Т.В. Гусева. Тайна без имени (4.72 Kb)
В 2011 году в Нижнем Новгороде при раскопках приходского некрополя XVII - XVIII вв. при Верхнепосадской Никольской церкви археологи в числе нескольких сотен захоронений расчистили одно погребение с остатками головного убора. Оно принадлежало женщине, которая по определению московских антропологов С.В. Васильева и С.В. Боруцкой умерла в возрасте 30-35 лет. Ни по своему местоположению, ни по устройству могилы погребение ничем не отличалось от других рядовых захоронений. Оно было зафиксировано в толще могильного слоя, в самой гуще очень плотно расположенных могильных ям. Его могильная яма нарушала предшествующие захоронения, была частично разрушена более поздними погребениями и ничего загадочного не предвещала.
Однако после того, как в 2012 году реставраторы О.В. Орфинская, В.П. Голиков, И.И. Елкина из «Центра исследования исторических и традиционных технологий» Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им Д.С. Лихачёва (г. Москва) вернули нам отреставрированный головной убор, в нашу жизнь нежданно-негаданно вошла тайна.
В прилагаемом к отреставрированному предмету отчете исследователи написали: «Проведенное исследование позволило установить, что фрагменты текстиля, обнаруженные на голове погребенной (погребение №367) из некрополя Верхнепосадской Никольской церкви Нижнего Новгорода, являются остатками головного убора замужней женщины – волосника, выполненного из красного шелкового очелья и ажурного верха, сплетенного в технике «спрэнг». Очелье волосника орнаментировано золотным шитьем с изображением «древ» и единорогов. Можно предположить, что волосник активно носился при жизни его хозяйки. На это косвенно указывает частичная утрата позолоты с внешней стороны нитей, из которых сплетен волосник. Под волосником, вероятно, был некий головной убор из шелковой ткани, возможно, нижняя шапочка или убрус. На это указывают небольшие фрагменты шелковой ткани, обнаруженные под сеткой. Использованные материалы, техника изготовления, классическая орнаментальная композиция и изображение единорогов позволяют датировать этот головной убор концом XVI - началом XVII вв.». И в чем же тут тайна, спросите вы?
А дело в том, что такой волосник мог принадлежать только очень знатной женщине. Московские реставраторы отмечают, что «шелк, серебряные и золотные нити в XVI-XVII вв. стоили дорого, а работа по изготовлению головных уборов была трудоемкой. Кроме того, все ранее находимые волосники принадлежали женщинам царского дома, княжеских или знатных боярских семей. В большинстве случаев имена их владелиц известны и имеют весьма высокий статус. Из точно датированных самым ранним является волосник Софьи Палеолог (†1503 г). а самым поздним – Агафьи Семеновны Грушецкой (супруги царя Федора Алексеевича) (†1681 г)». Судя по письменным источникам (писцовая и переписная книги XVII в.) среди прихожан Никольской церкви не было столь знатных лиц, в быту которых могли водиться подобные дорогие вещи.
Таким образом, найденный волосник - не просто женский головной убор. Это «статусный» головной убор, который «не вписывается» в социальныую среду Верхнего посада. Его владелице по статусу положено быть погребенной либо в монастыре, либо в храме или на почетном месте около него, но никак не в гуще могил среди рядового посадского люда. Только особенная женская судьба, только стечение неизвестных нам обстоятельств могли «совместить несовместимое». И подарить нам тайну. Тайну без имени. Сумеем ли мы ее когда-нибудь раскрыть? Или тайны без имени имеют право хранить молчание?
Илл. 1. Так волосник выглядел до реставрации.
Илл. 2. Так волосник выглядит после реставрации.
(0.1 печатных листов в этом тексте)
|