history/archaeology/kopat/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Открытые уроки для поисковиков-копателей

 Открытые уроки для поисковиков-копателей
Размер шрифта: распечатать




Урок первый. Полевая археология и современные требования к ней (10.42 Kb)

 

От редакции ЭПИ «Открытый текст»

 Наступил сентябрь. Пришло время садиться за парты и начинать учебу. Редколлегия ЭПИ «Открытый текст» тоже решила провести несколько открытых уроков для поисковиков-копателей. И вот почему.

        В последние десятилетия в нашей стране во все возрастающих масштабах наблюдается увлечение приборным поиском предметов древности и старины с последующим извлечением находок из земли. Диапазон деятельности поисковиков-копателей широк: от небольших «закопушек» в полях и заброшенных деревнях до хищнических раскопок на памятниках археологии. В число тех, кто ведет активную поисковую работу, входят и кладоискатели. Сторонники поисковой деятельности видят в ней массовое общественное движение, перерастающее в «параллельную» археологическую науку.  

         А археологи бьют тревогу: идет разграбление археологического достояния страны в масштабах, сопоставимых с национальным бедствием. Оно ведет к невосполнимой утрате фонда археологических памятников разных эпох.

       Сами поисковики нередко отождествляют себя с археологами - любителями и считают, что находя и извлекая из земли древние предметы, они могут тем самым помогать археологам и приносить пользу отечественной археологии. 

         Профессиональные археологи видят в людях, занимающихся приборным поиском, мародеров и грабителей, ничего общего с археологией не имеющих. И считают необходимым принятие самых жестких мер по пресечению подобной поисковой деятельности.

          Попробуем посмотреть на деятельность поисковиков-копателей их глазами, проанализировать ее, вскрыть причины столь жесткого отношения к ней со стороны археологов и разобраться, возможно ли достичь «мирного» сосуществования профессиональной полевой археологии и любительского приборного поиска предметов древности и старины.

          Уроки проводит редактор подраздела «Археология» ЭПИ «Открытый текст» Гусева Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, профессиональный археолог с более чем 50-летним стажем археологических полевых работ. 

Урок первый. Полевая археология и современные требования к ней

        Здравствуйте! Предлагаю начать первый урок.

          Напомню вопрос, поставленный редакцией ЭПИ: возможно ли достичь «мирного» сосуществования профессиональной полевой археологии и любительского приборного поиска предметов древности и старины.

          Предлагаю сначала разобраться, чем и как занимается полевая археология. Начнем?

              Археология - это вид научно-исследовательской деятельности. Любой вид деятельности ставит перед собой определенные цели. Целью научной деятельности является получение нового знания. Применительно к археологии - это получение знаний по истории человечества, в первую очередь по истории тех ее эпох, когда письменности еще не существовало или когда письменных источников недостаточно.   

               Археология изучает следы человеческой деятельности, преимущественно скрытые в земле или под водой. Это делает необходимым проведение т.н. полевых работ, которые нередко называют полевой археологией. К этим работам относятся поиск памятников археологии и их раскопки. Представление о том, что полевая археология своей целью ставит поиск и извлечение из земли исключительно древних предметов – ошибочное. Полевые работы проводятся с целью изучения конкретных археологических памятников, сбора с них максимально полной и разносторонней информации. И отдельная находка, и место ее залегания, и состав культурного слоя, в котором она находится - это все «единицы» информации, из научного анализа которых при дальнейшем изучении в лабораторных и кабинетных условиях будет «вырабатываться» новое знание. Поэтому полевая археология – это не отдельный, самостоятельный вид деятельности, а составная часть профессиональной, «научной» археологии.

         Любое «вторжение» в памятник археологии (научные раскопки - не исключение) неизбежно влечет за собой его повреждение или уничтожение. Уничтожается последовательность напластований в культурном слое. Находки извлекаются из мест своего залегания. И если при этом не ведется необходимая фиксация расположения находок, если раскопки ведутся непрофессионально, то утрачивается содержащаяся в памятнике информация. Раскопанный памятник археологии восстановлению не подлежит, второй раз раскапывать раскопанное бессмысленно. Поэтому к археологическим полевым работам предъявляются очень строгие требования. Выполнять их может только профессионал, имеющий соответствующее образование, опыт полевых работ и работающий в специализированном учреждении, ведущем археологические исследования.

         Порядок проведения археологических полевых работ и составления научных отчетов по ним жестко регламентированы. Советую заглянуть на сайт Института археологии РАН, являющегося головным археологическим учреждением страны, на страницу Отдела

полевых исследований и ознакомиться с Положением о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчётной документации. Станет ясно, что для проведения полевых археологических полевых работ любительского уровня подготовки недостаточно.

         И нет ничего удивительного в том, что археологические полевые работы проводятся строго по специальным разрешениям, называемым Открытыми листами. Выдаются Открытые листы Министерством культуры РФ по согласованию с Институтом археологии РАН по заявлениям исследователей, с приложением обязательного ходатайства учреждения, в котором исследователь работает, и подтверждением права данного учреждения проводить археологические полевые работы. Ведется строгий учет выданным Открытым листам. По каждому из них исследователь сдает научный отчет в Институт археологии РАН, где эксперты оценивают степень его соответствия предъявляемым требованиям. Оценка экспертов учитывается при рассмотрении заявок на последующие Открытые листы.

        Утверждение о том, что раньше, в советское время Открытые листы для обследования археологических памятников могли получать старшеклассники, верно лишь отчасти. Не каждый старшеклассник мог стать держателем открытого листа. Он должен был заниматься либо в археологическом кружке, либо участвовать в археологических экспедициях. Заявку подавал не он, и не его родители, а археологическая организация или государственный орган охраны памятников, или Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Именно те, кто ходатайствовал в выдаче Открытого листа школьнику, несли ответственность за качество планируемых полевых работ. В обязательном порядке требовалась рекомендация от авторитетного археолога, который не просто подтверждал имеющиеся у школьника необходимые навыки, но и перечислял, где и у кого он их получил. Кроме того, школьник-держатель Открытого листа по окончании полевых работ обязан был сдать на экспертизу в Институт археологии научный отчет, выполненный по всем правилам, без скидок на школьный возраст.

       Сегодня требования не только к раскопкам, но и к разведкам возросли. И это не «завинчивание гаек». Это и результат перехода археологических исследований на новый уровень, это и повышение социальной ответственности исследователя за сохранение археологического наследия. Я не представляю, как сегодняшний, даже очень «продвинутый» школьник самостоятельно может выполнить хотя бы самые простые археологические полевые работы в соответствии с современными требованиями. 

        У некоторых поисковиков существует мнение, что «археолог – это дипломированный копатель и не более». Неправильное представление. Оно свидетельствует лишь о том, что считающий так человек не представляет себе сущности исследовательской работы. Археолог - это исследователь. А «исследователь» и «копатель» – это совершенно разные понятия. Чтобы быть исследователем, нужно обладать научным мышлением, знать научные подходы в работе и применять в своей деятельности научные методы. От «копателя» этого не требуется. Да и мотивация у исследователя и «копателя» абсолютно разная.

        Итак, я попыталась коротко объяснить, в чем сущность и особенность полевой археологии. Если возникли вопросы, пишите, спрашивайте. У нас еще будет возможность обменяться мнениями. 

         На следующем уроке мы попытаемся разобраться, чем и как занимаются любители приборного поиска, есть ли у них право считать себя любителями- археологами, любителями от науки.

  Расстаемся до следующего урока. Желаю полезных размышлений.

Урок вела Т.В.Гусева

 


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 02.09.2018
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 10.42 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусева Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Урок первый. Полевая археология и современные требования к ней
Урок второй. Любительский приборный поиск и полевая археология
Урок третий. Любительский приборный поиск и рыбалка
Урок четвертый. Любительский приборный поиск и закон
Урок пятый. Любительский приборный поиск и коллекционирование древностей
Урок шестой. Открытый разговор
Урок седьмой. Продолжение открытого разговора
Урок восьмой. Подведение итогов
Урок девятый. Показательный

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100