subscribe/archive/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г. (10.65 Kb)

У каждого человека может возникнуть ощущение, что в его жизни есть кто-то чужой.

Получилось так, что материал, запланированный для этого выпуска, не был вовремя подготовлен и размещен. Например, это репортажи о юбилеях А.С.Пушкина в Болдино, это высказывания русских летописей о татарах и т.п. Но часть материала все-таки на сайт попала.

Здравствуйте, не чужие для нашего издания читатели "Открытого текста".

Не ставшая чужой при всех режимах Маслница. Не ставшая чужой, поскольку ее осовременили. По случаю праздника опубликована работа Т.В. Гусаровой «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...».

Гулянье на Масленицу давно стало едва ли не самым любимым народным праздником на Руси, благополучно пережившим все гонения и запреты, начиная со времен утверждения православия и до торжества коммунистической идеологии. Удалось разве что сократить сроки – от двухнедельного цикла языческих торжеств, связанных с проводами зимы и торжеством молодого Солнца,  к концу XVII века осталось восемь дней – с воскресенья до воскресенья, к XIX веку масленичные гулянья сократились до четырех дней – с четверга до воскресенья, а в советские времена и вовсе остался один день, да и тот в клубно-досуговой сфере приобрел обезличенное наименование «Проводы русской зимы» и праздновался в любое воскресенье начала марта, невзирая на всё еще продолжавшийся Мясоед или уже начавшийся Великий пост. (...)  ... с легкой руки А.И.Куприна, блин стал восприниматься как символ масленицы, более того, как воплощение образа Солнца, побеждающего Зиму... (...) Практически произошла подмена понятий: один из многочисленных ритуалов Масленицы стал едва ли не основным её содержанием, оттеснив на задний план катание с гор, семейно-родственное общение, массовые маскарадные шествия с Масленицей, кулачные бои и другие игры и развлечения... (...) аналогия блина с солнцем в масленичной обрядовой культуре представляется вторичной, возникшей в период полной утраты понятий о магической сущности обряда. В масленичном цикле блины играли роль именно ритуального поминального блюда, их употребление в неумеренных количествах подчеркивало  важность переживаемого момента, являясь, в какой-то мере, остаточным явлением древней жертвенной культуры, связывавшей мир живущих с миром предков.

На войне с чужими, в чужой роли. Опубликован второй выпуск "Военной части архива семьи Нестеровых" в разделе "Текст истории".

6. Письмо жене. Москва, 9/II 1942 г.
Извини, что задержался с весточкой. Дорогая Таничка, удивишься, когда прочитаешь написанное. Итак, я назначен в кавалерийскую дивизию, в особый артдивизион в качестве инструктора по пропаганде и агитации дивизиона.
За короткое время я обязан овладеть техникой конной езды и основательно познакомиться с техникой наводки и стрельбы из орудий и минометов.
Работа интересная, живая, ответственная – моя работа.
(...)
Нашей дивизии лично тов. Сталиным присвоено звание казачьей дивизии и форма казачья. Я получаю: бушлат  красивый, бурку казацкую, шапку с синим околышем (неразб.), черкесский халат и … (1 слово неразб.) халат, синяя или красная куртка.
Форма красивая.
Внутренне я хохочу над собой, – хохочу над тем, что я казак руки назад и шапку на бекрень. Но казак из меня такой же, как из тебя папа римский.
Однако, видимо придется подтянуться до уровня среднего казачка.

Ставший чужим, поскольку не смог стать современным.  "Еще раз о биографии нижегородского архивиста А.К. Кабанова" рассказывает А.А. Кузнецов в историографическом подразделе.

Фонд С.И. Архангельского приоткрывает еще одну страницу биографии А.К. Кабанова, связанную с его педагогической деятельностью. Известно, что А.К. Кабанов в 1903 г. по 1918 г. преподавал в I-й мужской гимназии Нижнего Новгорода историю и географию. Как деятель губернского образования Кабанов включился после февраля 1917 г. в движение по реформе школы, которая, удайся она, должна была привести к ее автономии. Среди прочих документов фонда Архангельского имеются материалы, относящиеся к работе I-го Всероссийского съезда Деятелей средней школы в марте 1917 г. и в губернском совещании по вопросам «административно-хозяйственного строя средней школы в свободной России». А.К. Кабанов на последнем совещании отстаивал права преподавателя школы перед лицом увольнения по жалобам со стороны учащихся. Он считал, что вопрос об увольнении должен переноситься на собрании педколлектива и решаться на основе отзыва коллег. Вообще, Кабанову было свойственно упор в функционировании среднего образовательного учреждения переносить именно на учителей. Например, он настаивал на ужесточении образовательного ценза учителей гимназии и контроле за этим со стороны государства. Видимо, эта позиция достаточно опытного педагогического работника была вызвана духом вольности в революционной России, когда в разные сферы, в том числе и в образование, пошли некомпетентные люди-неспециалисты.

Ставший чужим, ушедший со своего места. Новелла Василя Стефаника "Каменный крест" размещена в разделе "Человек и текст".

Так порой волна из глубины выбросит на берег большой камень и оставит его, и лежит тот камень на берегу — тяжелый и бездушный. Солнце откалывает от него раковинки, кусочки старого ила и зажигает на нем маленькие фосфорические звезды. И мерцает этот камень мертвыми отблесками, отражающими восходы и заходы солнца, и каменными глазами смотрит на живую воду и тоскует, что не лежит на нем тяжесть воды, что давила его спокон веков. Глядит с берега на воду, как на утраченное счастье.
Вот так и Иван глядел на народ, как тот камень на воду. Потрясал седыми волосами, словно гривой из стальных ниток, и договаривал:
–– И большое вам спасибо, и дай вам боже то, что вы сами у него просите. Пошли вам бог здоровья, дед Михайла... (...)
Иван задумался. На его лице отразилось какое-то смущение.
–– Вы не дивитесь и не смейтесь над стариком. Самому совестно это вам сказать, но сдается мне, что грешно будет, если я утаю это от вас. Вы знаете, что я на своем бугре крестик каменный себе поставил. С тяжким трудом вез и наверх поднимал, но поставил такой тяжелый, что бугор его не сбросит, должен на себе держать, как меня держал. Хотелось хоть какую-нибудь память по себе оставить.
Сложил ладони трубкой и прижал к губам.
–– Так я тоскую по этому бугру, ну, как дите малое по титьке. Я на нем жизнь свою положил, на нем и покалечился. Если б я мог, я бы его за пазуху спрятал и с собой унес. Жалко мне каждую крошку на селе, каждое малое дите, а по этому бугру я всю свою жизнь тосковать буду.
Глаза наполнились глубокой скорбью, и лицо задрожало, как черная борозда под солнцем.
(...)
–– И прошу я вас, мужики, когда будете на святой неделе поля святить, не обходите моего бугра. Кто помоложе, пусть взбежит и покропит крест святой водицей, а то ведь, сами знаете, поп на гору не пойдет. Покорно прошу вас, чтоб вы никогда мой крест не обходили. Буду за вас на том свете бога молить, только исполните волю старика.
Словно хотел рядном перед ними расстелиться, словно хотел добрыми серыми глазами навеки запечатлеть в сердцах гостей свою последнюю волю.
–– Иван, кум, бросьте вы горевать, гоните побоку тоску! Мы вас всегда будем вспоминать. Были вы человек честный, не нападали ни на кого понапрасну, на чужую землю не лезли ни пахать, ни сеять и чужого зернышка не тронули. Нет, нет! Будут вас люди помнить и на святой неделе креста вашего не обойдут.
Вот так Михайла утешал Ивана.

Вот так примерно выглядит пособие "Как стать чужим": выйти из своего смысла, выйти из своего времени, выйти из своей родины.

Стать "своим" невозможно. Им можно только родиться и воспитаться. Но если ты родился в космосе и воспитался им, то нет тебе там чужого также, как ты не чужой там.

Михаил Зеленов

6 марта 2011 г.


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 10.65 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100