history/archaeology/kopat/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Открытые уроки для поисковиков-копателей

 Открытые уроки для поисковиков-копателей
Размер шрифта: распечатать




Урок восьмой. Подведение итогов (5.97 Kb)

 

           Здравствуйте!

           В этом году мы собрались в последний раз. В последний день уходящего года. И я очень признательна вам за то, что в предпраздничной суете нашли время, чтобы заглянуть на урок.

           Пора подвести итоги. Скажете, что они удручают? Не соглашусь. Да, вывод получился однозначный: общих интересов между поисковиками-копателями и археологами не оказалось. Приборный поиск и археология имеют разные цели, и по этой причине приборный поиск нельзя считать разновидностью археологии. Археологи занимаются сохранением археологического наследия в интересах общества, поисковики-копатели удовлетворяют свой индивидуальный интерес к древностям методами, которые несут в себе угрозу для сохранения археологических памятников. Именно в этом заключается препятствие для сотрудничества между теми и другими.

       Когда я получила от главного редактора предложение пообщаться с поисковиками-копателями на страницах нашего издания, моя реакция была мгновенной и категорически отрицательной. Не видела смысла тратить время впустую, полагая, что толку не будет. Однако, подумав, я решила попробовать. Захотелось и самой поразмышлять, почему не удается донести до любителей приборного поиска суть разногласий с профессиональными археологами. Так родился замысел открытых уроков. Что получилось, а что нет, судите сами.

         Как мне кажется, удалось выделить основные суждения, на которых строится самооценка поисковиков-копателей. Рассуждая о своем праве на увлечение приборным поиском, они исходят из следующего:

1.Приборный поиск - это увлечение, которое может быть названо любительской археологией.

 2.Это увлечение в том виде, в каком оно существует, «безобидно» и не приносит вреда ни обществу, ни культурному наследию.

3.Нежелание профессиональных археологов идти на сотрудничество с любителями приборного поиска вызвано исключительно их предвзятостью к поисковикам-копателям и стремлением не допустить «посторонних» в сферу своих «кастовых» интересов.

       Эти суждения следует признать ошибочными, т.к. они построены на неверных представлениях а) о культурном наследии, частью которого являются скрытые в земле археологические древности; б) о российском законодательстве по сохранению культурного наследия; в) о деятельности профессиональных археологов. Они вводят в заблуждение как самих любителей приборного поиска, так и тех, кто им симпатизирует. И не способствуют конструктивному разговору с профессиональными археологами.

         Но это вовсе не означает, что в перспективе не может быть сотрудничества. Для этого нужно только, чтобы поисковики-копатели поняли, что из себя представляет археологическая деятельность на самом деле, а не так, как им видится, и захотели в ней участвовать, соблюдая принятые требования и правила. Любителям приборного поиска нужно самими определиться, чего они хотят: продолжать заниматься своим увлечением вопреки действующему законодательству или пересмотреть свое отношение к археологическим древностям с тем, чтобы стать помощниками археологов.

     Тем, кто хочет себя попробовать в археологии, не связывая «крепкими узами с наукой», сегодня предоставляется масса возможностей. Многие экспедиции сейчас привлекают на раскопки волонтеров. Стать волонтером - отличный способ проверить на деле, совпадают ли свои представления об археологии с действительностью, годитесь ли вы для археологической работы. По своему опыту знаю, что большинство новичков, побывавших в экспедиции, расстается с розовыми очками, сквозь которые они смотрели на профессию археолога, в первые же дни пребывания на раскопе. Быть археологом под силу не каждому. Тем не менее, немало людей, для которых участие в экспедиции становится увлечением на многие годы.

       Представление о работе археологов можно получить из книг. Только нужно выбирать книги, которые пишут о своей профессии сами археологи. Можно заглянуть и к нам на «Открытый текст». В подразделе «Археология» в рубрике «Репортажи с раскопок» мы регулярно рассказываем о своей работе, старясь показать ее такой, какой она есть на самом деле.

         Хочется надеяться, что наши уроки пошли на пользу тем, кто «ходил» на них, и будут полезны всем, кто на них еще «придет». По крайней мере, они дают повод задуматься о сущности приборного поиска.

         Хочу поблагодарить всех, кто принял участие в открытых уроках, нашел время поделиться своими мыслями, суждениями, размышлениями. Поздравляю с наступающим новым 2019 годом, желаю в новом году «построить» свои отношения с археологическими древностями без ущерба для общества и найти достойное применение своему увлечению.

          А вместо новогоднего подарка я приглашаю вас на дополнительные уроки, в которых расскажу о профессии археолога и об археологических находках.  

 

До встречи в январе2019 года, Т.В. Гусева.


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 31.12.2018
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 5.97 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусева Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Урок первый. Полевая археология и современные требования к ней
Урок второй. Любительский приборный поиск и полевая археология
Урок третий. Любительский приборный поиск и рыбалка
Урок четвертый. Любительский приборный поиск и закон
Урок пятый. Любительский приборный поиск и коллекционирование древностей
Урок шестой. Открытый разговор
Урок седьмой. Продолжение открытого разговора
Урок восьмой. Подведение итогов
Урок девятый. Показательный

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100