ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Всероссийская научная конференция
«ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ НА ГОРОДИЩЕ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ»
14–15 февраля 2018 года
по адресу: Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19, 4-й этаж
ПРОГРАММА
14 февраля, среда
Утреннее заседание. Начало в 10.00
Приветственное слово:
Макаров Николай Андреевич (Москва, ИА РАН)
Вступительное слово:
Седов Владимир Валентинович (Москва, ИА РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Ведущий заседания – Гайдуков Петр Григорьевич
Видеоматериал «Церковь Благовещения на Городище: хроника археологических изучений и реставраций»
Седов Владимир Валентинович (Москва, ИА РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Основные результаты раскопок церкви Благовещения на Городище близ Новгорода в 2016–2017 годах: археология и архитектура
В докладе представляются основные результаты обширных архитектурно-археологических раскопок каменной церкви Благовещения на Городище, сооруженной в 1103 г. князем Мстиславом Великим и замененной в 1342–1343 гг. новым храмом, частично сохранившимся до нашего времени. Консервация этого более позднего памятника и планы по музеефикации раннего храма позволили раскопать церковь 1103 г. полностью. Это дает возможность судить об архитектуре второго после Софии Новгородской каменного храма Новгорода. Памятник рассматривается как переходный: крупные размеры, общий тип и детали церкви позволяют связать этот храм с южнорусской, киевской традицией, одновременно храм оказывается в самом начале местной, новгородской архитектурной линии. В докладе также рассматриваются яркие детали раскрытого сооружения, следы его перестройки. Даются сведения об исследованных слоях, предшествующих постройке храма.
Гиппиус Алексей Алексеевич (Москва, НИУ ВШЭ, ИСл РАН), Михеев Савва Михайлович (Москва, ИСл РАН)
Комплекс глаголических надписей-граффити церкви Благовещения на Городище
В докладе представлен десяток глаголических надписей XII в., одна из которых является самым пространным древнерусским глаголическим текстом. Надписи интересны и своим содержанием, и палеографией, позволяющей говорить о существовании новгородской школы глаголического письма в XI–XII вв.
Гиппиус Алексей Алексеевич (Москва, НИУ ВШЭ, ИСл РАН), Михеев Савва Михайлович (Москва, ИСл РАН)
Надпись о смерти Всеволода–Гавриила Мстиславича и другие кириллические граффити церкви Благовещения на Городище
В докладе впервые представлен один из самых пространных славянских эпиграфических текстов — надпись-граффито о смерти в феврале 1138 г. в Пскове князя Всеволода–Гавриила Мстиславича. Именно в честь его рождения в 1103 г. Мстиславом Великим была заложена церковь Благовещения на Городище. В докладе идет речь и о других кириллических граффити Благовещенской церкви.
Гайдуков Петр Григорьевич (Москва, ИА РАН)
Сфрагистические находки из раскопок церкви Благовещения на Городище 2016–2017 годов
В сообщении рассматриваются четыре русские вислые печати XI–XIV вв. и одна западноевропейская товарная пломба, полученные из раскопок церкви Благовещения на Городище.
Гайдуков Петр Григорьевич (Москва, ИА РАН), Гомзин Андрей Александрович (Рязань, ИА РАН)
Монетные находки из раскопок церкви Благовещения в 2016–2017 годах
Авторами рассматриваются куфические и западноевропейские монеты, обнаруженные в слоях X–XI вв., предшествующих постройке каменной Благовещенской церкви по заказу новгородского князя Мстислава Великого в 1103 г.
Кудрявцев Андрей Алексеевич (Москва, ИА РАН), Андриенко Алексей Владимирович (Великий Новгород, НГОМЗ)
Материальная культура северной части Новгородского (Рюрикова) городища перед возведением церкви Благовещения (по материалам археологических исследований 2016–2017 годов)
В процессе архитектурно-археологических исследований церкви Благовещения на Городище в 2016–2017 гг. исследованы непотревоженные культурные напластования, относящиеся к раннему этапу существования Новгородского (Рюрикова) городища. Открыты три печки, постройка производственного назначения, выявлена внушительная коллекция находок, среди которых импортные изделия, предметы вооружения, нумизматические материалы. Полученные данные позволяют охарактеризовать материальную культуру военно-административного центра в период до возведения храма 1103 г.
Малыгин Петр Дмитриевич (Тверь, ИА РАН)
О некоторых особенностях керамики из раскопок храма Благовещения на Городище
Доклад посвящен хронологическим и морфологическим особенностям керамики из периферийной части Городища, где в начале XII в. был сооружен каменный храм, в XIV в. замененный новым. Слои строительства этих храмов в культурном слое позволяют весьма отчетливо выявить керамику XI и XIV вв. и определить ее главные особенности. Кроме этого, важную информацию содержат многочисленные голосники древнейшего храма.
Перерыв
Вечернее заседание. Начало в 15.00
Ведущий заседания – Седов Владимир Валентинович
Вдовиченко Марина Викторовна (Москва, ИА РАН)
Фундаменты древней церкви Благовещения на Городище в контексте новгородского и южнорусского строительства рубежа XI–XII веков
Раскопки церкви Благовещения на Городище 2016–2017 гг. предоставили возможность изучения фундаментов церкви 1103 г. на большой площади. Вместе с данными, полученными в результате раскопок М. К. Каргера, эти сведения позволяют сравнить раскрытые фундаменты с субструкциями новгородских храмов первой половины XII в., а также с фундаментами отдельных южнорусских построек конца XI в., предположительно связанными с городищенским храмом. Результаты проделанного сравнения будут представлены в докладе.
Фомичёва Юлия Сергеевна (Москва, НИИТИАГ)
Опыт реконструкции церкви Благовещения на Городище в формах XII века
В 2016-2017 гг. в церкви Благовещения на Городище XIV в. проводились археологические исследования, в ходе которых был полностью раскрыт архитектурный памятник начала XII в. Степень сохранности конструкций различна, но позволяет восстановить планировочную структуру и фасады собора 1103 г., опираясь на аналогичные памятники Новгорода и Киева.
Макарова Валерия Павловна (Санкт-Петербург, ИИМК РАН)
Мозаичная смальта XII века из раскопок церкви Благовещения на Городище 1103 года
При раскопках церкви Благовещения на Городище были найдены мозаичные тессеры из смальты. Хронологически это один из первых памятников с мозаичным декором в интерьере на территории современной России. Церковь была украшена мозаикой по технологии, заимствованной из Византии. Сортимент тессер позволяет предположить, что декор представлял собой геометрический орнамент, составленный из смальты четырех цветов, подобно мозаикам в алтаре Софии Новгородской и в некоторых других храмах Древней Руси.
Решетова Ирина Константиновна (Москва, ИА РАН)
Исследование палеоантрополгоических материалов из раскопок церкви Благовещения на Городище
В докладе освещаются предварительные результаты исследования палеоантропологических материалов, обнаруженных при исследовании церкви Благовещения на Городище. На площади, прилегающей к фундаменту и стенам церкви, обнаружены 26 погребений. Сделано описание степени сохранности и комплектности, фотофиксация останков, определение их индивидуальных особенностей, определение пола и возраста погребенных, проведены измерительные программы. В рамках комплексного исследования отобраны образцы костной и зубной тканей для проведения в ближайшей перспективе палеодиетологических исследований.
Михайлов Кирилл Алексеевич (Санкт-Петербург, ИИМК РАН)
Результаты охранных исследований ИИМК РАН вокруг церкви Благовещения на Городище в 2017 году
В 2017 г. объединенный отряд Отдела охранной археологии и Новгородской областной экспедиции ИИМК РАН продолжил археологические работы вокруг церкви Благовещения на Городище. Исследования проводились с северной стены храма и на трех траншеях, расположенных на месте внешних коммуникаций. Главными объектами изучения стали архитектурные фрагменты разрушенного храма XII в. и слой XIV в., насыщенный фрагментами древнерусских фресок. В ходе исследований на обширной территории удалось выявить горизонт разрушения церкви Благовещения 1103 г. — слой цемяночно-известкового раствора, который датируется 1340-ми гг. При расчистке этого слоя удалось собрать обширную коллекцию древнерусских фресок XII в. Также удалось обнаружить остатки несколько крупных обломков стеновых блоков храма. Во время расчистки участка вдоль северной стены церкви были зафиксированы особенности стеновой кладки и следы деформации цоколя и фундамента. При зачистке комплексов середины ХХ в. у юго-восточного угла церкви сотрудниками экспедиции был обнаружен фрагмент иконы с частью оклада.
Попов Виктор Александрович (Великий Новгород, НГОМЗ)
Церковь Благовещения на Городище XII–XIV веков. Проект консервации и музеефикации и его осуществление
Доклад посвящен двум архитектурным памятникам: остаткам разрушившегося храма 1103 г. и церкви 1342–1343 гг., поставленной на месте храма начала XII в. и разрушенной во время военных действий 1941 г. Рассмотрены этапы проведения исследовательских и консервационных работ в период с 1960-х по 2017 г. и их результаты.
Анисимова Тамара Ивановна (Великий Новгород, НГОМЗ)
Первые итоги реставрации живописи XII века церкви Благовещения на Городище
В рамках проекта «Консервация руин церкви Благовещения на Городище» на памятнике проводились археологические работы, одной из задач которых было разобрать подсыпку пола и извлечь фрагменты живописи XII в. Работа осложнилась при обнаружении раздавленных фрагментов. Для их выемки впервые была применена профзаклейка на циклододекане. Этот метод гарантирует бережное обращение с красочным слоем и значительно облегчает дальнейший процесс работы с фреской. Реставраторам удалось собрать часть живописи с южной стены жертвенника и пилястры и получить представление о росписи жертвенника княжеского храма.
Соболева Ольга Сергеевна (Великий Новгород, НГОМЗ)
Музеефикация руин церкви Благовещения на Городище и приспособление памятника к современному использованию
Работы по консервации руин церкви Благовещения на Городище ведутся Новгородским музеем-заповедником (при поддержке Министерства культуры РФ и Международного банка реконструкции и развития) с 2011 г. Впервые благодаря остеклению внутреннего объема храма XIV в. в руинированном памятнике будет создана всесезонная выставочная площадка. Планируется экспонировать выявленные в ходе реставрационных работ фундаменты церкви 1103 г. и с помощью мультимедийных средств представить историю древней княжеской резиденции на Городище.
15 февраля, четверг
Утреннее заседание. Начало в 10.00
Ведущий заседания – Беляев Леонид Андреевич
Флоря Борис Николаевич (Москва, ИСл РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Княжение Мстислава Владимировича в истории Новгородского государства и общества
В докладе характеризуются обстоятельства прихода Мстислава Владимировича к власти в Новгороде. Рассматриваются области, где интересы этого князя и Новгорода совпадали, а также те области, где их интересы расходились. Разбираются попытки Мстислава укрепить позиции в Новгороде, опираясь, в частности, на поддержку духовных учреждений.
Назаренко Александр Васильевич (Москва, ИВИ РАН, ИРИ РАН)
Религиозность в семействе Мстислава Великого: западное и восточное в княжеском церковном быту
Религиозность новгородского, затем киевского князя Мстислава Владимировича, безусловно, не была дежурной. Количество построенных им храмов столь велико, что хватило бы на всех Ярославичей вместе взятых. И в русских, и в западноевропейских текстах о (неоднократных?) чудесных исцелениях князя рядом с ним всегда присутствует женская фигура — мать, англичанка Гида, дочь последнего англосаксонского короля Харальда I. Ее неординарная религиозная жизнь выразилась, в частности, в заочном монашестве в монастыре св. Пантелеимона в Кёльне и паломничестве в Иерусалим в ходе Первого крестового похода (!). Тот факт, что в последние годы княгиня жила при старшем сыне в Новгороде, а не при муже, Владимире Мономахе, в Переяславле, говорит о духовной близости матери и сына. Немало таят в себе и латинские памяти в месяцеслове Мстиславова евангелия.
Литвина Анна Феликсовна (Москва, НИУ ВШЭ), Успенский Федор Борисович (Москва, ИСл РАН, НИУ ВШЭ)
Имена и даты Всеволода (Гавриила) Мстиславича
История имянаречения старшего сына Мстислава Великого демонстрирует, что на рубеже XI–XII вв. на Руси складываются собственные традиции благочестия, не во всем пересекающиеся с актуальными для того времени традициями византийскими. Так, не исключено, что в эту эпоху начинает формироваться особый поминальный цикл, круг дозволенных и запрещенных для наречения имен, соотнесение церковной жизни человека с определенными датами.
Макаров Николай Андреевич (Москва, ИА РАН)
Христианская металлопластика Суздальской земли как источник для изучения распространения христианства и религиозной практики XI–XIII веков
Христианская металлопластика – одна из тех категорий средневековых древностей, которая демонстрирует сегодня стремительный количественный рост, подпитывающийся широкими полевыми работами на археологических памятниках Руси. Пополнение коллекций крестов-тельников, энколпионов и иконок домонгольского времени существенно расширяет потенциал этой категории древностей как источника для изучения культурной ситуации XI–XIII вв., распространения христианства, древнерусской религиозной практики и русско-византийских связей.
Одно из самых крупных собраний христианской металлопластики XI–XIII вв., включающее более 200 предметов, получено в последние десятилетия в результате полевых работ на памятниках Суздальского Ополья. Основную часть ее составляют кресты-тельники XI–XIII вв. С учетом новых находок кресты-тельники XII–XIII вв. правомерно рассматривать как одну из наиболее массовых групп предметов из цветного металла, производившихся в центральных районах Северо-Восточной Руси. В докладе представлены некоторые наблюдения о датировке и происхождении некоторых типов крестов и образков из новой суздальской коллекции. Выделены находки XI в., в том числе имеющие аналогии в Причерноморье и на Балканах. Присутствие крестов «с грубым изображением Распятия» и крестов «скандинавского типа» на больших неукрепленных поселениях Суздальской земли X–XI вв. позволяет полагать, что подобные поселения были важными центрами распространения христианской культуры и местами производства христианской металлопластики.
Носов Евгений Николаевич, Хвощинская Наталья Вадимовна (Санкт-Петербург, ИИМК РАН)
К истории возведения и разрушения древнейшего храма Благовещения на Городище
При раскопках в высокой части Городища на значительной площади был вскрыт древнейший ров, окружавший центральную часть поселения IX–X вв. Это было грандиозное сооружение глубиной до 4,3 м от древней дневной поверхности и шириной 27–28 м. Ров стал заплывать уже в Х в., окончательно был снивелирован к концу ХI в.
Восточная треть княжеского многотонного собора 1103 г. была возведена на части засыпанного рва. Судьба храма была предрешена. Неплотный грунт стал проседать, и в середине XIV в. церковь пришлось разобрать.
Григорьева Ольга Владимировна (Санкт-Петербург, ИИМК РАН)
Жилой комплекс древнерусской элиты у княжеского храма на Городище под Новгородом (по данным планиграфического анализа)
В 2007–2009 гг. рядом с княжеским храмом в резиденции новгородских князей на Городище по Новгородом экспедиция ИИМК РАН исследовала две постройки с подпольями древнерусского времени. В заполнениях котлованов и в пространстве между ними были найдены многочисленные находки престижного характера. Комплексы датируются временем существования первого княжеского храма. Интересными оказались данные планиграфического анализа находок. В пространстве между котлованами фиксируется довольно плотная концентрация разнообразного престижного материала, словно отмечающая очертания еще одного сооружения, не заглубленного в землю. Это дает возможность предполагать, что все эти строения составляли единый жилой комплекс, где проживали представители древнерусской элиты.
Стерлигова Ирина Анатольевна (Москва, ГММК)
Воинский золотой браслет из Киевского клада 1841 года – ровесник церкви Благовещения на Городище
Массивный витой браслет с головами драконов на концах, найденный в 1841 г. в Киеве, долгие годы был известен исследователям лишь по несовершенным воспроизведениям. Архивные документы помогли отождествить с ним браслет из фондов Музеев Московского Кремля. Это выдающийся памятник воинской культуры поздних викингов, самый большой из известных ныне воинских золотых браслетов, дополняет наши представления о княжеских украшениях, современных церкви Благовещения на Городище.
Лопатин Николай Владимирович (Москва, ИА РАН)
Время постройки каменной крепости в Изборске: Мстислав Великий или Ярослав Мудрый?
Согласно выводам Валентина Васильевича Седова, сооружение каменной крепости на Труворовом городище относится к началу XII в., однако основания этой датировки не являются однозначно доказательными и требуют дополнительного рассмотрения. Хронология древнейших каменных фортификаций в Изборске должна исследоваться в контексте развития архитектурных традиций Северо-Западной Руси и прилегающих территорий, а также в системе с другим элементом изборских фортификаций — деревянным частоколом детинца. По технике строительства изборская стена является более архаичной, чем Ладожская крепость 1114 г., и скорее входит в один круг сооружений с укреплениями городища Любша и эстонских городищ позднего железного века. Сопоставляя планы каменных и деревянных укреплений Изборска, приходим к выводу, что вторые были построены внутри первых и, соответственно, не могут быть старше их. Наиболее вероятно, что каменная и деревянная стены могли сосуществовать в период новгородского княжения Ярослава Мудрого.
Медведева Мария Владимировна (Санкт-Петербург, ИИМК РАН), Седов Владимир Валентинович (Москва, ИА РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Церковь Благовещения на Городище в документальных коллекциях Научного архива ИИМК РАН
Внимание научной общественности к проблемам сохранности церкви Благовещения на Городище под Новгородом впервые привлекли археолог князь П. А. Путятин и художник Ф. И. Братский в 1876 г. Далее в разные годы архитекторы, искусствоведы, археологи, историки и даже великие князья посещали и фотографировали памятник. В 1930-е гг. церковь стала объектом научного изучения Новгородской экспедиции ГАИМК под руководством историка архитектуры и археолога М. К. Каргера. Он же возглавил и первые работы по реставрации памятника в конце 1960-х гг. В архиве ИИМК РАН сохранились фотографии, описания, паспорт храма 1885 г., полевые отчеты Новгородской экспедиции и другие материалы исследований церкви. В докладе представлен обзор этих документальных источников.
Перерыв
Вечернее заседание. Начало в 15.00
Ведущий заседания – Коваль Владимир Юрьевич
Этингоф Ольга Евгеньевна (Москва, НИИ РАХ, ИВГИ РГГУ)
Фрески XII века церкви Благовещения на Городище в Новгороде (находки 2016–2017 годов). Предварительная характеристика стиля
При раскопках церкви Благовещения на Городище в 2016–2017 гг. найдено множество фрагментов фресок начала XII в. с изображениями орнаментов и ликов. Фрагменты демонстрируют принадлежность памятника аристократическому направлению чрезвычайно высокого класса, что соответствовало княжескому заказу. Ориентация на приемы, характерные для 1080–1090-х гг., может быть связана с тем, что артель мастеров, работавших в храме, наследовала традиции константинопольских мастеров, прибывших, согласно Киево-Печерскому патерику, в 1080-е гг. в Киево-Печерский монастырь.
Смирнова Энгелина Сергеевна (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
О связях церкви Благовещения на Городище и Юрьева монастыря в сфере иконописи и книжной миниатюры
Доклад посвящен двум сюжетам.
1. В состав древнейшего художественного убранства Георгиевского собора Юрьева монастыря входил образ «Благовещение» (ныне в ГТГ), около 1130 г.(?), вывезенный при Иване Грозном в Москву. Поскольку о посвящении какого-либо придела Георгиевского собора Благовещению неизвестно, то следует предположить, что эта икона связана с княжеской церковью Благовещения, располагавшейся на другом берегу Волхова. Обе иконы первоначально могли быть равны по высоте и украшать алтарную преграду Георгиевского собора в Юрьевом монастыре, находившемся, как и Благовещенская церковь, под княжеским покровительством. (Известна еще одна пара новгородских храмов, расположенных на большом отдалении друг от друга, но объединенная почитанием одного образа, что обусловило одно и то же посвящение престолов: Никольская церковь на Липне и Никольский собор на Ярославовом Дворище.)
2. Заказчиком Евангелия 1270 г. (РГБ, Рум. 105) был инок Юрьева монастыря Симон, а писцом — Георгий, сын священника из церкви на Городище. Своеобразные миниатюры этого Евангелия обнаруживают сходство с двумя новгородскими краснофонными иконами: «Спас на престоле, с избранными святыми» (ГТГ) и «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (ГРМ). Сходны также и начертания надписей на них. Можно предположить принадлежность рукописи и икон к мастерской, связанной как с Благовещенской церковью, так и с Юрьевым монастырем.
Уханова Елена Владимировна (Москва, ГИМ)
О влиянии парадных рукописей Мстислава Великого на историю книжной культуры Новгорода первой четверти XII века
Созданные по заказу Мстислава Великого в среде одних и тех же киевских книжников два напрестольных Евангелия — Мстиславово (1103–1113 гг.) для дворцовой церкви Благовещения на Городище и Юрьевское (ок. 1120 г.) для основанного князем монастыря — из-за разного статуса имели разное влияние на новгородское книжное производство. Дворцовое Мстиславово Евангелие не было доступно для копирования, Юрьевское Евангелие создавалось в том числе и как книга орнаментальных образцов для одного из первых городских монастырских скрипториев.
Торшин Евгений Николаевич (Санкт-Петербург, ГЭ)
Софийский собор в Полоцке и начало местного монументального церковного строительства
Собор св. Софии в Полоцке традиционно рассматривается исследователями в одном ряду со строительством Софийских соборов в Киеве и Новгороде. В докладе полоцкий Софийский собор представлен как постройка, связанная с киевской архитектурой более позднего времени (с 70-х гг. XI в.). Отмечены строительно-технические и архитектурные особенности этой постройки, характерные для других построек Полоцка, что дает возможность считать Софийский собор первым памятником местного полоцкого монументального церковного строительства.
Зыков Петр Леонидович (Санкт-Петербург, ГЭ)
Реплики Успенского собора Киево-Печерского монастыря на северо-востоке Руси в XII веке
Монументальное строительство на северо-востоке Руси начинается на рубеже XI–XII вв. Сведения об этом событии содержатся в составе Киево-Печерского патерика и говорят о том, что образцом для строительства храмов в Суздале и Ростове послужил собор Киево-Печерского монастыря. Исследования 1990-х гг. позволили дополнить наше представление о строительной истории этих двух памятников и доказать ранее ставившуюся под сомнение версию о тождественности их плановых решений плану собора Киево-Печерского монастыря.
Ёлшин Денис Дмитриевич (Санкт-Петербург, ГЭ)
Новые центры производства плинфы в Древней Руси на рубеже XI–XII веков: вопросы преемственности технологии
На рубеже XI–XII вв. расширяется круг древнерусских городов, охваченных монументальным строительством: в Переяславле Южном и Новгороде Великом возникают собственные архитектурные школы, появляются большие каменно-кирпичные храмы в Суздале и Смоленске. В докладе рассматривается соотношение технологии производства плинфы в этих городах с традициями строительных центров XI в. — Киева и Чернигова. Особое внимание уделено особенностям плинфы церкви Благовещения на Городище близ Новгорода.
Жервэ Алексей Владимирович (Санкт-Петербург, Государственный музей истории религии)
Поливные керамические плитки из раскопок церкви Благовещения на Городище
Поливные керамические плитки были обнаружены в процессе раскопок храма в 1960-х гг. под руководством М. К. Каргера. Ни в те годы, ни в ходе последующих раскопок 2000-х, 2010-х гг. под руководством Вл. В. Седова не было зафиксировано полов, сохранивших in situ фрагменты плиток. В докладе рассматривается коллекция поливных плиток из церкви Благовещения, хранящаяся в фондах НГОМЗ, и на основе технико-технологического анализа делается попытка выявления разновременных этапов декоративного убранства храма.
Антипов Илья Владимирович (Санкт-Петербург, СПбГУ)
Проблемы реконструкции завершения церкви Благовещения на Городище 1342–1343 годов
Благовещенский храм XIV в. не сохранил первоначального завершения, отдельные следы арок и сводов зафиксированы при натурных исследованиях. По мнению Л. Е. Красноречьева, храм имел ступенчатую систему арок и сводов, а также позакомарное покрытие фасадов. Г. М. Штендер предполагал, что в основании барабана церкви мог находиться постамент, возможно украшенный кокошниками. В докладе обсуждается обоснованность существующих реконструкций; предпринята попытка определить наиболее достоверный вариант.
Доклады, представленные в письменном виде:
Дорофеева Татьяна Семеновна, Михайлов Кирилл Алексеевич (Санкт-Петербург, ИИМК РАН)
Детали ткацкого стана на Рюриковом городище
В 2017 г. на Рюриковом городище впервые зафиксировано крупное компактное скопление глиняных грузил от вертикальных ткацких станков. Полностью сохранились 14 дисков, еще 4 представлены половинами и 5 – фрагментами. Под одним из грузил был обнаружен кусок глиняной обмазки с отпечатком дерева. Это позволяет предположить возможное существование на этом месте в древности и самой деревянной конструкции ткацкого стана.