта уренского района, относящийся к концу 19 – началу 20 века, состоит из прямого («круглого» в местном обозначении) сарафана, передника («запона»), рубахи («рукавов») и платка. Принадлежал непросватанной девушке, уже посещавшей посиделки, надевался в нерабочее, «праздное» время, хотя и не являлся собственно праздничным.
С А Р А Ф А Н
Сарафан прямого покроя, длиной до щикилоток, из льняной пестряди, белой в некрупную красно–синюю клетку. Верхний срез сосборен мелкими складочками, по краю и по нижнему срезу обработан узкой бейкой из небелекного холста. По подолу две полосы – ленты – из розового ситца шириной 3 см каждая, на расстоянии 5 см одна от другой. Бретели («мышки») шириной около 1 см впереди широко расставлены (до начала подмышечных впадин), на спинке сходятся в одной точке. Переднее полотнище сарафана состоит из двух полос шириной около 45 см каждая (ширина холста домашней выработки), заднее – из трех. Переднее полотнище длиннее заднего на 15 см Соединение полотнищ осуществляется с помощью треугольной ластовицы по линии бокового шва. Сборка распределена неравномерно: спереди меньше, на спинке обильнее. Застежка в левом боковом шве на стыке с ластовицей на маленькую пуговку с воздушной петлей. С изнанки сарафан продублирован по подолу широкой (около 25 см – половина ширины полотнища) полосой простого холста. В правом боковом шве – небольшой карман, расположенный выше линии талии (рис.1)
Рис. 1 Детали кроя сарафана
Схема соединения деталей сарафана
Р У Б А Х А
Рубаха выполнена из двух ткавней: верхняя часть, видная из-под сарафана («рукава») – из красного ситца, нижняя («стан», «подстава») – из небеленого холста. Единственное украшение – сборка у ворота, выполненная в виде мельчайших складочек, прошитых вручную цветной нитью в три шва в шахматном порядке, образующих своеобразный геометрический узор. Вырез ворота поверх складочек и разрез спереди обработаны узкой бейкой из основной ткани, застежка на одне маленькую стеклянную пугорвку с воздушной петлей. Ширина полотнищ переда, спинки и рукавов продиктована шириной ткани: 70 см. Крой сохраняет традиционную форму прямоугольников (рис.2).
Рис. 2. Схема кроя и сборки рубахи
П Е Р Е Д Н И К
Передник («запон») полосу синей хлопчатобумажной ткани фабричного производства шириной 80 см,присобранный у талии «на бант», т.е.на пояс из этой же ткани, завязывающийся сзади на талии.Длина передника – до верхней отделочной полосы на подоле сарафана.По низу передника вышивка крестом в виде гирлянды из небольших красных цветков и зеленых листиков.
П Л А Т О К
Костюм дополнен платком из красной полушерстяной ткани фабричного производства в виде квадрата размером 50 на 50 см, с ручной вышивкой в технике тамбурного шва в виде крупного белого цветка на одном углу и узкой каймы по всем четырем сторонам. Край платка оформлен мережкой и узкой бахромой, образованной посредством выдернутых крайних нитей ткани.
размещено 4.10.2006
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|