Археология (от греческих слов άρχαϊος – древний и λόγος – учение, рассуждение), по этому этимологическому происхождению значит «рассуждение, учение о древнем, о бывшем давно». По слову этому, впервые употребленному Платоном (Hippias major. 285 D.), первоначально придавали значение, отличное от того, какое обыкновенно связывают с ним теперь. Платон под Археологией понимал историю прошедших веков. В том же смысле встречаем мы это слово у Дионисия Галикарнасского, озаглавившего свое сочинение по древнейшей истории Рима до начала пунических войн, как «΄Ρωμαϊχή άρχαιολογία»; то же значение придавал ему и Иосиф Флавий, с именем которого связана история евреев – «΄Ιουδαϊχή άρχαιολογία», и лишь с XVI века Археологию начинают отличать от истории, начинают видеть в ней науку самостоятельную. Предметом истории становятся с этого времени деяния прошлых веков, предметом Археологии – внешняя жизнь и обстановка наших предков. Итак, уже в XVI веке Археология дифференцируется от истории, но тем не менее и до настоящего в определении ее объема и задач мнения ученых зачастую расходятся. Обыкновенно под Археологией понимают теперь науку, имеющую своим предметом исследование дошедших до нас вещественных памятников древности, каковы постройки, могильные курганы, предметы домашнего и военного обихода, остатки пищи, памятники ремесел и искусства. Впрочем, памятники последнего рода некоторыми учеными исключаются из Археологии, по крайней мере, классической. Исключаются из Археологии также и памятники письменности, произведения древней литературы, монеты, медали и печати; их исследование составляет предмет нескольких самостоятельных, хотя и близких к Археологии наук, каковы: эпиграфика, палеография, история литературы, нумизматика и сфрагистика. Имеет Археология соприкосновение и с этнографией, и антропологией, и историей искусства; но связь ее с двумя первыми – более внешняя, а история искусства может быть рассматриваема как часть Археологии. Переходя к вопросу о задачах Археологии, мы и здесь встречаем некоторое разногласие в определении ученых. Шампольон, например, говорит, что задача Археологии – начертить картину общественной жизни древних по оставленным ими памятникам. И. Е. Забелин в своей статье «Об основных задачах археологии» несколько суживает ее объем, предоставляя археологу изучение памятников только единичного творчества. Возражая на это, Н. В. Покровский в статье «Новейшие воззрения на предмет и задачи археологии» (Сборник Археологического Института, книга 4) признает Археологию частью истории и не считает возможным выделять из нее памятники творчества родового, творчества всего народа. Граф А. С. Уваров, не отделяя Археологию от истории, говорит, что обе эти науки рассматривают одно и то же, но различаются одна от другой методом. Это определение можно считать более удачным, так как истории чужд типологический метод, столь широко применяемый в Археологии и состоящий в том, что по отдельным предметам вещественной культуры стараются определить время и место их происхождения и их первичную форму, стараются проследить их дальнейшее развитие и географическое происхождение. (См. Unsted: Etudes de l΄âge du bronze en Hongrie, и Montelius: Den forhistoriska fornforskarens Metod och material).
Эти определения исходят из обзора содержания наличных археологических исследований, но Археология, как все развивающиеся, сама движется, то расширяя, то суживая сферу своей компетенции, но неизменно удерживая свое отдельное место в составе родственных наук, носящих название то гуманных, то общественных, которые, как и все остальные группы наук, распадаются, прежде всего, на прикладные и теоретические, а эти последние на абстрактные (устанавливающие научные законы и конкретные (исследующие сами явления). Конкретные общественные науки носят обыкновенно название историко-филологических; в их состав и входит Археология. Как показывает само название, эта группа наук конкретного обществоведения сама распадается на две главные подгруппы: историческую и филологическую. Первая изучает преимущественно события (динамическая точка зрения), вторая – состояния (статическая или морфологическая точка зрения). Археология принадлежит ко второй, причем филологические науки в обширном смысле изучают исторические состояния или культуру данной эпохи всесторонне, Археология же культуру вещественную. Состояния и события находятся в тесной связи и зависимости и не могут быть познаны, ни поняты изолированно, но возможно 1) изучение событий в связи с состояниями; это история и 2) изучение состояний в свете событий: это филологические науки вообще, Археология в их числе (иным методом и статистика). При этом исторические науки объемлют всю историю человечества от глубокой древности до наших дней, тогда как науки филологические (кроме этнографии и языкознания) имеют дело преимущественно с более отдаленными эпохами, уступая ближайшие к нам эпохи недавно возникшей и еще не вполне определившейся ветви знания, обыкновенно носящей название культурной истории. Каждое явление прошлой жизни человечества может быть изучаемо или исторически, или филологически. Например, из древней рукописи историк старается извлечь достоверные сведения о ее времени, интересуясь авторством, стилем, духом ее и пр., преимущественно, как освещением его главной цели; наоборот дух и форма рукописи преимущественно сами по себе интересуют филолога. Когда то же различие точек зрения считается с предметами вещественной культуры, то это и будет различием между Археологией и историей. Археология изучает памятник, историк превращает памятник в источник. Таким образом, Археология есть наука общественная теоретическая, конкретная, принадлежащая к филологической подгруппе историко-филологических наук и посвящающая себя изучению вещественной культуры доисторических и исторических эпох, более или менее от нас отдаленных.
Как самостоятельная наука, имеющая свой метод, Археология возникла сравнительно недавно: ни греки, ни римляне не занимались научным изучением памятников древности, хотя уже и у них были любители старины. Так, Павзаний собирал памятники греческого искусства; Август основал даже музей в своем дворце на острове Капри. Научный интерес к памятникам древности пробудился только в эпоху Возрождения, когда ученые стали не только коллекционировать, но и изучать памятники старины. Морские путешествия новых веков ознакомили европейских ученых с бытом дикарей, незнакомых с употреблением металлов, расширили область Археологии, проложив ей пути в доисторическое прошлое, а пробудившееся в наш уже век национальное самосознание возбудило особый интерес к Археологии и поставило ее на прочные научные основы. В настоящее время идет деятельное собирание всего, оставшегося нам от предков, все это тщательно сравнивается, изучается и хранится, как нелицеприятные памятники немой старины. Благодаря Археологии и вопреки предсказанию Пальгрева, мрак, скрывающий от нас прошлые века, рассеивается. Археология продолжает историю в те эпохи жизни человечества, когда не было еще письменности, в те эпохи, которых не касаются устные предания. Успехам Археологии содействуют прежде всего музеи и ученые общества. Древнейшим из них является Society of Antiquaries of’London, основанное королем Георгом II в 1750 г., а в Шотландии в 1780 г. возникло Society of Antiquaries of Scotland. Из русских обществ древнейшее Императорское общество истории и древностей российских, основанное при Московском университете в 1804 году, но в настоящее время общество это не занимается более вопросами Археологии, предоставив это специальным обществам, каковы Императорское русское археологическое общество в Москве, Археологическое общество в Одессе, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и Археологическая комиссия в Петербурге; нередко также появляются статьи, посвященные вопросам Археологии в чтениях в историческом обществе Нестора-Летописца (в Киеве), в Записках Одесского общества истории и древностей (основанного в 1839 г.), в Записках Харьковского историко-филологического общества и в «Трудах» губернских ученых архивных комиссий. Много способствуют успехам Археологии также и съезды, особенно большие международные конгрессы, начало которым было положено в 1865 году французским ученым G. De Mortillet, в Специи; до сих пор их было 12. Большое научное значение для Археологии Средней Европы имеют конгрессы германского антропологического общества, происходящие периодически в разных городах Германии, а для русской Археологии в частности и славянской вообще неоценимые услуги оказали наши археологические съезды, ряд которых открылся в 1867 году в Москве. Дальнейшие съезды идут в таком порядке: Петербург 1871 г., Киев 1874 г., Казань 1877 г., Тифлис 1881 г., Одесса 1884 г., Ярославль 1887 г., Москва 1890 г., Вильна 1893 г. И Киев 1899 г.
Сообразно с предметом наблюдений и изучений, Археология делится на две крупные группы: доисторическую и историческую, подразделяющуюся в свою очередь на классическую, библейскую, христианскую и т. Д.
Доисторическая Археология есть наука, имеющая своим предметом исследование культуры человечества в те времена, о которых мы не имеем ни печатных, ни письменных известий. Задача ее – изучение первобытного состояния человечества; возникла она, как наука, сравнительно недавно, когда успехи геологии открыли следы человека и его культуры в отдаленнейших эпохах земной жизни, а с другой стороны – когда знакомство с бытом современных дикарей дало возможность правильно объяснять такие памятники, как «громовые стрелы», погребальные урны и т. п. Припомним, что Бальбин еще думал, что «глина или ил сами собой принимают в земле форму сосудов, как сама природа того желает», а в нашей Академии наук «громовые стрелки» еще в 1745 году помещались в коллекцию минералов. Но с конца прошлого века доисторическая Археология делает быстрые успехи, причем Россия стоит в этот период впереди всех остальных славянских земель. Работали в это время, главным образом, Ашик, Брун, Беккер, Дюбрюкс, Мурзакевич, Надеждин, Спасский, Dubois de Montpereux (Des Tumulus, des Forst et des Remparts de la Russie occidentale, Paris 1845), Люценко и др.; еще ранее их выдвинулись, как археологи, Кеппен, Ваксель, Оленин, Сонцов, Вельтман, Снегирев и др. Много помогло успехам Археологии основанное в 1846 году в Петербурге «Археологическо-нумизматическое общество», переименованное позже в Императорское русское археологическое общество. В его «Записках» принимали участие граф Уваров (автор прекрасного сочинения «Археология России»), Сахаров, Савельев, Срезневский, Забелин, Калайдович, Куник, митрополит Евгений, Тизенгаузен, Ровинский и особенно К. Е. фон-Берн (см. М. П. Погодин, Судьбы археологии в России, Журнал министерства народного просвещения, 1869 г. и Бестужев-Рюмин, Русская история, I, стр. 151). Как велики были успехи Археологии в России, видно из того, что в 1812 году граф Потоцкий издал уже археологический атлас Европейской России. На юго-западе России, в Украине, Литве и Польше – также много работали на поприще Археологии в первой половине нашего столетия. Особенно выдаются здесь Фундуклей, издавший в 1848 году в Киеве «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии», и Грабовский, автор вышедшего в 1850 году в Киеве сочинения: «Ukraina dawna i terazniejsza». К этому же времени относятся и раскопки многочисленных курганов, произведенные Киевской археологической комиссией под руководством профессора Иванишева; результаты работ комиссии были опубликованы в 1846 году под заглавием: «Древности, издаваемые временной комиссией для разбора древних актов». В Литве работали Зинкевич, граф Евстафий Тышкевич и особенно брат его, граф Константин Тышкевич, основавший в 1855 году в Вильне археологическое общество с музеем. Из польских ученых выделяются в это время Крашевский, Глебович, Липпоман, граф Тарновский, Лелевель, Жегота Паули, Потоцкий, Грабовский, особенно Ад. Чарноцкий и многие другие. У западных славян в это время выдвигаются имена Калины фон Етенштейн, Шафарика, Коллара, Воцеля, Дудика, Коха и др. Но все эти ученые, потрудившиеся много на поприще Археологии доисторической, немало сделали и для славянской археологии времен исторических. Припомним хотя бы сочинение Оленина «Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времен Трояна и русских до нашествия татар» (СПб., 1832). Неоценимы заслуги для исторической Археологии России, оказанные Императорской археологической комиссией, основанной в 1850 году и неустанно с того времени занимающейся высылкой экспедиций в разные края России для раскопок и собиранием, хранением и изданием русских древностей. Роскошное издание комиссии «Древности Российского Государства» (1849–1853) никогда не потеряет своей ценности; кроме того, комиссия, начиная с 1859 года, издает постоянно свои «Отчеты», а с 1866 года и «Материалы по археологии России».
Наш краткий очерк развития Археологии в России был бы неполон, если бы мы не упомянули о В. Н. Татищеве, издавшем первую в России инструкцию для собирания древностей, а также об известном историографе Миллере, о Палласе, Лепехине, Гмелине, Зуеве и Рычкове. Из более поздних следует еще назвать Н. В. Калачова (основателя и первого директора Археологического Института), Н. П. Кондакова (по византийскому и древнерусскому искусству), В. Б. Антоновича (по украинской археологии) и др.
Классическая Археология, как самостоятельная наука, возникла много раньше Археологии доисторической. Как мы уже упоминали выше, она возникла под влиянием пробудившегося интереса к жизни классических народов, и первыми археологами могут быть названы здесь Данте и Петрарка. Но внимание их было, главным образом, направлено на собирание и изучение письменных памятников классической древности. Больше, чем они, интересовался памятниками вещественными Коло-ди-Риенци, серьезное же внимание на памятники классического искусства впервые обратил внимание Микеланджело. Но новую эпоху в изучении классической Археологии положил Винкельман; он может быть назван отцом ее, и в своем настоящем виде она всецело дело рук его. Влияние Винкельмана на развитие классической археологии было неизмеримо: всюду начинается деятельное собирание памятников древности, в Италии, Франции, Дании основываются музеи, Рим делается центром, куда стремятся археологи, его музей дает неисчерпаемый материал для научных работ. На первые годы XIX столетия приходятся те находки памятников классической древности, которые создали новую эпоху в изучении классической Археологии. Таковы, например, находки в 1811 и 1812 годах эгейских и фигалейских скульптур, раскопки в Сицилии герцога Сера ди Фалько (1823 г.), открытие многих тысяч ваз в этрусских некрополях (см. Gerhard, Rapporto intorno I vasi Volcenti) и огромных храмов древнедорического стиля в Сицилии в Селинунте (см. Benndorf: Die Metopen v. Selinunt). Сюда же относятся и раскопки, произведенные, главным образом, английскими учеными в Малой Азии, преимущественно в Ликии. Крупное влияние на развитие классической Археологии оказал основанный в 1829 году в Риме Герхардом Археологический институт – Instituto di corrispondenza archeologia. Институтом этим был предпринят целый ряд ученых и периодических изданий: «Annali dell’Instituto», «Bulletino dell’Instituto», «Ephemeris epigraphica», а также «Monumenti inediti» (см. Michaelis, «Geschicht des Deutsche Archäologie Instituts», Берлин, 1879 г.). Благодаря вниманию Бунзена, институт был принят под свое покровительство Фридрих-Вильгельмом IV, а с 1873 года он стал уже германским. Германии также принадлежит честь основания археологического института в Афинах (в 1873 году), начавшего в 1876 году издание журнала: «Mittheilungen d. Athenischen Institutes». Немецкими делаются с 1886 года и издания римского археологического института: «Mitthelungen d. Römischen Instituts», «Antike Denkmäler» и «Jahrbuch d. Archäologie Instituts», заступивший место журнала «Annali dell’Instituto». В последнее время классическая Археология обогатилась раскопками Шлимана в Трое, Микенах и Тиринте, а также в Пергаме и в афинском акрополе. Ср. E. Gerhard, Grundgriss d. Archäologie für Vorlesunger (Берлин, 1853); Müller, Handbuch d. Archäologie der Kunst (3-е изд. 1878); Stark, Handbuch d. Archäologie der Kunst; Petersen und Luschau, Reisen im Südwesti. Kleinasien (Вена, 1889) и, наконец, Перро, «Histoire de l’art dans l’Antiquite». В России на поприще классической Археологии известны работы Цветаева, Латышева (собственно эпиграфика), Жебелева и мн. др. В настоящее время в Императорском русском археологическом обществе имеется отделение, специально посвященное классической Археологии, оно возникло из образовавшегося в 1851 году отделения западной археологии.
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С. Н. Южакова. – СПб.: Изд-во т-ва «Просвещение», 1900–1909.
Т. 2. –1900. – С. 135–138.
При перепечатке сохранен стиль и орфография источника.
Подготовила И. Г. Горностаева.
размещено 13.06.2009