museum/nn/aetnolog/clothes/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Народная одежда

 Народная одежда
Размер шрифта: распечатать




А. Саянова. Праздничный косоклинный сарафан. С. Лапшанга Краснобаковского района (7.49 Kb)

 
   Сарафан из красного кумача, по переду продублирован неотбелённым холстом, на задней части сарафана подклад отсутствует.
Перед сарафана украшен синим, цвета индиго, плетёным шнуром, связанным крючком. Линия пришива шнура начинается горизонтально по верхнему срезу сарафана на расстоянии 5 см справа и 4 см слева от среднего шва, затем продолжается двумя параллельными рядами на расстоянии 0,5 см друг от друга по линии среднего вертикального шва и заканчивается по линии подола змейкой длиной 4 см в обе стороны. Шнур как декор пришит поверху на бейку и на подклад. Змейка образует три волны вниз и две вверх, кончик направлен вверх. По подолу сарафан декорирован чёрным шёлковым шнуром той же  техники плетения. Шнур пришит по самому краю подола синими нитками.
   Левый вертикальный шнур образует 32 петли, расположенные на расстоянии 4 см друг от друга, которые охватывают пуговки, закрепленные на втором шнуре и являющиеся украшением, поскольку застёжка имитируется – сарафан прошит спереди доверху. На сарафане сохранилась 31 пуговица из 32. Они расположены на расстоянии 4 см друг от друга, при этом верхняя пришита под бейкой на шнуре, там, где он расходится на декор (1 см от края верха); самая нижняя пришита на расстоянии 1 см от подола, где шнур уходит вниз, в змейку.
   Пуговицы на ножке, выпуклые, серебряного цвета, блестящие, с выпуклым восьмилепестковым цветком и сердцевиной – точкой.  По ободку пуговицы 2 обруча выпуклых точек. Пуговицы с одинаковым же рисунком, но разного размера: диаметром 1,4 см и 1,1 см.
         Спинка сарафана («лягушка») выкроена из основной ткани сарафана (кумача), затем дублирована холстом, с изнанки прошита (кумач и холст) фигурной строчкой синими нитками, декорирована букетной лентой шириной 3,5 см. Лента нашита внахлёст справа налево.
Длина прямой части ленты по линии верхнего среза сарафана от начала до поворота на лягушку: справа 14 см, слева 18 см. Для формирования изгиба на «лягушку» она собрана во встречные складки: слева 12 складок глубиной по 0,5 см сверху и 1,3 см снизу; справа – 12 складок более ровных, без сильного расхождения сверху и снизу (около 0,7 см). Общая длина декора -18 см справа, 21 см слева.
Ширина «лягушки» у основания 5,7 см (включая бейку 0,5 см с каждого края), в верхней части -  8,5 см (включая бейку), высота от основания  до точки, где лягушка разъединяется на бретели – 6,7 см (с бейкой 0,5 см). Длина каждой бретели в крое 50 см, в готовом виде они укорочены до 48 см., ширина по спинке 2см, к переду сужаются до 1,5 см. Расстояние между бретелями у их начала – 5 см, спереди – 34 см. По спинке бретели на 6 см от начала декорированы той же букетной лентой.
Верхний край сарафана и бретели обшиты жёлтой ситцевой косой бейкой. Цвет почти совпадает с жёлтым, который использован на ленте. Ширина бейки по лицевой стороне – 0,5 см, по изнанке – 1,2 см. С изнаночной стороны бретелей бейка пришита внахлёст слева направо.
                          
Крой
(ширина ткани 65 см),
Сарафан косоклинный, распашной, с застёжкой-обманкой чисто декоративного характера. Длина сарафана по переду (центральный шов) – 116 см. Длина сарафана сзади от основания лягушки – 108 см, «лягушка» в высоту 8см (таким образом, длина сарафана одинакова по кругу).
Ширина сарафана по подолу (длина окружности) – 395 см.
         Спинка
Выкроена из прямого полотнища шириной 65 см. На расстоянии 86 см от низа полотнище срезается с обеих сторон до 32 см. Длина скоса 35 см.
К нижней части заднего полотнища от места скоса пришиваются клинья прямой стороной к прямой стороне.
Перёд
Выкроен из двух прямых полотнищ шириной 65 см, сшитых посередине. Сверху на полотнищах выкраиваются «заделы» для бретелей высотой 1 см с резким округлением относительно центра переда и более плавным вырезом, имитирующим проймы, относительно края переда. Глубина проймы от основного края верха 2 см.
На расстоянии 79 см от подола полотнища скашиваются по бокам до 51 см. длина скошенной стороны – 32 см. Таким образом, основная ткань переда переходит назад, в «хвост». Перёд сидит по фигуре, без складок или сборок.
 К передним полотнищам от места скоса (79 см от подола) пришиваются клинья (прямое к прямому). Клин справа подкраивается в длину подклинком. В длину 12 см, в ширину – 26,5 см (по прямым краям).
Ширина клиньев по низу (по прямой) составляет 50 см, оставшиеся 15 см пошли, возможно, на бретели, «лягушку».
 
Сборка сарафана
Сарафан сшит вручную швом «назад иголка» нитками цвета индиго. Припуски на швы минимальны – 0,3-0,5 см на швах по прямой, около 1 см по косой нити, не обработаны. Подклад к швам пришит крупными стежками к припускам белыми льняными нитками.
Местами припуски разглаживаются на одну, местами – на две стороны.
Сарафан сшивается по боковым швам (косое к косому), при этом дублируется холстом по швам. После сборки сарафан собирается в складки на спине. 2 складки (2 и 2,5 см соответственно)делаются на переднем полотнище, 2 складки (2,5 и 1 см соответственно) –на заднем; следующая группа сборок делается через 7 см (таким образом, ткань под «лягушкой» остаётся несосборенной и лежит ровно). На заднем полотнище делаются симметричные описанным сборки, на переднего – 2 глубокие сборки, симметричные описанным. Таким образом, сборки объединяются в 2 группы по сторонам от лягушки и выглядят выкроенными из заднего полотнища, хотя на самом деле они выполнены и из переднего, и из заднего полотнищ на их стыке. Подклад также собирается в сборки – по 3 сборки по сторонам от «лягушки». Сборки встречные.
Обработка верхнего края.
Бейка пришивается к основной ткани и подкладу с лицевой стороны, вывертывается, и нижний край подшивается к подкладу швом «через край», лишь изредка прихватывая основную ткань. Верхний шов «назад иголку» делается, вероятно, для прочности и до пришива нижнего края бейки к холсту. Шов не захватывает основную ткань.
Лента пришивается «через край» не под бейку, а просто вплотную к ней. Лента пришивается и к основной ткани, и к подкладу (видны стежки на изнанке).
 
 
 
 
 
© Открытый текст
 
 
 
 

размещено 11.03.2008


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Саянова А.
  • Размер: 7.49 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Саянова А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть I
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть II
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть III
Д. В. Карабельников. Некоторые аспекты бытования женского традиционного костюма мордвы-терюхан в хх веке
Народная одежда Сокольского района Нижегородской области (описание женской и мужской одежды, обуви, украшений, головных уборов)
О. Лебедева. Сборник. Село Чернуха Арзамасского района Нижегородской области. Из коллекции фольклорного ансамбля «Синий лен»
А. Саянова. Повойник (с. Ильинское Краснобаковского уезда Нижегородской области)
А. Саянова. Праздничный косоклинный сарафан. С. Лапшанга Краснобаковского района
Т.В. Гусарова. Эх, лапти мои, лапти липовые...
Т. Гусарова. Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района Нижегородской области
В. Васина, Т. Гусарова. Порты, штаны, брюки
В.Васина. Мужская праздничная рубаха Кстовский район Нижегородской области
Т. Гусарова. Праздничный сарафан – клинник
Т.Гусарова. Кокошник
Н.П. Грановская, П.Г. Грановская. Полуплатье
Т.В. Гусарова. Косоклинный сарафан и рубаха с. Арапово Богородского района Нижегородской области. Начало XX века.
Т.В. Гусарова. Мужская праздничная крестьянская рубаха. Шахунский район Нижегородской области (конец 19 – начало 20 вв.)
Т.В. Гусарова. Пояса крестьян Нижегородской губернии (конец XIX – начало XX вв.)
Т.В. Гусарова. Девичий костюм Уренского района Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Крестьянская одежда Нижегородской области (кон. ХІХ - нач. ХХ в.)
О. Лагеда. Пояс

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100