Здравствуйте!
Отстаивая права на свое увлечение, поисковики-копатели нередко проводят параллель между деятельностью любителей приборного поиска и рыбалкой. Разве кем-нибудь ставится под сомнение «безвредность» удовольствия посидеть на берегу речки с удочкой? Так на чем же тогда основаны претензии к поисковикам-копателям, которые также в свое удовольствие бродят по полям со «своей удочкой» - металлодетектором?
Есть над чем подумать? Давайте разбираться.
Ну, начнем с общего, с того, что объединяет эти два вида увлечений.
Нельзя не согласиться, что и рыбалкой, и приборным поиском люди занимаются независимо от своих профессий. Это увлечение, досуг. Чаще всего индивидуальнй, а не коллективный. И рыбалка, и поиск древностей в земле нацелены на некую добычу. Это хороший улов или интересная находка. И от процесса добывания, и от его результата люди получают удовольствие, испытывают спортивный азарт.
На первый взгляд, удовлетворение своих личных интересов и у тех, и у других не вступает в противоречие с общественными интересами. Но это только на первый взгляд.
Рыболов-любитель обязан соблюдать четкие ограничения по месту, срокам, методам и объемам «получаемого удовольствия». В противном случае, он попадает в категорию браконьеров со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ограничения устанавливаются не им самим, а государством. И именно государство следит за их соблюдением в целях сохранения природного потенциала. Рыболов-любитель лишь следует установленным порядкам. Его действия не наносят ущерба ни природе, ни другим членам общества, которые имеют равные с ним права.
То же самое относится и к охотникам-любителям, и к собирателям грибов или ягод. Эти виды увлечений тоже имеют ограничения и допустимы только при условии, если они не причиняют ущерба природе и обществу. Полагаю, что с этим никто спорить не будет.
А что же поисковики- копатели? Руководствуются ли они в своей деятельности существующими правилами и ограничениями? Нет. Более того, они считают вправе самим определять нормы допустимого и давать общественную оценку своему увлечению, исходя исключительно из своих индивидуальных интересов. Утверждения типа «мы ничего не разрушаем», «разрушать-то собственно и нечего», «наши находки не представляют большой ценности», «мы даем находкам вторую жизнь» достаточно популярны в среде поисковиков-копателей. В подобных высказываниях нет и тени сомнений в их объективности. А ведь суждения эти субъективны. Быть мнением, нет, даже убеждением отдельных людей они могут. Это право этих людей. Но ведь есть еще и другие люди, которые также имеют право на свои суждения, которые могут быть диаметрально противоположными. Мерилом объективности будет соблюдение норм и правил, установленных для сохранения культурного наследия и его использования.
Таким образом, сравнивая поисковиков-копателей и рыболовов-любителей, приходится констатировать существенное различие между ними по отношению к объекту своего увлечения. Одни ведут себя с учетом установленных правил. Это рыболовы-любители. Другие, поисковики-копатели, обосновывают свое поведение исключительно собственными суждениями.
Другое существенное различие в деятельности рыболовов-любителей и поисковиков-копателей кроется в объектах их интереса. Для рыболовов, также как для охотников, ягодников, грибников это ресурсы живой природы, т.е. то, что производится и воспроизводится самой природой. И если человек не наносит природе ущерба своим увлечением, то она сама естественным путем восстанавливает ту часть, которую он у нее изымает: рыба в речке, дичь в лесах, ягодные поляны и грибные места не исчезнут. И сохранятся не только для нынешнего, но и для будущих поколений людей.
Другое дело, культурное, в том числе и археологическое наследие, к которому бесспорно относятся и предметы древности, залегающие в земле. Это продукт человеческой деятельности. Он уникален и неповторим. И не обладает свойством «самовоспроизводиться». Памятник археологии – не ягодная поляна, а археологическая находка – не ягода. И на том месте, где ее вынул из земли поисковик-копатель, на следующий год она заново «не вырастет». А ценность каждой находки измеряется не только «товарной стоимостью». Все находки без исключения обладают и культурной, и научной, и мемориальной ценностью. Археологическое наследие, включая отдельные находки, невосстановимо. Ни один, самый удачный новодел, не заменит подлинного предмета, который «жил» сотни и тысячи лет назад. Он так и останется новоделом. Поэтому потери от несанкционированного вторжения в археологическое наследие невосполнимы. Подчеркну, невосполнимы, независимо от объемов и методов вторжения, от степени уникальности обнаруженных предметов. Именно поэтому увлечение приборным поиском предметов древности и изъятием их из земли ставит под угрозу сохранность археологического наследия и, следовательно, неизбежно ведет к его уничтожению. В этом принципиальное отличие этого увлечения от увлечения рыболовов-любителей. Увлечение рыболова-любителя не угрожает объекту своего интереса, не мешает ему воспроизводиться. Рыболов-любитель может «изымать» у природы часть ее «даров», не нанося ей тем самым ущерб. Поисковик-копатель, удовлетворяя свой интерес, изымает из археологического наследия его часть, которая никаким образом и никогда восполнена не будет, а следовательно причиняет ему ущерб.
Во всех цивилизованных странах разработаны законы, направленные на сохранение археологических древностей. Есть такой закон и в нашей стране. К сожалению, незнание и несоблюдение его - черта, характерная именно для поисковиков-копателей.
Что ж, будем знакомиться с этим законом на следующем уроке.
До встречи. Т.В. Гусева