history/archaeology/bez/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Археология без раскопок

 Археология без раскопок
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (завершение) (4.49 Kb)

 

         И вот мы снова во Львином дворике дворца Альгамбры. Ну и что, что сейчас последние дни уходящего 2016 года! Как раз самое время поверить в рождественскую сказку и, как писал В.Ирвинг, вызвать «смутные видения и картины прошлого, облекая нагую действительность чарами памяти и воображения». У этого древнего дремотного дворика особая прелесть. Посмотрим и мы на него глазами этого удивительного писателя.

        «Здесь рука времени была милостива, и мавританская пышность и изящество сохраняют едва ли не первозданную прелесть. Землетрясения надломили основания дворца и расшатали самые мощные башни, а вот поди ж ты! Все стройные колонны на своих местах, ни один свод легкой и хрупкой аркады не сместился, и вся волшебная отделка, по видимости такая же ненадежная, как утренние морозные разводы на стекле, уцелела сквозь века и свежа так, словно ее только что завершил мавританский строитель. Я пишу это, окруженный свидетельствами прошлого, …в роковом Чертоге Абенсеррахов. Фонтан на крови, легендарный памятник их убийства передо мной, брызги его струй чуть-чуть не долетают до листа бумаги. Как трудно согласить древнее кровавое сказание с этой тихой и мирной сценой! Здесь все будто призвано внушать нежные и добрые чувства, ибо все здесь утонченно и прекрасно. Даже и самый свет мягко проникает сверху, сквозь ажурный купол, расцвеченный и изукрашенный как бы руками чародея. Сквозь широкую узорчатую арку портала я гляжу на Львиный дворик, на его блистающие в ярком солнечном свете колоннады и переливчатые фонтаны. Юркая ласточка залетела во двор, взмыла и помчалась прочь, щебеча над крышами; деловитая пчела гудит в лепестках; цветастые бабочки перепархивают с цветка на цветок и резвятся стайками в напоенном солнцем воздухе. Легкое усилие воображения – и появится грустная гаремная прелестница, блуждающая средь затворнической роскоши Востока.

….В такое время дня меня тянет под глубокие тенистые аркады Чертога Правосудия, по ту сторону дворика. Здесь, в присутствии Фердинанда и Изабеллы и их ликующего двора, совершалась пышная месса в честь взятия Альгамбры. Даже и крест еще виден на стене, за воздвигнутым алтарем, на котором совершал жертвоприношение великий кардинал и другие высокопоставленные прелаты. Я представляю, как все здесь было полно победоносным войском, смешение епископов в митрах и бритых монахов, закованных в латы рыцарей и разодетых придворных, кресты, посохи и статуи святых вперемешку с гордыми воинскими знаками и знаменами военачальников, триумфальное шествие по мусульманским чертогам. Я представляю себе Колумба, будущего открывателя мира, как он скромно стоит в дальнем углу, смиренный и незаметный наблюдатель этого хоровода. Воображение мое рисует католических государей, простирающихся перед алтарем и возносящих благодарения за свою победу; а своды гудят от церковного пения, от басовитого Te Deum.

         Представление закончено, воображаемая картина расплывается, монарх, священник и воин возвращаются в область забвения вместе с бедными мусульманами, над которыми восторжествовали. Триумфальный чертог пуст и заброшен»[1].

         Вот и нам пришло время закончить наше повествование, задуманное несколько лет назад как рождественский подарок. Закончилось наше увлекательное путешествие в старинную Испанию, в мавританскую Альгамбру, в ее тайны и легенды. Да еще с таким  удивительным спутником и рассказчиком, как Ирвинг Вашингтон! Впереди у нас вполне земные предновогодние хлопоты, за ними – новогодние каникулы и следующий год со своими радостями и печалями, хлопотами и заботами.

           И пусть в новом году для каждого из нас найдутся яркие, незабываемые впечатления, сродни тем, что подарили нам Испания, Альгамбра и И. Вашингтон! С новым, 2017 годом, наши дорогие читатели!



[1] Ирвинг В. Альгамбра; Новеллы - М.:Худож.лит.,1989г. –С.92-94.

 


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 30.12.2016
  • Автор: Гусева Т.В. (подгот.) (hanum@nm.ru)
  • Ключевые слова: Вашингтон Ирвинг, Альгамбра, Гранада, мавры
  • Размер: 4.49 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусева Т.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Я.А. Яковлев. Березовское старое кладбище – исторический источник, духовная опора, культурное наследие.
О.Г. Гайдаш. «Аполлонов гусь» (опыт интерпретации символики некоторых акваорнитоморфных изображений)
Т.В.Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (вместо рождественской сказки)
Т.В. Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (продолжение)
Т.В. Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (продолжение 2)
Т.В. Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (продолжение 3)
Т.В. Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (продолжение 4)
Т.В. Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (продолжение 5)
Т.В. Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (продолжение 6)
Т.В. Гусева. В Альгамбру вместе с Вашингтоном Ирвингом (завершение)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100