Этнография, этнология, народоведение (Völkerunde), в обширном смысле наука о человеческих племенах и народах, причем Этнография в частности занимается описанием племен и народов и их классификацией, а этнология изучением законности и причин тех различий, которыми отличаются друг от друга человеческие племена и народы как в отношении физических особенностей, внешних отличий, так и условий быта, культурности, образа жизни и пр. Этнография почерпывает свои данные и выводы прежде всего в антропологии, изучающей человека и человеческие расы, как животный организм, по их естественно-историческим признакам, и антропогеографии, изучающей влияние на человека и человеческие племена географических условий его местообитания. Вторую столь же важную точку опоры и основу для всех своих заключений и классификаций этнография находит в совершенно другой, филологической отрасли знания: сравнительном языкознании; наконец, относительно молодые науки доисторическая антропология и археология позволяют глубже вникнуть в прошлое человечества вообще, человеческих рас и народов. Только сочетание всех этих знаний дает все еще во многих случаях недостаточно прочную опору для построения действительно естественной генетической классификации народов. Выдающийся успех и движение вперед к этой конечной цели этнографии обуславливается созданием в каждой культурной стране музеев, – собирающих и выставляющих как изображения народных типов, от простых фотографий до более или менее искусно воспроизведенных манекенов и статуй в соответственных костюмах, так и собрания орудий, утвари и всей обстановки домашнего быта и культуры. С другой стороны, огромную роль в этом прогрессе этнографии играют теперь специальные этнографические общества и издаваемые ими периодические издания. Между этими обществами первые места занимают Socièté d’ethnologie и Socièté d’anthropologie в Париже, Смитсонианский Институт в Вашингтоне, Anthropological Institute of Great Britain, Deutsche Gesellschaft für Anthropologie, Ethnographie und Urgeschichte. В России этнографическими задачами занимаются многие естественноисторические общества, но главное место принадлежит академии наук, московскому обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии, а также этнографическому отделу русского географического общества.
Основанная на целом ряде указанных выше наук и научных знаний, этнография представляет с ее выводами одну из наиболее сложных конкретных наук. Она прежде всего занимается исследованием географического распределения племен и народов, затем их расовыми отличиями по цвету кожи, форме головы, строению и цвету волос, росту и многим другим частным, но иногда очень характерным признакам; сами расовые отличия могут быть не только анатомические и физические, но и физиологические, и, наконец, патологические; духовные и нравственные преимущества и недостатки часто бывают также связаны с расовыми особенностями народа. В отношении языка данной народности на первом плане являются вопросы о родстве с той или другой группой языков по грамматическому строению, сложению слов и общим корням; согласование или же, наоборот, расхождение этого родства с признаками расовых отличий, и исследование причин такого расхождения, влияние языка народов завоевателей и более культурных народов на более или менее полное уничтожение первоначальных местных языков (распространение, например, тюркских языков среди народов монгольского и финского происхождения). К области этнографии относится все вообще исследования о географическом распространении языков, вопросы о совместном существовании среди одного и того же племени языков разного происхождения (например, различных языков высших и низших каст и сословий), о письменных знаках разного происхождения, системах счисления, мер и весов и пр. Нравы, обычаи, условия быта, орудия, утварь и пр. дают много данных к решению вопроса о происхождении и прошлом состоянии того или иного народа. Многие обычаи, теперь потерявшие смысл, получают таковой в освещении древней истории и древнего быта народа, причем следы этих старинных пережитков должны строго отличаться от последующих заимствований у других более культурных народностей. Большую роль в исследовании происхождения и первобычных историй народов играют вопросы верований, различных суеверий, преданий и пр.; далее следуют характерные бытовые черты, выражающиеся особенно в обрядах при крупных событиях человеческой жизни: рождении, возмужалости, вступлении в брак, погребении; устройство семейное, родовое и государственное. Типы национальной одежды, оружия и украшений, разрисовка, большее или меньшее уродование своего собственного тела под влиянием извращенного вкуса к изящному, пища и употребление возбуждающих веществ, – вот тот важнейший материал, который слагает современную этнографию.
Важнейшая литература по этнографии. См.: Ratzel, «Völkerkunde» (Лейпциг, 1894; 2 изд.; русский перевод изд. «Товарищества Просвещения»); Hörnes, «Urgeschichte des Menschen» (Вена, 1892); Lefévr, «Des races et les langues» (Париж, 1893); Fr. Müller, «Grundriss der Schprachenwissenschaft» (Вена, 1876–1888, 4 изд.); Achelis, «Moderne Völkerkunde» (Штутгарт, 1896); E. Hahn, «Die Haustiereund ihre Beziehungen zur Wistichaft des Menchen» (Лейпциг, 1896).
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С. Н. Южакова. – СПб.: Изд-во т-ва «Просвещение», 1903. – Т. 20. – С. 684–685.
При перепечатке сохранен стиль и орфография документа.
Подготовила И. Горностаева
размещено 24.03.2010