Музыка (греч.), у греков общее назв. всех искусств, для коих средствами выражения считают вообще звуки и ритм (собственная м., поэзия и ораторск. искусство); у христ. народов озн. только искусство, коего произведения выражаются помощью звуков и коего цель – помощью соединения звуков действовать на чувство человека по законам изящного. Средства, употребляемые м., кроме звуков: мелодия, ритм и гармония. Приложения этих средств в композиции рассматриваются в учении о двойном контрапункте. М. разделяется на вокальную и инструмент., на церковную и светск. Церковн. м. либо специально назначена для употребления при богослужении, либо же носит только церковн. характер, напр. оратория; светск. м. распадается на театральную (Опера), концертную, камерную, танцевальную и военную (со времени 30-летней войны важнейш. часть военной м. составляет марш). М., а равно и пение, были известны всем народам, хотя в грубой и безискусств. форме. Изобретение м. египтяне приписывают Гермесу, индийцы Браме, китайцы Фо-хи, евреи Ювалу, греки Аполлону, Кадму, Амфиону. До искусства впрочем м. возвысилась только у новейших народов; она развилась совершенно самостоятельно от греч. и римск. влияния. В основании новейшей м. лежит хораль, кот., как составн. часть богослужения, во времена средн. веков обрабатывалась в школах. Первые начатки контрапункта встречаются у бенедикт. монаха Гугбальда или Гукбальда во Фландрии ок. 1000 г. Усовершенствование нотной системы приписывают Гвидо Ареццо и Иоганну де Мурису. М. обрабатывалась науч. образом в Нидерландах, Испании и Франции. Дюфе, Дебре, Вилларт, Орландо ди Лассо, Палестрина считаются творцами классич. церк. м.; по похоронной м. замеч. труды Лутера, Сенфля и Вальтера. Во Франции более обрабатывалась светск. м.; большие успехи м. сделала в Италии, Германии и Франции. Ср. труды Мартины (Болонья, 1759–89), Форкеля (Лейпц. 1790–1801), Калькбреннера (Пар. 1802), гр. Орлова (1822); Брендель: «Geschichte der Musik» (3 изд. Лейпц. 1869), Амброс: «Geschichte der Musik» (Бреславль 1862), Рейсман «Allgemeine Geschichte der Musik» (Мюнхен 1863), Fetis: «Biographie universelle des musiciens» (2 изд. Пар. 1860 и сл.).
М. и музыкальные инструменты (в России). Музыка составляла любимое увеселение древн. славян. Сев. венеды в VI ст. брали с собой в дорогу, вместо оружия, изобретенные ими кифары; кроме того, им были известны волынка, гудок и дудка. Святополк Окаянный пировал при звуках гуслей. В XII ст. в русск. войсках появилась труба; в XIII ст. военная музыка состояла из труб, бубен и свирелей; в XIV ст. является и др. военный инструмент – варган. При Федоре Иоанн. упоминаются набаты (барабаны), накры (бубны) и сурны. Лжедмитрий I имел хор музыкантов, состоявший из литавр, барабанов, труб, флейт и др. известных тогда инструментов. При Михаиле Фед. в Россию проникает иностр. музыка. При Алексее Михайл. составился оркестр из дворовых боярина Матвеева. На ассамблеях Петра Вел. оркестр состоял из труб, фаготов, гобоев, валторн, литавр и тарелок. Из русск. дам того времени нек. играли на фортепьяно. Герцог Голштейн Готторнский, приехавший в Россию в 1721 г., имел капеллу. В 1735 г. при дворе заведена итал. опера. При Елизавете Петр. изобретена была в России роговая музыка. При Екатерине II Россию посещали многие знамен. итал. композиторы и написали множ. русских романсов и песен. При Екатерине же основана русск. опера. Для русск. сцены писали: Мартин, Паскевич, а после Козловский, Кавос, Антолини, Титов, Кауэр, Давыдов, Левашов и др. По смерти Александра I основана была музык. академия, но она существовала не долго, и только в новейшее время открыты в СПб. музык. учил. (Консерватория) и бесплатная школа пения – Ломакина. Во главе новейших русских композиторов стоит Глинка; затем Верстовский и Даргомыжский. При разноплеменности жителей России, народные муз. инструменты чрезвычайно разнообразны. Великороссияне употребляют: гудок, балалайку, гусли, волынку, свирель, дудку, варган, бубны и погремушки. Малороссияне играют на скрипке, босе (виолончели), цимбалах, лире, бандуре (кобзе), торбане, дудке (сопилке) и др. Инструменты грузин разделяются на три класса – древние (зурна и давидова арфа), персидские (арфа, ручной барабан (димплинито) и янычарский таз или бубны (дайра); и перешедшие из России (горизонтальная арфа, скрипка (чонгури или чиангури), волынка, гобой, флейта и свирель). Финны и жители остзейских губерний употребляют скрипку и пилли (волынку). Татары преимущ. любят балалайку. Киргиз-кайсаки играют на чибызе, кобызе, балалайке и варгане. Калмыки при богослужении употребляют бюрэ, бишкюрр, гангдонг, кенгергу и циланг. Наконец религ. обряды сибирск. шаманов сопровождаются звуком бубен. Ср.: «Теория музыки», соч. Гесс де Кальве, перев. с немец. Разумника Гонорского (Харьков 1818), «Музыка понятная для всех» соч. Фетиса, перев. с франц. П. Беликова (Спб. 1833), «Историч. музыки», соч. Штаффорда с примеч. Фетиса, перев. с франц. Е. Воронова (Спб. 1838), «История достопамятности музыки» соч. Фетиса, пер. П. Беликова (Спб. 1833), также Карамзина.
Опубл.: Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т. – СПб.: Ф. Толь, 1863–1864.
Т. 2. ДВИ – О / сост. под ред. Ф. Толя, при деят. сотрудничестве В. Волленса. – 1864. – 1132 с.
При перепечатке сохранен стиль и орфография документа.
размещено 9.07.2007