museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусарова. Покровские обычаи (15.14 Kb)

 
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечался в селениях Нижегородского региона практически повсеместно. Старшее поколение воспринимало его как момент  завершения всех сельскохозяйственных работ, перевода скота на стойловое содержание, окончательной подготовки жилья к зиме. К этому дню должен был быть произведен расчет со всеми работниками, которых нанимали «от Петрова до Покрова», т.е. на период летней страды, уплачены долги, сделанные  во время посевной (зерном или отработкой). В деревню возвращались мужчины, нанимавшиеся в летнее время на разные работы на стороне,  в том числе плотогоны, грузчики,  сезонные рабочие.
Практически с Покрова в деревне начиналась зима, отличавшаяся менее напряженным трудом, большим количеством праздников, относительным изобилием. К тому же на Покров традиционно игралось больше всего свадеб.
Особое значение этот праздник имел для холостой молодежи, поскольку во многих местностях с этого времени начинались посиделки (поседки, заседки, кельи и т.п.), нередко определявшие их будущую судьбу: на посиделках знакомились, ближе узнавали друг друга, выбирали пару по сердцу. Репертуар этих посиделок был достаточно разнообразен. Во время работы, которой девушки занимались по будням, чаще исполнялись протяжные «голосовые» песни; когда работа заканчивалась и начиналось веселье, пели в основном  игровые и плясовые  песни и припевки-частушки, не имевшие определенной временной приуроченности. Такие посиделки продолжались всю зиму. Покровскими же назывались только посиделки на первой неделе после Покрова. Отличительной их особенностью было то, что девушки приходили без работы, а в числе других развлечений были гадания о женихах.
 
 
Мы его 14 октября справляли. Это был гулящий праздник. Праздновали четыре дня. В первый день не гуляли, хороводов не водили. По гостям ходили. В компании собирались человек по пятнадцать. Вот, начиная со второго дня, ходили по гостям ко всем по очереди. Вот за три дня должны у всех – и у  девок, и у парней отгулять. В эти дни не работали. Каждый день пироги, ватрушки, луковники, лапшенники пекли. В эти дни пели песни, частушки.
Записано от Солиной Екатерины Васильевны, 1907 г. рожд., в с. Стрелка Вадского р-на в июле 1984 г.
 
В Ковернинской волости (совр. Ковернинский район) с Покрова начинались гульбины – народные гулянья, следовавшие за престольным праздником Покрова Пресвятой Богородицы в с. Ковернино. В эти дни ходили по гостям, принимали родственников из дальних деревень; молодежь ходила на гульбины в другие деревни каждое воскресенье, несмотря на расстояние и осеннюю непогоду. Обычно кроме уличных гуляний устраивались посиделки в кельях.
14 октября – гульбины  в  сёлах и деревнях Ковернино, Липовка, Беляево, Студенцы, Авдонино, Старцево, Гавриловка, Прудиловка, Ключи.
Первое воскресенье после Покрова – Черные, Большая и Малая Коловодь.
Второе воскресенье после Покрова – Вершинино, Лужки.
Третье воскресенье после Покрова – Тихоново.
Четвёртое воскресенье после Покрова – Каменное.
Пятое воскресенье после Покрова – Фатеево, Галанино, Овечкино.
По рукописной тетради волостного писаря М.И.Сперанского (конец 19 в., Ковернино).
 
Покров в народе считался началом зимы, первым зазимьем, говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». По обычаю на Покров в нашем селе начинают по-зимнему топить печи в избах. Женщины в этот день, разведя огонь в печи, произносили заговор: «Батюшка Покров, натопи избу без дров!» К Покрову стараются закончить подготовку избы к зиме. Говорят: «Захвати тепла до Покрова». Мужчины конопатят стены, чинят крышу, обваливают дом землёй. При этом говорили: «Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяйство добром!»
Раньше было поверье, что Покров является покровителем свадеб. Девушки-невесты ходили в этот день в церковь и молились перед иконой Покрова, чтобы Богородица послала им жениха. Девушки собирали вечеринки. Считалось, что «Покров весело проведешь – дружка милого найдешь». Укладываясь спать, они просили: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом».
На Покров существовал в нашей деревне обряд «закармливания скотины». Закармливали заранее приготовленным пожинальным снопом. Это последний сноп с последней полосы. Его вязали обязательно всей семьёй, при полном молчании, из колосьев, оставленных в поле «Илье на бороду». Этот сноп ставили на лавку под иконы, а в день Покрова выносили во двор и с заклинаниями давали скотине, чтобы она сытой и здоровой пережила длинную суровую зиму. Закормленная таким образом скотина считалась подготовленной к зиме. С этого дня её уже не выгоняли на выпас, а держали дома.
Обычай отмечать этот праздник соблюдается и теперь. К нему готовятся, заготовляют продукты. Приезжают родственники из соседних деревень погостить. К этому празднику приурочивают и свадьбы.
Записано от Масановой Анны Ивановны, 1907 г. рожд. в с. Натальино Кулебакского р-на Фоминой А.В. 1980 г.
 
14 октября, на Покров, после окончания уборки урожая, в селе пекли терепеньки – блины из гречневой муки.
Записано от жителей с. Понетаевка Шатковского р-на в 1981 г.
 
На Покров  у нас в селе начинались зимние посиделки.
Записано от жителей с. Глебово Вачского р-н а Ананьевой Т.Е. в 2000 г.
 
Когда заканчивали снимать урожай, ближе к холодам, устраивали праздники: накрывали на стол – кто что приготовил, тем и угощались. Пели песни, плясали, танцевали, гуляли от души, потом расходились по домам. Такое было только раз в году, после уборки урожая.
Записано от Петровой Евгении Николаевны, 1939 г. рожд., колхоз «Новая жизнь» Борского р-на, Петровой И. в 2004 г.
 
Кельи раньше были. Засиживались в кельях с Покрова. Девушки собирались, ребята с гармонью к нам. Плясали, пели. Поговорка была: «Покров, Покров, покрой землю снежком, а мою головушку женишком».
Гадали на Покров-то. Под подушку клали спички, колодец делали из спичек. Жених – кто придет, вроде жених мой, кого увидишь во сне. Ночью к церкви бегали, слушали. Прижмут ухо к двери и слушают. Если весёлое пенье услышат – к свадьбе, если ничего не слышно – не просватают в этом году. А бывало, что и похоронное пение услышат. Ну, это к смерти.
Записано от группы женщин – участниц фольклорного ансамбля в с. Кириково Лысковского р-на 20.02.20004 г. Гусаровой Т.В.
 
Покров-то к зиме. К Покрову-то уже на зиму готовились, дрова возили. И посиделки начинались. У нас вот было как… Называлось не посиделками, а кельи. В кельи собирались вот, допустим, у меня сестра старшая ходила в келью. У них семь подруг было. И вот эти все семь подруг складывались… Ну, как складывались? Только за квартиру платили. Кто дровами, кто картошкой. Вот и сидели они вечерами. И к ним ходили уже парни. Они занимались ведь чем: раньше ведь пряли или вязали, уж шить не шили, а большинство пряли и вязали. Напрясть много надо, холста много ткали. Ребята к ним ходили, у них гармонист был. Они плясали, пели, всё у них было, а мы ходили глядеть.
Записано от Черновой Веры Михайловны, 1917 г. рожд.
в с. Черновское Большеболдинского р-на 3.03.1995 г. Грановской Н.П.
 
У нас поседки были с Покрова до Великого поста. У одиноких старушек – «одиночек» - девушки снимали комнату, привозили на санках дрова, топили печь, приносили керосин. Девушки занимались рукоделием, пряли, вышивали, вязали крючком кружева, сетки. Сидели неделю у одной, неделю у другой. К девушкам на поседки ходили парни. На поседках пели, плясали под гармонь и балалайку. Песни пели всякие, кроме круговых, частушки.
Записано от  М.В.Баклановой , 1923 г.рожд.
и А.А.Пошиваловой, 1937 г. рожд.
в с. Хвощевка Богородского р-на 14.07..1985 г. Букаревой Ю. и Калмыковой Г.
 
Песни, приуроченные к покровским гуляньям
 
 
 
 
1.
Как по первой-ту пороше
Шел Ваня хороший,
Шел Ваня хороший.
Не путем он, не дорогой,
Чужим угородом.
Чужим угородом.
Он чужим-те угородом,
Летнею тропою.
Летнею тропою.
Он и летнею тропою
Зимнею порою.
Зимнею порою.
Набирает, нажимает
Ком белыва снегу.
Ком белыва снегу.
Он кидает и бросает
Саше на колени.
Саше на колени.
Полно, миленький, шутити,
Мне сейчас не время.
Мне сейчас не время.
У папаши гостей много,
У мамаши тожа.
У мамаши тожа.
При собраньи, при компаньи
Пройду, протанцую
Пройду, протанцую.
Свою барыньку хорошу
Три раз поцелую.
Три раз поцелую.
Записано от  Исаевой В.Ф., 1934 г. рожд.,
Марушиной Ф.В., 1932 г. рожд.,
Лысовой Е.И., 1932 г. рожд.,
Яшиной А.П., 1930 г. рожд.
в с. Рожок  Сосновского р-на  Грановской Н.П., Гусаровой Т.В. в августе 1993 г.
Расшифровка и нотирование Грановской Н.П.
 
 
 
2.
Во саду девка гуляла,
Во…а саду девка гуляла,
Платок алый потеряла, 
Платок алый потеряла.
Мне не жаль платка алова,
Мне не жаль платка алова,
То…только жаль дружка милова.
То…только жаль дружка милова.
Подрядился мил на Волгу,
Подрядился мил на Волгу,
Мил на Волгу ненадолго.
Мил на Волгу ненадолго.
До праздничка до Покрова.
До праздничка до Покрова.
По…Покров–праздничек проходит,
По…Покров–праздничек проходит,
А милова с Волги нету.
А милова с Волги нету.
Не…нету, нету, и не будет,
Не…нету, нету, и не будет,
Ве…верно мил-то меня не любит,
Ве…верно мил-то меня не любит,
Во деревню гулять ходит.
Во… во деревню гулять ходит,
Во… во деревню во  новую,
Во… во деревню во  новую,
Во… во беседу веселую.
Во… во беседу веселую.
Во… во беседе веселитца,
Во… во беседе веселитца,
Во… вокруг девушек садитца.
Во… вокруг девушек садитца.
Он садитца, не стыдитца,
Он садитца, не стыдитца.
Записано от фольклорного коллектива с. Соловьёво Княгининского р-на Н.Д.Бордюг, А.В.Харловым, октябрь 1983 г.
Расшифровка и нотирование Харлова А.В.
Опубликовано в сб. Берегиня. Нижегородские песни. Н.Новгород, 1992.
 
 
 

3.
Снежки белыи, пушистыи,
Принакрыты все поля.
Принакрыты все поля, да.
Одна поля, поля не накрыта,
По…о… поля батюшки мово.
По…о… поля батюшки мово.
Ох, среди поля, поля есть кусто…о…чек, да,
Одинёшенёк стоит.
Оди…одинёшенёк стоит один, да.
Куст не вянет, он не  со… не сохнет,
И листочков на нём нет.
И листочков на нём нет, да,
Ни листочков на ём, ни цвето… цветочков,
Соловушки не поют.
Соловушки не поют, да.
А я горька, горька, разнесча…несчастна,
Всё горюю по милом.
Всё горюю по милом (ы),
День я горюю, ночь тоску… тоскую,
Потихоньку слёзу  лью.
Потихоньку слёзу  лью, да.
Слёзка канет, снег раста… растает,
Травка вырастет на ём.
Травка вырастет на ём, да.
Как по этаю по тра… травке
Цветы алы расцветут.
Цветы алы расцветут, да.
Как по этим по цвето… цветочкам
Соловушки запоют.
Записано от Мишаниной М.И, 1910 г. рожд.,
Салиной П.Т., 1907 г. рожд.,
Сычёвой Т.М.,1905 г. рожд.
в с. Гагино Кореповой К.Е. и Тороповой Т. 15.07.1979 г.
 
 
 
Публикация Т.В. Гусаровой
 
 
 
 
размещено 5.11.2007

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 15.14 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100