Желающих высказаться по этому вопросу, а также обсудить итоги нашего проекта, к сожалению, не оказалось. Наверное, виною тому напряженная пора сдачи отчетов и подготовки к новому полевому сезону. Поэтому мы решили объединить два последних Круглых стола и провести их в апреле, приурочив к международному Дню охраны памятников и исторических мест, который отмечается 18 апреля. Ведь проблемы охранной археологии - это часть большой общей проблемы сохранения историко-культурного наследия в целом.
Итак, охранная археология в социо-культурном простанстве общества. Какое место она в нем занимает? Что дает обществу? Наконец, нужна ли она ему? Или это одна часть общества (очень немногочисленная, кстати) в лице представителей археологической науки за счет другой части общества в лице застройщиков удовлетворяет свои узко корпоративные интересы?
Попробуем разобраться в этом на примере городской охранной археологии.
Современное общество стремительно несется вперед, в сутолоке настоящего не успевая задуматься о том, что свое будущее оно строит сегодня и сейчас. И как ни парадоксально это звучит, раствором, прочно скрепляющим «кирпичики» здания этого будущего, является прошлое. Именно от прочности «раствора»- нашей исторической памяти, нашего опыта, взятого из прошлого, традиций и навыков, проверенных временем, зависит, как долго будет стоять и будет ли построено вообще это здание.
Утрата обществом или его отдельными элементами ценностных ориентиров по отношению к историко-культурному наследию неизбежно ведет к его забвению или разрушению. Востребованность историко-культурного наследия не является врожденным качеством. Она формируется в процессе межпоколенных связей через традиции, нормы, правила, систему образования и просвещения. Наличие исторической памяти как у социума в целом, так и у отдельных его групп является условием социального существования в настоящем и залогом его сохранения в будущем. Не случайно во все времена и у всех народов любые завоевания сопровождались уничтожением среды обитания и «стиранием» исторической памяти.
Среда обитания является тем пространством, в котором складывается, закрепляется и транслируется историческое самосознание, историческая самоидентификация, историческая память. Существенной компонентой этой среды является ее историчность, включающая в себя разнообразные элементы историко-культурного наследия. Сохранение историко-культурного наследия приобретает смысл и реализуется лишь при условии его востребованности обществом. Естественно, законсервировать историческую среду, превратив в объект музейного показа, без утраты ее жизнеспособности невозможно. Точно также, любая модернизация этой среды чревата утратой ее историко-культурного смысла. Поэтому вопрос преобразования любой исторической территории неизбежно требует выработки четких критериев сохранения как историко-культурного наследия в целом, так и его отдельных элементов.
Одним из таких элементов является культурный (археологический) слой исторического города. Его информационные возможности практически неисчерпаемы.
Культурный слой исторического города – это богатейшая подземная кладовая, в которой живет наше прошлое и хранятся ключи к разгадкам его тайн. Принадлежат эти богатства всему обществу, как нынешнему, так и будущему. И они должны быть ему доступны. Именно с таких позиций нужно оценивать потенциал охранной археологии, максимально используя ее результаты не только в узком кругу специалистов, но и в обществе в целом. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев социо-культурный ресурс охранной археологии остается невостребованным. Мы научились проводить охранные раскопки и освобождать от культурного слоя строительные площадки. Мы научились собирать ценнейший научный материал. Основная задача раскопок - переместить археологический материал «в пространстве и времени» с минимальными потерями содержащейся в нем информации в целом решается. Но если полевые натурные работы и их финансирование находятся под защитой закона, то дальнейшая судьба археологических материалов оказывается совершенно беззащитной. Отсутствует не только контроль за передачей находок в музеи. Не разработаны принципы отбора археологического материала для музейного хранения и его дальнейшего использования. «Складированный» в музеях, он утрачивает силу своего эмоционального воздействия в качестве подлинного свидетеля давно ушедших времен в виде музейных экспонатов. Заложенная в нем информация о прошлом редко без искажений доходит до массового читателя и практически не используется ни в образовательных программах, ни в научно-популярной литературе, ни в электронных изданиях. А ведь археологическое наследие может активно участвовать в сегодняшней, современной жизни. Затрата средств и усилий на извлечение археологических материалов из земли без дальнейшего применения лишена смысла. Наша общая задача - сделать так, чтобы охранная археология была «заметна» в жизни общества и «работала» на воспитание в нем уважительного отношения к своему прошлому, своей истории. Хочется надеяться, что наши Круглые столы и размышления их участников будут способствовать этому.
Поскольку предложений по продолжению проекта в редакцию не поступило, торжественно объявляю его завершенным. Нет смысла перечислять участников. Желающие могут «пролистать» наши выпуски и убедиться в их представительности. Правда, мы приглашали значительно больше людей, рассчитывали на более активную ответную реакцию. Тем не менее, поставленные задачи можно считать выполненными. По статистике за время выхода Круглых столов с мая 2009 по апрель 2010 года на их «заседания» было сделано более 500 «заходов». Хочется верить, что эти посещения не были бесполезными.
Искренне верю, что наши « Круглые столы с острыми углами» подтолкнут не только к размышлениям, но и к активным действиям всех, кому не безразлична судьба, как нашего прошлого, так и нашего будущего. В канун Дня охраны памятников от всей души всем защитникам историко-культурного наследия желаю творческих сил, удач и побед.
Искренне Ваша, ведущая круглых столов, Татьяна Владимировна Гусева.
© Открытый текст
размещено 16.04.2010