museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино (5.12 Kb)

 
Деревня Поселихино Ковернинского района, где жили мои родственники по материнской линии, дальняя, глухая, со всех сторон окруженная лесом. Говорят, в древности на этом месте селились святые люди, строили в лесах землянки или кельи и молились там. Со временем они стали строить дома и постепенно выбирались из лесов. Так появилась деревня Поселихино
Как и вся округа, жители Поселихина жили в постоянных трудах и заботах: пахали, сеяли, выращивали скот, работали на лесных делянках. Зато и праздники умели отмечать весело, с большим размахом. Не зря, несмотря на отдаленность деревни, именно туда съезжался народ из соседних селений, приезжали родственники из городов, чтобы отметить тот или иной праздник.
Особенно хорошо отмечали Пасху. Именно она считалась одним из самых великих и значительных праздников на селе, даже по сравнению с Новым годом.
Сначала в деревне очень строго соблюдали пост. Особенно серьезно относились к этому женщины.  Если кем-то пост не соблюдался, этого человека осуждали, обзывали нехристем, нередко он становился объектом насмешек даже среди своих друзей и близких, поскольку такое поведение считалось просто позорным.
С приближением праздника начинались приготовления. Избы отмывались начисто, до блеска, мыли всю избу, включая потолки. Пол отдраивали речным песком добела, это была очень тяжелая физическая работа. Избу украшали нарядными праздничными занавесками, полотенцами, стелили чистые половики.
Убирались не только в избах, ближе к Пасхе чистили хлев, вывозили навоз на поля, сжигали весь мусор, прибирали все по местам: на скотном дворе, вокруг избы не должно быть ни соринки.
Чистота и порядок везде создавали предпраздничное настроение. К тому же радовало и окончание поста,  возможность наконец-то вкусно и обильно поесть. В канун Пасхи готовили традиционное праздничное угощение: красили яйца, пекли куличи. Яйца всегда красили только луковой шелухой, добиваясь красного цвета. Их должно было быть много, не меньше довольно большой корзины. В некоторых дворах забивали к празднику скотину, обычно кабанчика или свинью, специально откормленную к празднику.
В пасхальную ночь шли в церковь, которая находилась в нескольких километрах от деревни, приносили с собой яйца и куличи для освящения. Затем возвращались домой. На следующее утро снова шли в церковь, уже на службу. Некоторые, правда, оставались до полуночи и на всю ночь и встречали Пасху в церкви. После службы поздравляли друг друга, обнимались, обменивались яйцами… Всю неделю звонили церковные колоколоа.
С обеда к жителям деревни начинали съезжаться гости. Приезжали дети с семьями, близкие родственники. Бывало, в ином доме столько народу наберется, что не протолкнуться, но это только усиливало ощущение праздника.
Прежде чем сесть за праздничный стол, обязательно была общая молитва. Для ее проведения приглашали пожилых женщин, славившихся красивыми голосами, которые умели запевать молитву. А за ними уж подхватывали остальные. Только после этого все торжественно приступали к трапезе. Угощение начиналось с кулича и яиц, затем уж приступали к остальным блюдам.
После обеда начиналось гулянье. Молодежь и взрослые праздновали по отдельности. Те, что постарше, обычно собирались группами, пели песни под гармонь, вели беседы. Молодежь с песнями ходила по деревне, взявшись под руки. За выгоном устраивали качели: ставили столбы с перекладиной, крепили толстые веревки, на которые укладывали широкую доску.
Празднество продолжалось неделю, а следующее после Пасхи воскресенье в Поселихино называли Красные Горки.
Красные Горки всегда устраивали на самой красивой, освещенной солнцем поляне. Главным занятием в этот день были игры, в том числе и катание яиц. Игра происходила так: один человек брал яйцо и спускал его с горки, следующий участник должен был скатить другое яйцо так, чтобы оно задело предыдущее. Если ему это удавалось, он забирал себе оба. Если нет – в игру вступал следующий и так далее. Несмотря на простоту, игра была захватывающей и играли в нее все, от мала до велика.
Обязательным обычаем в Пасхальную неделю было посещение кладбища. На могилы умерших родственников клали пасхальное угощение – яйца, сладости, ставили цветы.
В эту неделю ни в коем случае нельзя было ругаться, спорить, ссориться; любые перебранки и обиды считались большим грехом.
Так еще недавно праздновала деревня Поселиха свой главный праздник. Ныне  деревня притихла и обезлюдела, едва ли наберется десяток обитаемых домов. Жители перебрались в города и поселки городского типа, в которых таких гуляний никогда не бывает.
О праздновании Пасхи в деревне Поселихино
 Ковернинского района рассказали
Рябова А.И., 1935 г. рожд. и
Курпачева Н.П., 1959 г.рожд. 2010 г.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 27.04.2011
 
 

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Курпачева М.
  • Размер: 5.12 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Курпачева М.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100