glossary/ethnography/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Этнография

 Этнография
Размер шрифта: распечатать




Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н. Л. Мещеряков. – М., 1932. – Т. 10. (5.49 Kb)

ЭТНОГРАФИЯ (греч.), народоведение, в буржуазной науке — неопределенный условный термин, установившийся с конца 18 в. Развитие буржуазной этнографии связано было с колониальной политикой капитализма и служило его эксплуататорским целям. Этнография так называемых инородцев в дореволюционной России развивалась гл. обр. в связи с колонизаторским расширением русского торгового и промышленного капитала и русификаторской политикой царизма и церкви. Ею усиленно занимались миссионеры, офицерство, местная администрация, купечество и проч. В советской науке, отмежевавшейся от этой лженауки, термин этнография после Ленинградской конференции этнографов Москвы и Ленинграда в 1929 г. приобрел определенный смысл как обозначение особой отрасли истории, имеющей при общем с ней предмете изучения и методологии особые технические приемы, заключающиеся в непосредственном наблюдении конкретных человеческих обществ и отдельных культурных явлений. Ср. Этнология.
 
ЭТНОЛОГИЯ (греч.), введенный буржуазной наукой в первой половине 19 в. неопределенный термин как синоним этнографии, впоследствии ставший обозначением особой буржуазно-теоретической «науки», пытавшейся, преимущественно на этнографическом материале, дать картину развития человеческого общества и его культуры, отличную, а затем противоположную марксистской.
С 50-х гг. 19 в. буржуазные ученые начали использование пестрого, большей частью поверхностного и тенденциозного материала фактов, собранных путешественниками, миссионерами, колониальными администраторами и военными для теоретического объяснения древнейших эпох человеческого прошлого. Туземцы колоний, в противоположность «цивилизованным» эксплуататорам, были признаны «дикарями» и объединены в одну рубрику «естественных», или «природных» народов, не имеющих истории. Поэтому изучение их понималось как отрасль расоведения отдела антропологией и велось методами не истории, а естествознания, притом не диалектического. Пренебрегая диалектикой процесса изменения общества, этнологи этой так называемой естественноисторической, или эволюционной школы изображали его как непрерывное — без всяких скачков — развитие. Крупнейшим представителем эволюционной школы в этнографии явился Э. Тейлор. Преодолевая ее, открыл материалистическое понимание истории (как указывают К. Маркс и Ф. Энгельс) Льюис Морган, дав блестящее изображение развития первобытно-коммунистического общества. Эволюционная школа отражала взгляды радикальной буржуазии в пору расцвета капитализма. Либеральная буржуазия нашла отражение своих взглядов в генетической школе. Последняя тоже признавала закономерное развитие человечества, но выводила его из законов не природы, а «духа». Виднейшие представители ее — А. Бастиан в Германии, Д. Фрэзер в Англии, М. М. Ковалевский и Л. Я. Штернберг в России. Бастиан пытался выдвинуть этнографию как всеобъемлющую науку о человеческом обществе, поглощающую историю.
Вступление капиталистического общества в последнюю империалистическую стадию своего существования вызвало к жизни новую школу в этнографии, культурно-историческую школу, или диффузионизм, выражающую интересы наиболее реакционных слоев капиталистического общества. На место расы естественноисторической школы и «народного духа» или «этнического духа» генетической школы культурно-историческая школа поставила культуру, понимаемую столь же идеалистически, как «народный дух», и притом отрываемую от общества. Будучи противниками идеи развития, представители культурно-исторической школы отвергли внутреннее самодвижение человеческого общества, а исторический процесс стали изображать как непрерывную цепь внешних столкновений, переселений и диффузий (взаимопроникновений) различных культур. Переход от генетизма к диффузионизму представлял Фр. Ратцель с его теорией миграций «этносов» (племен). Виднейшими теоретиками диффузионизма явились Фр. Грэбнер, иезуит Вильгельм Шмидт и Лео Фробениус. Шмидт использовал культурно-историческую школу в безнадежной попытке доказать вневременность, неизменность и вечность таких устоев гибнущего буржуазного общества, как частная собственность, единобрачная семья и единобожная религия, приписав их без всяких научных оснований даже древнейшему человечеству. Л. Фробениус дал мистически-биологическую схему истории (признание «души» у отдельных культур и «скрещивания» при диффузии этих душ отдельных культур между собой). Вся эта теория диффузионизма явилась одной из идеологических предпосылок фашизма, так как своим отрицанием внутренней закономерности самодвижения эта теория служит мотивацией возможности механическим насилием со стороны сильных личностей и групп повернуть колесо исторического процесса для спасения буржуазного строя от неминуемой гибели.
Таким образом, буржуазная этнография как суррогат обществоведения в силу обострения классовой борьбы становится все более реакционным идеологическим оружием деградирующей буржуазии. На Ленинградской конференции 1929 г. советские этнографы отказались от применения этого термина к советской этнографии.
Литература: Штернберг Л., Современная этнология, «Этнография», Москва-Ленинград, 1926, № 1—2; Катаров Е., Пределы этнографии, там же, 1928, № 1.
 
 
Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н. Л. Мещеряков. – М., 1932. – Т. 10. Швеция – Яя. – Стб. 326–327.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: mz
  • Размер: 5.49 Kb
  • постоянный адрес:
  • © mz
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний / сост. под ред. В. Р. Зотова и Ф. Толля. СПб., 1864
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878.
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н.И. Березиным. СПб., 1879.
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С. Н. Южакова. СПб., 1903
Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1904.
Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н. Л. Мещеряков. – М., 1932. – Т. 10.
Малая советская энциклопедия / под. ред. С. И. Вавилова и др. 2-е изд. М., 1947
Большая советская энциклопедия. М., 1934
Большая советская энциклопедия. М., 1934
Энциклопедический словарь Гранат. 7 изд. М., 1948.
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1958. Т. 49.
Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1960. Т. 10
Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков. М., 1976
Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т.6.
Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1978

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100