museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т. Иноземцева. Пасха в моем доме (7 Kb)

 

    В моем доме Пасху празднуют так: бабушка (мамина мама) готовит блюдо из творога - пасху, мама печет куличи, и каждая из них красит яйца. В Светлое Христово Воскресение бабушка приходит к нам в квартиру с пасхой и яйцами (утром), и все садятся за стол. За столом также пьют самодельное вино. В прошлом (лет 15-10 назад) мы ходили с яйцами к соседям по лестничной площадке и поздравляли с праздником: - Христос Воскресе! - Воистину Воскресе! Соседи приходили к нам и садились за стол, разговаривали. Сейчас этого уже не происходит, т.к. с нынешними соседями нет таких отношений. Семья собирается узким кругом (мама, отчим, бабушка, я).

Раньше бабушка готовила пасху из самодельного творога. Ставит молоко (7-8 л)  в понедельник в теплое место и добавляет туда сметану, чтобы оно скисло. Из полученной простокваши в четверг-пятницу делает творог: на водяной бане в кастрюле отделяется творог от сыворотки, и бабушка сливает жидкость.

Рецепт пасхи:

На 1 кг творога 0,5 кг нежидкой сметаны, 1,5 стакана сахара, 2 пакетика ванилина, промытый и высушенный белый изюм, грецкие орехи. Перемешать, сложить в дуршлаг или в форму. Внутрь формы - марлю, туда закладывают еще жидковатую пасху. Накрывают дно оставшейся марлей и ставят в кастрюлю так, чтобы форма не касалась дна. Сверху кладут груз (банку с водой). Пасха стоит в холодильнике до воскресенья, когда ее достают, жидкость сливают, творог раскрывают, переворачивают и - на тарелку.

В нашем доме пасху делают в форме, которая досталась от бабушкиной бабушки. Это усеченная пирамида, на ее боковых сторонах - крест.

Куличи мама печет (и бабушка раньше) ~ в пятницу. Так как 'они капризные, вдруг не получатся в субботу'. Последнее время бабушка покупает в магазине куличи.

Яйца красят в четверг-пятницу. Я ни разу не видела, чтобы мама или бабушка носили куличи освящать в церковь (возможно, в моем детстве).

Бабушка убирает в доме в субботу. Она слышала про Чистый четверг, но убирается в субботу, чтобы было чисто (с четверга могут насорить).

На кладбище раньше ходили на Пасху (лет 10 назад), пока не сказали, что души тоже празднуют с Богом. Теперь ходят на Радоницу. Бабушка с братом едут на кладбище (недалеко от Балахны), убирают могилки, сидят, вспоминают. Посыпают крупу, чтобы птички прилетели, поклевали. Оставляют цветы, свечи зажигают у изголовья могилы. Перекрестятся.

На Пасхальное богослужение ночью я помню, что несколько раз мама ходила, но это бывает редко, в детстве я присутствовала при этом пару раз.

 

Когда я спросила, а как праздновали Пасху в семье бабушки, я узнала много нового и интересного.

Бабушка (по маме) родилась в Балахне в 1941 году, ее зовут Ломакина Инна Павловна. На Пасху вся большая родня собиралась в своем доме с большим садом, в котором жила Плотникова Мария Федоровна, бабушкина бабушка (1900 г.р. Она не родная бабушка, но любили ее, как родную - и она всех). Присутствовали: Мария Федоровна с мужем, 5-ро детей с мужьями и женами, с детьми, среди которых была моя бабушка. Заваривали ароматный вкусный чай, ставили пасху на стол (1,5 кг творога), куличи, жареную рыбу, которую сами наловили в Волге, холодец и кагор - 1 бутылку. Моя бабушка с родителями в 6 лет переехала в Правдинск (в квартиру), но на Пасху все родные собирались в доме Марии Федоровны в Балахне.

Днем, после утреннего застолья, дети шли играть на улицу, катать яйца. Люди шли в гости, в основном к родным (двоюродным и т.п.), с яйцами, христосовались. Брали столько яиц, чтобы хватило на каждого, в чей дом идут.

Даже бабушкин папа (член партии, работал в горкоме) тоже собирался на Пасху к Марии Федоровне, отмечал со всеми, но в ответ на 'Христос Воскресе' не отвечал 'Воистину Воскресе', а просто кивал или говорил 'спасибо/ага'.

Мария Федоровна варила луковую шелуху, потом ее убирала и в этой воде варила и красила яйца. Она носила в церковь кулич и яйца накануне Пасхи (~в субботу) освящать. Пекла несколько куличей, один, самый большой, ставила на стол, а остальные ели неделю. Поливала куличи сверху взбитым белком и посыпала 'мелкими горошками' при изготовлении, горошки продавали в церкви. Кулич получался очень красивый, нарядный.

В бабушкино детство ходили на кладбище в Пасхальные дни (не помнит, когда именно). Мария Федоровна ходила на Пасхальную службу с субботы на воскресенье, моя же бабушка не ходила.

Катание яиц.

Наклонно устанавливали доску. Дети по очереди катили яйца по ней вниз, стараясь попасть в лежащее внизу яйцо. Если кто попадет, то забирает и свое, и чужое яйцо, в которое попал. Если нет, катит следующий человек. Собирались на улице, играли дети ~ от 5 до 15 лет, человек 8, 'вся окрестная мелюзга'. Обычно Пасха была солнечная, люди выходили на улицу. Бабушка играла напротив дома Марии Федоровны, а на этой улице (ул. Ленина) было много домов их родни, Плотниковых. На одной улице было много таких игр с катанием яиц.

Другая моя бабушка (по папиной линии) родилась в Казахстане в селе Александровка, около Кокчетава. Ее семья переехала туда из Ульяновской области по Столыпинской реформе. В их доме было принято ходить на кладбище на Радуницу, также печь куличи, красить и катать яйца.

Что для меня Пасха?

Для меня Пасха - это утренний сбор семьи на куличи и пасху, смс и звонки с поздравлениями 'Христос Воскресе!', на которые я до последнего времени стеснялась отвечать 'Воистину Воскресе!'. Это обмен пасхальными яйцами, в детстве - помощь в покраске. Во взрослом возрасте Пасха заиграла для меня новыми красками, наполнилась звоном колоколов. Волшебная набережная Федоровского, откуда можно слышать, как перекликаются колокола по разные стороны Оки, яркая подсветка храмов, прогулка с подругой. И второе событие - посещение Печерского монастыря, участие в службе, свечи, крестный ход, в который чувствуется единение людей и неприкрытая радость, даже восторг. Эта ночь оставляет ощущение волшебства. Сейчас для меня Пасха - также возможность узнать больше о христианстве, приобщиться к религиозному празднику, к его свету и радости; а также узнать о народных традициях, связанных с Пасхальными днями и ощутить связь с родом.

Записано в 2015 г.

Публикуется впервые


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 25.05.2015
  • Автор: Иноземцева Т.
  • Ключевые слова: Пасха, катать яйца, рецепт пасхи, Балахнинский район, Нижегородская область
  • Размер: 7 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Иноземцева Т.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100