Одна из ярчайших страниц истории нижегородской архитектуры советского периода связана с творчеством А.А.Яковлева. Здания, выстроенные в г. Горьком по его проектам в 1920-1950-е гг. мы можем увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших заводских окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, на протяжении четверти века являвшегося лидером горьковских архитекторов.
Александр Александрович Яковлев родился 23 января (нов.ст.) 1879 года в Петербурге. После окончания реального училища в 1898 году он поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств и в 1903 году получил звание архитектора-художника. Уже в студенческие годы он был замечен мэтром отечественной архитектуры – ректором Академии художеств, профессором А.Н. Померанцевым, с которым связана самая значительная полоса в жизни молодого зодчего – пора его профессионального становления. Кстати, Александр Никанорович Померанцев также был связан с Нижним Новгородом, правда, эпизодически: он осуществлял общий надзор за инженерно-художественной частью строительства Нижегородской промышленно-художественной выставки 1896 года. Кроме того, в числе лучших российских архитекторов он участвовал в проектировании павильонов выставки. Ему принадлежат проекты Центрального и Царского павильонов, здания администрации выставки, машинного и художественного отделов, павильона Средней Азии.
Но вернемся к основному нашему герою. По окончании училища Александр Яковлев в течение года служил в действующей армии в инженерных войсках, а затем по приглашению А.Н. Померанцева уехал в Болгарию. Вместе они работали на постройке мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Яковлев в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и вел контроль за строительством.
За восемь лет жизни и работы А.А.Яковлева в Болгарии по его конкурсным проектам, получившим высокую оценку и престижные премии, в Софии были выстроены церковь при Российском посольстве, четыре многоэтажных особняка, доходные дома и здание городского детского приюта. В эти же годы Александр Александрович совершает творческие поездки по Италии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Австрии и Турции, где знакомится с памятниками архитектуры и делает беглые зарисовки.
В 1912 году А.А.Яковлев возвращается в Петербург. На протяжении ближайших двух лет он занят проектированием и строительством детских учреждений (пятиэтажное здание приюта для детей в Петербурге, комплекс земледельческой колонии на 200 воспитанников близ Гатчины). Дальнейшим творческим планам архитектора помешала начавшаяся Первая мировая война. В 1914 году по мобилизации он был отправлен на Охтинский военный завод, а с 1917 года работал на Кулебакском горном заводе заведующим хозяйственно-строительным отделом, одновременно занимаясь архитектурным проектированием. С этого времени и до конца жизни вся его деятельность была связана с Нижегородским краем..
В 1920 году А.А.Яковлев занял должность заведующего техническо-производственным отделом Выксунского металлургического завода, а в 1924 году получил приглашение в Нижний Новгород на должность заведующего техническо-строительной частью Нижегородского губернского коммунального отдела. В это время архитектору было 45 лет, и он имел за плечами большой профессиональный и жизненный опыт. В Нижнем в это время работали его коллеги, зарекомендовавшие себя еще до революции. Это Е.М.Мичурин, известный ярмарочный архитектор, П.А.Домбровский, автор Дома трудолюбия им.Рукавишниковых (здание «Нижполиграфа») и другие. Работали в городе и молодые специалисты, закончившие советские архитектурные вузы – В.Вагин, В.Медведев, Ф.Ломунов и др. Тем не менее, несмотря на сильный состав местного архитектурного цеха, Яковлев вскоре занимает в нем лидирующее положение. И когда в конце 1925 года городские власти принимали решение о начале строительства многоэтажного жилого дома, то проектирование и руководство строительством поручили именно Александру Александровичу.
Постройка этого дома на пересечении улиц Дзержинского (Алексеевской) и Пискунова явилась важной вехой в переустройстве города. Возведение первого крупного капитального многоэтажного здания ознаменовало собой переход к качественно новой архитектуре, призванной подчеркнуть успехи социалистического строительства. «Чернопрудский небоскреб» - такое прозвище получил этот дом по двум причинам. Во-первых, из-за местонахождения у бывшего Черного пруда (о нем напоминает лишь название, да небольшой сквер, а ведь когда-то пруд был излюбленным местом отдыха горожан). Во-вторых, за свою высоту по сравнению с окружающими домами: он имел четыре этажа, угловую часть венчала надстройка еще в один этаж. По тем временам это действительно был небоскреб!
Первый этаж был занят магазинами, три верхних этажа были жилыми, здесь находилось более 30 двух- и трехкомнатных квартир с просторными прихожими, кухнями, ванными, туалетами и кладовыми – невиданная роскошь! Эти квартиры являлись, говоря современным языком, элитными, хотя и строились для рабочих. Строительство дома находилось в центре общественного внимания, и было завершено всего за два года.
В непосредственной близости от «Чернопрудского небоскреба» Яковлев запроектировал целый комплекс из пяти четырехэтажных жилых домов на пересечении улиц Алексеевской (в то время Ф.Дзержинского) и Грузинской. В 1928 году началось их строительство. Господствующим архитектурным стилем в конце 1920-х годов становится конструктивизм, что сказалось на объемно-планировочной концепции данного комплекса. Архитектура зданий более простая и четкая, упор сделан на их функциональности. Между тем, Яковлев не отказывается и от архитектурных «украшательств», которыми стали пренебрегать многие его коллеги. Фасады пластичны благодаря скупым, но выразительным архитектурным элементам.
Новшеством по сравнению с предшествующей практикой явилось и то, что в проекте был проработан не только архитектурный облик здания, но и его окружение: предусмотрены детские площадки во дворе, места для отдыха, озеленение – все, что сегодня входит в понятие «градостроительное решение объекта». Таким образом, Яковлева можно считать первым градостроителем советской эпохи в нашем городе, поскольку он ставил перед собой принципиально новые задачи освоения городской среды. Мысль зодчего воплощалась в объектах, не только превосходных, но и превосходящих по своим размерам прежнюю застройку, задающих новый масштаб последующему строительству. Они и сегодня кажутся гигантами, эти «яковлевские» дома!
Среди новостроек тех лет - не только жилые, но и общественные здания. Новаторство архитектора ярко выразилось, например, в планировке школы им.10-летия Октября на Верхневолжской набережной, построенной в 1928 году (в настоящее время это здание принадлежит НИИТО). Школа по своей функциональной схеме кардинально отличается от дореволюционных: здесь были актовый и спортивный залы, мастерские, столовая и даже обсерватория! На смену прежней коридорной системе с двусторонним расположением классов приходят широкие коридоры, освещаемые с одной стороны естественным светом, льющимся из огромных окон. Это была первая в городе школа нового типа. Рядом с ней на набережной по проектам Яковлева возводится несколько жилых зданий, выгодно отличающихся своим внешним обликом и комфортом от массового типового строительства последующих лет.
В 1930-е годы творчество архитектора раскрылось еще и с другой стороны. Одним из лучших его произведений был признан памятник жертвам революции 1905 года на площади Свободы (бывшей Острожной, названной так из-за тюремного замка, где томились в застенках видные деятели революционного движения). Автор проекта выступил и как архитектор, и как художник: эскиз панно выполнен им лично. Любопытно, что в качестве материала для памятника использованы гранитные блоки, предназначавшиеся в начале века для постамента другого памятника - Минину и Пожарскому работы Мартоса, призванного украсить главную площадь города. Но памятник героям 1612 года оказался в Москве, а гранитным блокам нашлось другое применение. Бесхозным глыбам Яковлев придал вид динамически нарастающих объемов, символизирующих баррикады. На их поверхность нанесены фамилии борцов за дело пролетариата, венчает сооружение вертикальный объем с панно, на котором изображен восставший народ. Данный монумент не был дебютом Яковлева в мемориальной архитектуре. Еще в 1927 году им был спроектирован памятник В.И.Ленину в Сормове на ул.Коминтерна возле школы Баррикад (автор скульптуры В.В.Козлов).
В 1933-1935 годах направление советской архитектуры вновь начинает меняться. Был выдвинут лозунг освоения классического наследия, что впоследствии проявилось в постройках «сталинского ампира», являющихся лучшими образцами зодчества советской эпохи. Но переход от аскетичного конструктивизма к «реабилитации» парадного декора произошел не сразу, и эта стилистическая неопределенность сказалось на таких постройках Яковлева, как студенческое общежитие Института водного транспорта с кинотеатром «Рекорд» в квартале улиц Алексеевской и Пискунова, стоящее напротив общежитие преподавателей этого же института на Алексеевской, гостиница в Сормове и др.
В 1935 году А.А.Яковлев получил ответственное задание спроектировать жилой комплекс завода «Нефтегаз» на Варе (ныне – угол ул.Коминтерна и 50-летия Победы). Участок в непосредственной близости от промышленной зоны на пересечении крупных транспортных магистралей с градостроительной точки зрения был очень сложным и требовал крупномасштабного композиционного решения, с чем прекрасно справился архитектор. Даже сегодня дом № 2 по ул.Коминтерна поражает своей монументальностью и вызывает восхищение, чему способствует и недавно произведенный группой компаний «Кварц» фасадный ремонт здания. Назовем еще два дома, построенных архитектором на территории современного Московского района, правда, уже в послевоенные годы, – это жилые дома по обеим сторонам от ДК «Орджоникидзе» (№№ 15, 19 по ул.Чаадаева).
Но вернемся в центр города, который в 1937 году украсился сооружением, важным как для творческой биографии А.А.Яковлева, так и в градостроительном аспекте. Речь идет о Первом доме по ул.Минина. Он был первым не только из-за номера, но и потому, что являлся «правительственным»: был выстроен для семей партийно-хозяйственной верхушки Горьковской области. В доме был лифт, обслуживала его прислуга. Крупное шестиэтажное здание скромно отступило от площади Минина и Пожарского, застроенной памятниками XIX века, образуя тем самым небольшую площадь-курдонер, в центре которой позже был установлен скульптурный бюст Кузьмы Минина работы Кикина. Таким образом, здание, превосходящее по высоте окружающую застройку, не акцентирует на себе внимание и не мешает целостному восприятию площади.
За период с 1935 по 1941 год А.А.Яковлев выполнил проекты станции «Родина» детской железной дороги в Канавине, жилого дома на ул.Ошарской, школы партийного строительства (пр.Гагарина, 10) и др. В тяжелые военные годы архитектор участвовал в проектировании бомбоубежищ и разработке маскировки важных промышленных объектов. В 1943 году Александр Александрович начал проектировать монументальную лестницу у памятника В.П.Чкалову. Верхняя часть лестницы решена двумя кругами, а нижняя – прямыми маршами. Проектирование и строительство велось несколько лет, в этой работе принимали участие московские архитекторы Л.Руднев и В.Мунц.
А.А.Яковлев вел большую общественную работу: возглавлял правление Горьковского отделения Союза архитекторов СССР, делегировался на Всесоюзные и Всероссийские съезды архитектурного сообщества, в 1947 году был избран депутатом Горьковского горсовета, был экспертом архитектурно-градостроительных проектов.
Выдающийся архитектор скончался 4 октября 1951 года. Ушел из жизни человек, чья широкая эрудиция и высокий уровень мастерства снискали всеобщую любовь и уважение. А память о нем продолжает жить в его постройках, хотя и утративших за последние годы роль градостроительных доминант, но приобретших статус памятников архитектуры советского периода.
Татьяна Кучерова
Литература:
- Нифонтов Л.А. От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому //Записки краеведов. - Горький, 1979. - С.35-46.
- Софронов И. Градостроитель // В большом городе.-2004.-№ 4 (март). - С.10-12.
- Виноградова Т. Из истории одного памятника // Голос ветерана. – 2004. -№ 36 (сент.). - С.12.