museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области (5.27 Kb)

 

Информация о том, как гадали полвека и более назад  хорошо сохранилась в памяти информантов. Это излюбленная  тема воспоминаний у пожилых женщин, изобилующая подробностями и красочными описаниями  самого процесса и последствий гаданий. Гадать, т.е. «узнавать или открывать что-либо неизвестное, наобум, или по каким-либо признакам, по соображению», как определяет в своём знаменитом словаре В.И.Даль – психологическая потребность человека. «Дознаваться неведомого» человек  особенно стремиться в те периоды жизни, когда находиться в состоянии ожидания,  неизвестности и надежды на наилучший исход. Именно поэтому особо часто упоминаемыми являются гадания девушек на женихов. 

Наряду со словом «гадать» в нашей области  нередко употребляется «ворожить», «завораживать»1. например, в селе Богоявление Семёновского р-на, когда определяли чья очередь гадать, говорили: «На кого ворожим? – На Лапшиху! (деревенское прозвище девушки)».
Дни святочных гаданий практически все опрошенные старожилы называют одинаково: канун Старого Нового года (13 января), канун Крещения (18 января). Гадали ближе к вечеру. В с. Безводное Кстовского района сообщили также о том, что у них гадали «обязательно не в урошно время», т.е. в 6 или 9 часов вечера.
Место гадания определялось в зависимости от вида гадания. Ворожили и в помещении: изба (гадали в процессе посиделок или специально собирались для гадания), баня, овин и др. И на улице: во дворе дома, перекрёсток дорог, раздорожье на окраине села и т.д.
Кто участвовал в гадании? Распространённая информация о том, что гадали лишь молодые девушки не нашла подтверждения в материалах архива Дома фольклора. Гадали и девушки, и парни, и замужние женщины, и пожилые (пожалуй, лишь что гадали дети  не упоминают информанты). В Семёновском районе сообщили, что гадали в одной избе по очереди по возрастным группам: сначала старшие замужние, затем девки. В зависимости от того, кто гадал и в какой ситуации находится человек (девушка, замужняя женщина, вдова, старуха, женщина, ожидающая мужа с войны, парень перед армией и т.д.), могло варьироваться значение одного и того же гадания. Например, когда в кругу слушали окружающие звуки, гул поезда для женщины, чей муж был на войне, мог означать прощальный похоронный гудок – не вернётся с войны; повторный гудок  поезда мог означать, что  надежда на возвращение солдата есть. Можно предположить, что то же гадание в мирное время могло иметь и другие значения. По-видимому, логика трактовки гадания схожа с трактовкой снов: при имеющихся «типовых»  значениях всегда следует учитывать индивидуальные особенности и обстоятельства субъекта.
Количество  участвующих в гадании могло быть разным. Обычно гадали небольшими группами, человек по  5-6 подруг. Бывало, гадали вдвоём или по одному (в гадании с зеркалом). Некоторые виды гаданий мыслились скорее как времяпровождение, развлечение и  проходили на беседках, то количество гадающих могло доходить до 15-20 и более человек.
Перед тем, как сделать описание основных видов гаданий, бытовавших в Нижегородской области, необходимо затронуть важный вопрос об этической стороне гаданий. Гадания, бытующие скорее как забавное развлечение, такие как спрашивать имя первого встречного или жечь нитки пользовались популярностью, так гадали очень многие. Гадания с зеркалами, очеркивания на раздорожьях, гадания в бане, гадания с использованием заговоров, подблюдные гадания и многие другие мыслились  как магическое действо. Не каждый решался так гадать. «Я не гадала, я боялась» - нередкий отзыв опрашиваемых женщин. Однако присутствие при гадании, но неучастие, судя по всему, не вызывало особых опасений, т. к. те же информанты подробно могут описать гадание. После Святок, на Крещение участники гаданий, как и рядившиеся, нередко «купались на Иордани».
О сбываемости святочных гаданий опрашиваемые говорят по-разному, например, о гадании на сон: «кому что наснится, кому сбудется, кому нет…». Но довольно часто женщины рассказывают о сбывшихся гаданиях, связанных с предстоящим замужеством (с зеркалами или с курицей), подчёркивая детальное сходство «показавшегося»  в гадании будущего  с произошедшим в реальности.   
 Последняя ремарка - по поводу «реквизита», использовавшегося в гаданиях. Живая курица, дрова, квашня, лошадиная дуга, ступа и другие экзотические для современного городского быта вещи активно использовались в деревенских старинных гаданиях. Главный принцип при выборе  предметов для гадания – доступность в имеющихся условиях.
 
 
 
 
размещено 28.01.2007

1 «Ворожить» - так называют гадание в Семёновском р-не.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тихомирова Е.
  • Размер: 5.27 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции [email protected]
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100