Нижегородский музей как собирательное название мест, учреждений и предметов, удерживающих и воспроизводящих память поколений, являет собой целый мир. Мир, не постигнутый до конца… И одной из главных причин тому было отсутствие знанию по «изначалию» нижегородских музеев. Заполняет эту лакуну книга сотрудника Музея ННГУ Надежды Алексеевны Уткиной «Нижегородский мусейон: Основание». Солидную монографию предваряла диссертация её автора «История музейного строительства в Нижнем Новгороде в 1860-х–1917 гг.», защищённая в 2013 г. в Казани.
В книге представлена целостная картина рождения музеев в Нижнем Новгороде в течение нескольких десятилетий до 1917 г. Автор впервые продемонстрировала, как в Нижнем Новгороде формировалась и действовала музейная потребность. Эта категория характеризует состояние умов, когда общество в своём растущем интересе к литературе, музыке, живописи, архитектуре, педагогике, истории, филологии, естественным наукам, театру, периодике, архивному делу, фотографии и, конечно, родному краю начинает жаждать Музея. Музея как особой среды, втягивающей человека из обыденности ради приобщения к наследию предков и культурных достижений современников… Другими словами, музейная потребность проявляется тогда, когда уже накопилась «критическая масса» культуры.
«Предчувствие Музея» в Нижнем Новгороде 1860-х гг. старательно выписано в книге Н.А. Уткиной. Для того чтобы выпестовать в душах нижегородцев музейную потребность, трудилось не одно поколение краеведов, архивистов, священнослужителей, «слуг государевых», художников, писателей, артистов, музыкантов, преподавателей гимназий и пр. Многие известные имена – писатели В.Г. Короленко и Максим Горький, художники К.Е. Маковский и А.А. Карелин, разносторонне талантливый и чудаковатый губернатор Н.М. Баранов, даже образ В.И. Ленина и др. – встретятся на страницах этой книги, но в непривычной для осведомлённого читателя ипостаси. Разными людьми, персонажами, как многоплановое литературное произведение, населена научно-популярная книга о начале нижегородского Музея.
Ещё одно обстоятельство роднит исследование Н.А. Уткиной с художественной литературой – это конфликтность, преодоление которой служит развитию Музея. Та же музейная потребность возникает не сразу у всех. Отсюда и драматизм первых подступов к созданию любого музея в Нижнем Новгороде в 1860–1870-х гг. Уже, казалось бы, всё было готово, что музею быть, но городские власти кладут это дело под сукно. И уже готовые музейные экспонаты расходятся из губернии туда, где в них знают толк. И приходилось заново созидать основание Нижегородского Музея.
Появление этой книги было бы невозможно без изучения широкого круга разнородных исторических источников и источников информации. Только так оказалось возможным представить многомерный, пёстрый и полифонический процесс начального развития музеев почти что с «чистого листа» в Нижнем Новгороде. И появление Музея необходимо поставить в заслугу его созидателям. Ведь для этого имелись серьёзные препятствия.
Нижний Новгород, основанный в 1221 г., до начала XVII в. выполнял роль стража Руси-России и неоднократно подвергался нападениям, разорениям. Они разрушали его культурную среду. Так, самым древним сооружением Нижнего Новгорода оказывается его кремль (начало XVI в.). Следующими по «возрасту» оказываются единичные памятники нижегородского зодчества XVII в. Чуть больше дошло до нас Нижнего Новгорода XVIII и начала XIX в. Подобной состоянию историко-архитектурной среды Нижнего Новгорода до XIX была и ситуация с артефактами, и с книгами и пр. Такими были «стартовые позиции и капитал» поборников музейного строительства в XIX в.
Они преодолели эти трудности, доказав народу насущность музеев Нижнего Новгорода. При этом использовался любой повод – поддержка нижегородских промыслов, борьба с массовым голодом и пьянством, открытие и проведение Всероссийской художественной и промышленной выставки, распространение новых образовательных технологий и пр. Творцы нижегородских музеев заложили фундамент нижегородского музейного фонда и приумножили его. Они ориентировали музеи на решение злободневных острых проблем (как в случае с антиалкогольным музеем), задавали тон музейному движению в России и служили развитию науки. Так произошло с первым в стране музеем почв, созданным великим В.В. Докучаевым, открывшим и описавшим феномен российского чернозёма.
Многообразие нижегородских музеев, созданных до 1917 г., определило и ключевое слово в названии книги – Мусейон. Так греки сперва именовали место пребывания Муз, покровительниц разных искусств, а потом назвали и научное учреждение. Хотели или нет создатели нижегородских музеев, но они воплотили в жизнь такой идеал сочетания искусств и естественных наук. В этом смысле символичным является и то, что книга «Нижегородский мусейон» – историко-культурное исследование – было издано по решению Учёного совета ННГУ. И ещё один важный аспект издания – оно займёт своё почётное место среди книг, выходящих в преддверии и ознаменование 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода.
Книга о рождении «Нижегородского Мусейона» устранила большое «белое пятно» на карте нижегородской культуры и истории. И ей предназначены долгая жизнь, благодарная признательность исследователей и всех тех, кто интересуется историей культуры в Нижнем Новгороде и России.
По вопросам приобретения можно обращаться по телефону (831) 462-37-08