МУЗЫКА (греч.)—один из основных видов искусства, средством художественного выражения к-рого является логически осмысленное сочетание звуков (см. Мелодика, Гармония, Ритм). Происхождение М. связано с трудовыми процессами первобытного человеческого общества. Ритм—организующий фактор работы—является в то же время основным организующим элементом муз. искусства. Древнейшие трудовые песни были непосредственно связаны с ритмическим строем работы.
Ритм лежит в основе мелодии—простейшей и, вместе с тем, основной формы выражения муз. мысли, муз. чувства. Вне ритма (т. е. вне организации муз. звуков во времени) мелодия немыслима, как без мелодии немыслима музыка.
М. первобытных культур неотделима от поэзии и ритмического движения (танец, пляска). Дифференциация М. как самостоят. искусства относится к гораздо более поздним этапам развития культуры и связана с общественным разделением труда. Простейшая мелодия возникала вместе с простейшим поэтическим текстом, а ритм ее определялся пластическими движениями, воспроизводившими ритм работы. Хоровые действа античного искусства с их чередованием запева—solo (с импровизируемым на определенной мелодии поэтическим текстом)— и неизменного хорового припева сопровождались обычно игрой и пляской.
В античном мире (древняя Греция) М. как органическая часть синкретического искусства получила довольно широкое развитие. Подлинные памятники античной М. почти не сохранились, а дошедшие до нас теоретические описания муз. системы эллинов все же не могут дать полного представления о живой практике муз. искусства древней Греции. Судя по таким источникам, как Аристоксен, Платон, Аристотель, античная М. была главным образом вокальной и не знала еще ни полифонии (многоголосия) ни гармонии (аккордовый склад муз. мышления). Однако несомненное наличие в античной М. т. н. гетерофонии («инозвучия», т.е. подголосков, варьирующих движение мелодической линии в инструментальном сопровождении) свидетельствует, что уже тогда в народной М. существовали элементы полифонии, которая с 12 в. приобрела вполне самостоятельное и яркое значение, открыв богатейшие возможности гармонии, развитие к-рой в европейской муз. культуре относится к эпохе Возрождения. Огромную роль здесь сыграла инструментальная музыка, возникшая на основе довольно развитой вокальной (народно-песенной) культуры. Первые музыкальные инструменты по большей части лишь подражали человеческому голосу. Дальнейшее усовершенствование музыкальных инструментов, обусловленное общим развитием музыкальной культуры, открыло широкий путь для многообразных красочных сочетаний инструментальной М.
Основным материалом муз. искусства являются тоны, т. е. муз. звуки определенной высоты, силы, длительности и окраски (тембра). Совокупность всех употребляемых в практике муз. звуков образует муз. строй, или систему. Но мельчайшим элементом муз. речи является не отдельно взятый звук, сам по себе еще ничего не выражающий, а интонация— мельчайшая ритмо-мелодическая ячейка М. Муз. интонации образуют мотив, из мотивов строится муз. фраза, муз. предложение, период и т. д. (см. Форма музыкальная).
Для каждого народа в определенный период его культурного развития характерна своя интонационно-ладовая система, без изучения к-рой в ее развитии невозможно получить полного и ясного представления о муз. искусстве данного народа.
В народном муз. творчестве автор мелодии являлся и ее исполнителем. Народная М., не нуждавшаяся в нотной записи, жила и развивалась, переходя из поколения в поколение путем устной передачи. Но по мере роста муз. культуры и особенно по мере дифференциации М. как самостоятельного искусства, в связи с развитием и усложнением муз. языка, художественных средств его выразительности и т. д., функции музыканта-сочинителя и исполнителя дифференцируются. Развитие и расширение идейно-эмоционального содержания М. определяют постепенное обогащение многообразных форм М., усовершенствование муз. инструментов (параллельно и в связи с развитием виртуозного исполнительства), создание муз. театра (см. Опера) и концертно-инструментальных ансамблей (см. Камерная музыка, Симфония). В 16 в. основываются (в Италии) первые консерватории, подготовлявшие кадры профессиональных музыкантов (композиторов и исполнителей). К этому же времени окончательно утверждаются принципы современной нотации (см. Нотное письмо), дающей возможность точно фиксировать сложные творческие замыслы композитора.
Эпоха Возрождения, к-рая «разрушила духовную диктатуру папства, воскресила грече-I скую древность и вместе с ней высочайшее развитие искусства в новое время» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 416), явилась в истории муз. культуры—после спячки средневековья (когда М. почти полностью была подчинена церкви)—переломным периодом, обусловив могучий рост муз. творчества (опера, оратория, камерная М., симфонизм), исполнительства и муз. науки и подготовив блестящий расцвет М. в 18—19 вв.
Если для эпохи средневековья характерна унификация и канонизация весьма ограниченных форм М. (за исключением народного песнетворчества, гонимого церковью) в узких рамках католического культа (см. Церковная музыка), то с эпохи Возрождения постепенно, по мере роста буржуазной культуры, в Италии и Нидерландах, во Франции и Испании, в Германии и Англии создаются первые очаги национальных муз. школ, творческая деятельность к-рых питается народным песнетворчеством.
Несмотря на постоянные гонения церкви, народное муз. творчество уже в 12—13 вв. стало прочной основой художественной деятельности трубадуров и труверов во Франции (см. Французская музыка) и миннезингеров в Германии (см. Немецкая музыка). Нидерландские школы полифонистов (15 в.) широко пользовались в своих сочинениях (даже предназначаемых для церкви) народно-песенной тематикой. Реформация в Германии (16 в.) создала протестантский хорал на основе немецкой народной песни с текстом на родном языке и т. д.
Полифоническое искусство нидерландцев в 16 в. получает широкое распространение во всей Европе, значительно обогащая средства муз. выразительности (жанровая многоголосная песня во Франции 16 в., полифоническая школа в Германии и т. д.). Инструментальная М. прочно внедряется в быт; вырабатываются новые, самостоятельные формы инструментализма (канцоны, фантазии и циклические формы сюит), несущего в себе зачатки могучего развития симфонизма. Откристаллизовывается ладовая система мажор-минорного мышления, постепенно и окончательно вытеснившая из муз. практики старые церковные лады. В самом конце 16 в. в Италии (Флоренция) возникает опера, объединившая достижения инструментализма и вокальной М., утвердившая новый гомофонный (гармонический) стиль в М. и определившая основные линии развития муз. культуры в 17—18 вв.
В 1-й пол. 18 в. творчество двух гениальных композиторов—Баха и Генделя—и блестящей плеяды их современников (Вивальди, Д. Скарлатти и др.) завершает почти трехвековый путь развития муз. искусства (начиная с эпохи Возрождения), намечая новые творческие пути и возможности. В этот период особое значение приобретает инструментализм с его принципами контрастной тематической разработки в ясных, простых и стройных конструкциях сонаты и симфонии. Вивальди, Бах, Скарлатти и др. в своем многообразном, ярком, жизненно-здоровом творчестве (сюиты, сонаты, концерты и т. д.) подготовили почву для классического симфонизма, величайшими представителями к-рого во 2-й пол. 18 и начале 19 вв. являются Гайдн, Моцарт и Бетховен («школа венских классиков»). В области оперы выделяется могучая фигура Глюка, известного своей творческой реформой муз.-драматич. искусства, обозначившей пути развития реалистической оперы.
Важнейшей вехой в историческом развитии муз. культуры явилась Французская буржуазная революция 1789. В 18 в. в напряженной атмосфере идеологической подготовки революции (классическая нем. философия, франц. энциклопедисты) созрело и окрепло прогрессивное творческое движение, воспитавшее высокие творческие устремления музыкального классицизма, лучшие представители к-рого (Гайдн, Моцарт, Глюк, Бетховен) создали великие произведения муз. искусства (опера, симфония, камерная музыка).
Эпоха Реставрации (1-я четверть 19 в.), обозначившая крах революционных иллюзий мелкобурж. интеллигенции, вызывала к жизни движение муз. романтизма, в котором «неистовое брожение умов» периода «бури и натиска» (конец 18 в.), пафос героической борьбы (симфонизм Бетховена) сменились субъективно-лирической философией одиночества романтич. художников, искавших в природе, в безыскусственной народной лирике и в фантастике оправдание и смысл своей творческой жизни.
Песня, танец, лирическая новелла («лирический рассказ») и, наконец, симфоническая поэма на философско-поэтические сюжеты (Гёте, Гейне, Байрон, Гюго и др.) стали основными формами выражения муз. искусства романтиков.
Романтизм оказал сильнейшее влияние на развитие русской муз. школы (см. Русская музыка),- выдвинувшей в 19 в. ряд гениальных художников (Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский). Виднейшими представителями музыкального романтизма на Западе были: Вебер, Шуберт, Шуман, Шопен, Берлиоз, Вагнер, Лист. Весьма многообразное, но глубоко противоречивое искусство романтизма дало ряд замечательных произведений (песня, инструментальная лирика, камерная музыка—Шуберт, Шуман, Мендельсон, Вольф, Лист и др.; опера—Вебер, Вагнер, Мейербер, Бизе; симфонизм—Шуберт, Берлиоз, Лист и др.), значительно расширив мелодические и гармонические (тембро-красочный, колористический оркестр романтиков) средства музыкальной выразительности.
После революции 1848 романтическое движение пошло резко на убыль. В творчестве последних великих романтиков—Вагнера и особенно Листа последнего периода—уже довольно отчетливо выявились черты статического импрессионизма, получившие свое дальнейшее развитие в творчестве Дебюсси, Равеля и др., обозначившего начало упадка, загнивания буржуазной муз. культуры, особенно сильно сказавшегося в эстетско-формалистском «новаторстве» экспрессионизма 20 века (Шенберг, Шреккер, А. Берг, Кшенек, Хиндемит, Оннегер, Мило и др.). Смятение, распад, безволие, идейная растерянность—характернейшие черты буржуазного музыкального искусства, потерявшего живую связь с народным муз. творчеством, с лучшими достижениями муз. наследства и— в абстрактных поисках «совершенно нового», «оригинального» языка—утратившего чувство творческой красоты.
После Октябрьской социалистической революции мировым центром муз. искусства становится СССР, где началась огромная творческая работа в области национальных муз. культур, раскрывшая широкие горизонты подлинно нового, яркого и самобытного муз. искусства. В СССР народное муз. искусство получило не только все права свободного и полноправного художественного развития, но и стало основой создания невиданной по размаху, по творческим возможностям социалистической музыкальной культуры. Это создание новой музыкальной культуры происходит на основе глубокого изучения и освоения народного муз. творчества и муз. наследства. Вместе с тем ведется напряженная и упорная творческая борьба с пережитками формализма, натурализма и дешевого фальшивого «оригинальничания». Творческие достижения советской М. оказывают плодотворное влияние и на лучших зарубежных музыкантов (композиторов, исполнителей, педагогов, критиков), постепенно преодолевающих формалистско-«новаторские» увлечения и борющихся за полнокровное реалистическое искусство масс.
Лит.: Маркс и Энгельс об искусстве (Сост.Ф.Шиллер и М. Лифшиц), под ред. А. Луначарского, М., 1933; Бюхер К., Работа и ритм, М., 1923; Иванов-Борецкий М., Первобытное музыкальное искусство, М., 1929; его же, Музыкально-историческая хрестоматия, 3 тома, М., 1933; Роллан Р., Собр. соч., тт. XIV— XVII, Л., 1932—33, 1935; Прюньер А., Новая история музыки, т. I, Москва, 1937; Неф К., История западно-европейской музыки, Л., 1930; Шевалье Л., История учений о гармонии, М., 1932; Рыжкин И. и Мазель Л., Очерки но истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934; Глебов И. (Асафьев Б.), Музыкальная форма как процесс, М., 1930.
Опубл.: Малая советская энциклопедия / под ред. Н.Л. Мещерякова.- 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1938. – Т.7. – Стб. 171 – 175.
размещено 9.07.2008