subscribe/archive/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г. (15.61 Kb)

Есть люди, которые во всем видят некоторую... уловку, так скажем, некоторую ложь, некоторую неправду во всей этой истории, которая началась (опять неправда) с Адама и Евы. И во всей этой истории, которая с тех пор так и притягивает правдолюбцев, есть некоторый подвох... Правда, мало кто знает - какой. Потому усилия историков направлены на поиск истины. Бедные историки! Они ищут ее в истории!

Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".

Книга Джозефа Хеллера "Уловка-22" размещена в разделе "Человек и текст".

    --  Милый,  не  надо  говорить  о  нем  в таком тоне, -- сказала она шепотом. -- Он может покарать тебя.
    --  А  разве  он  и  так  мало меня наказывает? -- горько усмехнулся Йоссариан.  --  Ну  нет,  это  ему  даром  не  пройдет.  Нет,  нет,  мы обязательно  проучим  его  за  все несчастья, которые он обрушивает на наши  головы.  Когда-нибудь я предъявлю ему счет. И я знаю когда -- в день  Страшного  суда.  Да,  в  тот день я окажусь совсем близко около него. И тогда стоит мне протянуть руку -- и я схвачу этого деревенского придурка за шиворот и...
    --  Перестань!  Перестань!  -- завизжала жена лейтенанта Шейскопфа и принялась колотить его по голове.
    Йоссариан  прикрылся  рукой,  а она лупила его в припадке бабьей ярости, пока он решительно не схватил ее за запястья.
    --  Какого  черта ты так разволновалась? -- спросил он недоуменно и, как бы извиняясь, добавил: -- Я думал, ты не веришь в бога.
    -- Да, не верю, -- всхлипнула она и разразилась бурным потоком слез.
--  Но  бог,  в  которого  я  не  верю,  --  он  хороший,  справедливый, милостивый. Он не такой низкий и глупый, как ты о нем говорил.
    Йоссариан рассмеялся и выпустил ее руки.
    -  Давай  не  будем  навязывать  друг  другу  своих  религиозных взглядов,  --  любезно  предложил  он. -- Ты не верь в своего бога, я не буду верить в своего. По рукам?.. 
  

Статья  П.В. Чеченкова "Князья Горбатые и город Горбатов: происхождение топонимического мифа" опубликована в рубрике "Историческая география".

        Вернемся к вопросу происхождения мифа о принадлежности Мещерской Поросли «князю А. Шуйскому-Горбатому». В его решении нам помогла ссылка в работе А.В. Экземплярского, на небольшую заметку «Для истории Горбатова» в «Нижегородских губернских ведомостях» 1847 года. Ее автор Н. Шаганов частично процитировал отводную кн. И.Д. Мосальского и Лашука Владимирова. При этом к имени Андрея Горбатого был добавлен титул «князь», отсутствующий в подлиннике. В сноске указано, что автор пользовался «засвидетельствованной копией» из архива Горбатовской городской думы. Поэтому, не ясно присутствовало ли это искажение в списке или являлось продуктом осмысления документа Н. Шагановым. Необходимо отметить, что сам автор никаких исторических выводов не привел. За него их сделал редактор Неофициальной части «Ведомостей» известный нижегородский краевед и писатель П.И. Мельников (Андрей Печерский). В сноске к имени «князя» он приписал его к сыновьям Михаила Васильевича Горбатого, указал на происхождение рода от великих князей нижегородских и на отсутствие такого князя в родословцах. Последнее обстоятельство не смутило редактора, и в другой сноске он объяснил происхождение названия города «фамилией старого вотчинника…, а не тем, что здесь гора имеет форму горба, как до сих пор многие объясняли». Влияние этой заметки на краеведческие тексты ХХ в. очевидно. Об этом красноречиво свидетельствуют такие элементы как титул, установление связи с местной княжеской династией, колебание между поместьем и вотчиной (в цитате из документа – поместье, в пояснении П.И. Мельникова – вотчина).

VI часть ("Богиня Анге-Патяй, праздники и моляны в честь неё") "Очерков мордвы" П.И. Мельникова-Печерского представлена в "Этнологическом музее" сайта.

Мордовский Кёлу-молян во всем похож на русский семик. Мордовские девушки поют теперь о честном семике, заменяя им своего старинного Кёлу-oзаиса. И в мордовских и в русских деревнях девушки собирают в день семика яйца, делают яичницы, плетут березовые венки, кумятся, целуясь через них, и бросают их вводу, с целью угадать, выйдут ли вскоре замуж или умрут. Песни при этом, употребляемые у того и другого народа, чрезвычайно сходны между собой.
Мордовская кёляда совершенно сходна с русскою колядой. Дети одинаково ходят под окнами сбирать свиные кишки и лепешки, носят зажженную свечу и т. д.
Буламань-молян имеет сходство с русским обычаем в этот день приносить повивальным бабушкам кашу, отчего самый день называется у русских "бабьи каши".
Варение каши в свином сычуге, то есть желудке, совпадает с русским обычаем варить свиной желудок 29-го декабря (двумя днями после Мордвы) в день св. Анисьи, которая поэтому и называется Анисья-желудочница.
Мордовский таунсяй совершенно одинаков с русским таусенем. Так же дети ходят под окнами, выпрашивая свиных ножек и лепешек, так же бранят хозяев, если они долго не подают им подачки, и так же величают их, как и русские.
В день Нового года у Мордвы, как и у русских, свиная голова на столе. В этот день Мордва празднует богу свиней, а русские считают празднуемого в этот день церковью Василия Великого покровителем свиней.
На другой день Нового года и у русских и у Мордвы окуривают курятники для отогнания злых духов. На третий день Мордва окуривает рождественскою соломой коров с тою же целью. Мы не знаем, делают ли это где-нибудь у русских, но в южных губерниях есть поверье, что на пророка Малахию (3-го января) ведьмы задаивают коров до смерти.
В крещенский сочельник у Мордвы сожигают рождественскую солому перед домом, для изгнания из деревни нечистой силы. В некоторых губерниях русские совершают в тот же день подобный обряд;
Наставшу же третиему месяцу, пленник, отрок тои, тщашеся безо лжи любовь божию сотворити и тамо итти; то бо есть любовь истинная, кто положит душу свою за брата своего. И иде отрок полем многия дни до уреченнаго места того и поспе на срок свои и ту пришед ждаше бусормана два дни и мнев яко же не быти ему.
В третии же день, зряше отрок прилежно х Казани, прямо на горе высоце на древо возлезе; узре: и се гнаше полем един человек от Казани путем на дву скорых драгих конех своих к месту тому, вельми спешася. Отрок же позна, яко тои есть друг его бусорман и вмале скрыся от него, искушая его. Он же прискочи на место то, и невиде отрока, чаяше, яко солгах ему, и не пришедша во уреченныи час и день. И свержеся с конеи своих долу на землю и плакася вельми горко, яко могущу что и самое камение с собою на плачь подвигнути, и не можаше от плача утешится, верстою бы он в пятьдесять лет быв. Такоже скоро отрок явися ему. Он же видев его борзо з горы идуща к себе и такоже позна его и потече скоро к нему против у его, и объем паде на выю отроку и целуя его и плакася з горкими слезами, глаголя ему: «Что ти воздам, любимыи мои брате и нелестныи друже и верныи посланниче и великотрудниче, еже о мне поганом сотворил еси». Отрок же взем влагалище из-за пазухи своея и разверг и вынял из нея грамоту и даде ему. Бусорман же приим и прочте со многими слезами и вопияше непрестанно гласом мытаревым: «Боже, милостив буди мне грешному беззаконному преступнику. Боже очисти грехи мои и помилуи мя». И простер руце свои на небо и рече: «Боже щедрыи, благодарю тя, человеколюбче, грешным милостиве, яко сподобил мя еси, окаяннаго, от начальнаго пастыря моего беззаконию моему прощение приятии». И абие внезапу пад на землю тихо. И нозе свои, яко жив, простре и обретеся мертв.

 Новые имена дореволюционных цензоров в разделе "Цензура и текст": Косинский С.М., Кох А.И., Кох Э.Ф.

Кох Александр Иванович.
Доктор философии, магистр изящных искусств Бреславского университета.
С 20 мая 1855 — младший цензор Варшавского цензурного комитета.
Арх.: РГИА. Ф. 772, оп. 1, д. 3740.
Справ.: АК.
Глава "Опера и предсимфоническая инструментальная музыка" из книги В. Конен «Театр и симфония» размещена в подразделе "Музыкальные эпохи".

В век драматического оперного мышления, в период господства барочных форм с их развернутыми линиями и контрастными наслоениями лютневая музыка, культивировавшая скромные масштабы, малые формы, интимное, одноцветное звучание, была обречена. Она сошла со сцены прежде, чем оперная музыка успела сколько-нибудь широко проявить свое влияние на современную инструментальную культуру. Однако, хотя сама лютневая школа отошла в область истории, разработанный в ней остинатно-ритмический принцип продолжил свою жизнь в рамках других, преемственно связанных с ней инструментальных школ. Мы увидим в дальнейшем, что в типизации и «модернизации» этого приема, сохранившего свою актуальность вплоть до венской классической симфонии, важнейшая роль принадлежит музыкальному театру XVII века. (...)

Современному слушателю трудно представить себе, что в ту эпоху (в особенности на протяжении XVII столетия) понятие скрипичной музыки почти всецело отождествлялось с ансамблевой литературой. Сольная соната и сольный концерт — явление относительно позднее, совпадающее по времени с первой обобщающей школой музыкального театра — неаполитанской. Появление сольного репертуара также не сразу повлекло за собой исчезновение ансамблевой музыки. Как известно, концерты и сонаты Корелли, Вивальди, Баха для нескольких солирующих скрипок стали классическими и живут по сей день.

Лейтенант и его жена не верят в разных богов, русские и мордва верят в разных богов... Один историк сделал князя Горбатого родоначальником села Горбатово, а другой - доказал, что это не так (сам князь не знал уж ни того, ни другого), один деятель истории грешил, а другой цензурировал чужие прегрешения. Опера подмяла под себя лютневую музыку, отняв у нее содержание вместо формы, словно грабитель, оставив пустой кошелек обреченной жертве.

Даже странно, что побочным продуктом этой коллективной истории явилось возникновение сольного концерта. Наверное, какой-то инструмент перестал искать истину в коллективе и нашел ее в себе самом.

Михаил Зеленов

4 августа 2011 г.


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 15.61 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100