history/archaeology/museum/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Музей одной находки

 Музей одной находки
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусева. Птичка певчая (2.71 Kb)

          
           Какие прекрасные ощущения дарит весна! После ненастья слякотной зимы
 все вокруг оживает, благоухает, чирикает. Чисто вымытое голубое небо, залитый солнцем день, не успевшая пропитаться городской пылью зелень! И глядя на эту синюю птичку, нарисованную на дне чаши, кажется, что она сейчас почистит свои перышки и запоет.
             Нашли мы ее прошлым летом в слое разрушенной усадьбы XVII-XVIII в. на стройке во дворе д. №1 по ул. Минина в Нижнем Новгороде. Она украшает собой дно чаши, сделанной из т.н. кашина (полуфаянсовой массы) и покрытой бесцветной поливой.
Это работа восточного мастера, иранского или турецкого. С оборотной стороны на дне стоит клеймо. Но я бы обратила внимание не на него, а на стилистику изображения. Именно она раскрывает почерк мастера и позволяет заглянуть в его внутренний мир.
        Знаток  истории фаянса А.Н.Кубе писал: «Вообще, при оценке или любовании каким-нибудь произведением искусства очень важно уяснить себе, или, что еще важнее,  «почувствовать» темп работы, «прочувствовать», так сказать, через самое вещь биение пульса определенной эпохи…..
……..«полу-фаянсы» достигли своего высшего расцвета на  Востоке, а «настоящие фаянсы» на Западе. Теперь мы можем попытаться объяснить себе это явление. Быстрый темп работы, требуемый техникой настоящих фаянсов, не соответствовал,  по-видимому, медленной и вдумчивой манере работы восточного мастера. Восточный мастер выводил свой рисунок осторожно и проникновенно: упорным трудом, а не творческим порывом, как западный мастер, шел он к своей цели, и сырая глазурь, жадно впитывавшая краски и не допускавшая никаких поправок, представлялась ему слишком ненадежной и шаткой основой для его работы….».
        Какую эта чаша «прожила» жизнь вдали от родных мест, мы не узнаем никогда. А вот эта взъерошенная синяя птичка так хорошо вписалась в весну 2008 года, что уже и не сказать, кому она доставила больше радости – восточному мастеру, который ее рисовал, нижегородцу, приобретшему чашу для своих хором или нам, археологам, которые вынули черепок с ее изображением из слоя пожара.

 
 
 
 
размещено 5.05.2008

(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусева Т.В.
  • Размер: 2.71 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусева Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Т.В. Гусева. Галантный кавалер
Т.В. Гусева. Жертва несчастного случая
Т.В. Гусева. Жила-была тарелка из «нарпита»
Т.В. Гусева. Тайна без имени
Т.В. Гусева. Разбитая жизнь хозяйки обеденного стола
Т.В. Гусева. Про милых дам
Т.В. Гусева. Знак молодецкой удали
Т.В. Гусева. Хранитель чужих тайн или «Постоялый двор, кабак, темница…»
Музейная реликвия
Т.В. Гусева. О любви
Т.В. Гусева. Мужская «забава». Дамская «штучка»
Т.В. Гусева. Птичка певчая
Т.В. Гусева. «Как солнечный луч воспламеняет гранат в твоем перстне…»
Т.В. Гусева. Защитник отечества

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100