history/archaeology/settlement/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Исторические поселения глазами археологов

 Исторические поселения глазами археологов
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусева. Территория Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем Новгороде как объект археологического исследования (Тезисы доклада для участия в 5-м Международном научно-практическом Симпозиуме «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси») (5.35 Kb)

 

Вознесенский Печерский монастырь наряду с Благовещенским относится к древнейшим нижегородским монастырям. Однако в отличие от Благовещенского, он сменил свое первоначальное местоположение. После оползня 1597 г., разрушившего все его постройки, Вознесенский Печерский монастырь был перенесен на новое место, где в XVII-XVIII вв. сформировалась его планировочная структура и архитектурный ансамбль, сохранившиеся до настоящего времени.

В 1960 году ансамбль Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря был поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения. В настоящее время он является памятником федерального значения. Культурный слой Вознесенского Печерского монастыря в границах монастырских стен XVII в. (по их внешней стороне) был выделен в качестве отдельного памятника археологии в 2000 г.

Археологическое обследование монастырской территории, проведенное «Археологической службой» в 2009 году в связи с разработкой раздела «Обеспечение сохранности объекта археологического наследия – культурного слоя Вознесенского Печерского монастыря» для проектной документации по благоустройству его территории не выявило ни переработанных ювенильных почвенных горизонтов, ни стратифицированного культурного слоя, являющихся признаками, характерных для поселенческих структур.

Это послужило поводом подойти к монастырской территории как объекту самостоятельного изучения и проанализировать характер ее преобразований с учетом антропогенного воздействия.

Хозяйственная деятельность, влияющая на состояние ювенильных почвенных горизонтов и создающая предпосылки для формирования культурного слоя, велась на территории монастыря со времени его переноса со старого места. Упоминание семи холмов в «Сказании о разрушении Печерского монастыря» «выдает» оползневое происхождение участка под новое строительство, а из текста явственно следует, что еще до начала строительства на выбранной площадке была произведена репланировка. За время существования Вознесенского Печерского монастыря на новом месте (до 20-е гг. ХХ в.) хозяйственное освоение его территории шло по нескольким направлениям: велось каменное и деревянное строительство, проводились различные земляные работы: рытье траншей под фундаменты, котлованов под постройки, могильных ям, обработка почвы в садах и огородах, репланировки отдельных участков после пожаров, при благоустройстве, при противооползневых мероприятиях. Повседневно-бытовая деятельность делала необходимым устройство помоек и рытье выгребных ям. По видам использования территории в монастыре могут быть выделены 4 зоны: жилая, культовая, хозяйственная и зона некрополя. Границы зон на протяжении столетий не менялись, за исключением разросшегося со временем некрополя. В плане хозяйственных преобразований Вознесенский Печерский монастырь, как и любой средневековый монастырь, являлся достаточно консервативной поселенческой структурой. Это не могло не повлечь за собой медленное нарастание  антропогенных слоев, их небольшую толщину и как следствие – повышенную «чувствительность» к повреждениям в результате различного рода земляных работ. В состав культурного слоя, исходя из протекавших на территории монастыря процессов, в разных комбинациях и с разной степенью сохранности, могли входить:

 - верхние почвенные горизонты со следами антропогенного воздействия;

 - антропогенные напластования (следы пожаров, прослойки со строительным мусором, подсыпки, выкиды из ям, траншей и котлованов);

- археологизированные остатки несохранившихся строений;

- котлованы от заглубленных в материк построек;

- захоронения (грунтовые могилы, подземные склепы, остатки надгробных сооружений, оград);

- артефакты (вещевой и массовый материал).

Использование монастырской территории под жилищно-бытовые и производственные нужды города в первой половине – середине XX в., работы по реставрации архитектурных памятников во второй половине XX в., масштабные работы по благоустройству монастырской территории, развернувшиеся после возвращения обители Русской православной Церкви в 1995 г., неизбежно сопровождались различного рода земляными работами, разрушающими напластования предшествующего времени.

Однако наличие повреждений культурного слоя не исключает в его составе участков с непотревоженными напластованиями. Высока вероятность сохранения в земле археологизированных остатков несохранившихся строений и котлованов заглубленных в материк средневековых построек. В зоне некрополя помимо захоронений в грунтовых могильных ямах и склепах, возможно обнаружение остатков надмогильных сооружений. Вышесказанное определяет археологическую ценность территории Вознесенского Печерского монастыря и позволяет рассчитывать на получение археологическими методами качественной исторической информации не только по формированию застройки и выявлению утраченных построек, но и по повседневной монастырской жизни.


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 23.10.2012
  • Автор: Гусева Т.В. (hanum@nm.ru)
  • Ключевые слова: Вознесенский Печерский монастырь, охранная археология, культурный слой
  • Размер: 5.35 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусева Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Г.П. Ведмидь. Археолого-этнографический комплекс Казымский (Юильский) Острог: исследования 2008 года
О.И. Приступа. Легенды и были Самарова городка (г.Ханты-Мансийск)
Т.В.Гусева. Городец и Нижний Новгород в свете археологических данных XII-XIII вв.
Ю.В. Зарубин, Т.В. Сергина. Городской некрополь при Верхнепосадской Никольской церкви г. Нижнего Новгорода по результатам раскопок 2013 г.
Т.В. Гусева. Итоги и перспективы археологического изучения Городца на Волге
Т.В. Гусева. Историко-культурная среда и ее сохранение в малых городах России (из опыта работы в Городце)
Т.В. Сергина. Вязьма на полотнах баталистов XIX в.
Э.Д. Зиливинская. Золотоордынские мавзолеи Северного Кавказа
Э.Д. Зиливинская. Архитектура благочестия в Золотой Орде (по письменным источникам и археологическим данным)
В.И. Завьялов. Кремль Переяславля Рязанского в XVII веке по археологическим данным
В.И. Завьялов. Кремль Переяславля Рязанского в XVII веке по археологическим данным (окончание)
Т.В. Гусева. Территория Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем Новгороде как объект археологического исследования (Тезисы доклада для участия в 5-м Международном научно-практическом Симпозиуме «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси»)
Э.Д. Зиливинская. Раскопки минарета на Селитренном городище
Т.В. Гусева. Морфология средневекового культурного слоя Нижнего Новгорода

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100