Наличие историко-культурной среды - неотъемлемый признак любого исторического города. Составление программ перспективного развития невозможно без ее учета. От правильного понимания содержания историко-культурной среды (ИКС) зависит эффективность не только методов сохранения, но и использования в жизни современного общества.
К сожалению, ИКС чаще всего понимается лишь в градостроительном аспекте. При таком подходе акцент неизбежно делается на реставрации и консервации отдельных памятников, участков исторической застройки и т. д., т. е. на охране ее вещественных элементов. При этом из поля зрения упускается тот факт, что ИКС - понятие более емкое, неразрывно связанное с сохранением, формированием и существованием исторической памяти. Жители городов являются носителями и хранителями этой памяти. Они не только пользуются памятниками, но и формируют критерии отношения к ним. Если в сознании населения размыты или утрачены культурные и исторические значения памятников, вложение средств в их охрану теряет всякий смысл. Удержать память реконструкцией отдельных материальных останков невозможно. Память - это живой организм, существующий только через культурное самосознание. Двуединый процесс превращения исторической среды в памятниковую, а памятниковой - в историческую - это культурный процесс[1].
Не ставя целью детальный разбор содержания понятия ИКС, отметим лишь, что принижение ее исторического и социального аспектов неизбежно ведет к одностороннему подходу в ее сохранении. Охранительная работа при этом превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы. В эпоху кардинальных изменений в жизни общества это особенно очевидно.
А ведь именно сегодня, когда пересматриваются критерии ценности исторического наследия как материального, так и духовного, когда идет активный процесс формирования частной собственности, нужна не просто охрана памятников. Сегодня, необходима продуманная, рассчитанная на перспективу политика сохранения ИКС во всем ее многообразии во имя дальнейшего поступательного развития общества.
К сожалению, мы должны констатировать, что работу по формированию такой политики ни на федеральном, ни на региональном уровне нельзя признать удовлетворительной.
Возьмем, к примеру, Федеральную программу «Возрождение и развитие малых городов России». Нужно отдать должное разработчикам программы: сохранение исторического наследия малых городов поставлено в число основных задач[2]. Однако при этом сохранение ИКС сведено ими к комплексной реконструкции исторических зон городов, включающей «реставрацию памятников, реконструкцию и развитие инженерной инфраструктуры, реконструкцию и повышение благоустройства жилищного фонда, а также объектов сферы обслуживания»[3]. Навряд ли такой подход можно назвать концептуальным и ждать от него должного эффекта.
Не обнадеживает и работа на региональном уровне. По признанию авторов программы предложения с мест сводились к вопросу об источниках финансирования, реставрации памятников и оказания помощи в укомплектовании современными техническими средствами действующих культурно-просветительских учреждений[4]. На местах же мы наблюдаем активный процесс бюрократизации областных органов охраны историко-культурного наследия, чиновный подход к решению насущных проблем, беспомощность перед структурами власти, подчас полная зависимость от них. Конкретная работа при этом ограничивается постановкой на охрану и «штучной» реставрацией отдельных историко-архитектурных объектов.
Вместе с тем вопрос о содержании понятия ИКС и формировании политики ее сохранения далеко не праздный. Это вопрос о распределении выделяемых средств, сегодня особенно скудных в бюджетах всех уровней. В подавляющем большинстве случаев основная их часть идет на реставрацию и консервацию памятников, содержание управленческого аппарата. При этом, видимо, высокий уровень исторического самосознания населения считается врожденным и не требующим затрат ни на его поддержание, ни на его формирование.
Возможен ли позитивный сдвиг в сложившихся условиях в этом вопросе на местах? Думается, да. Об этом свидетельствует опыт работы в Городце.
Городец - древнейший русский город Нижегородского Поволжья, ныне один из районных центров Нижегородской области. Начав свою жизнь более восьми веков назад, он прошел через все эпохи. Несмотря на отсутствие уникальных, выдающихся памятников (за исключением средневековых укреплений), город имеет свой индивидуальный и неповторимый облик. Причиной этому не только живописный ландшафт.
Каждая эпоха оставила в городе что-то свое: валы и рвы ХII-ХIV вв., культурный слой, насыщенный находками этого времени; культовые постройки, богатый арсенал письменных источников, топонимику XVII-XVIII вв.; целые кварталы застройки с жилыми домами, лавками, усадьбами, мостами, инженерными сооружениями ХIХ - нач. XX вв.; уникальные названия улиц времен революционных преобразований; современные архитектурные комплексы.
Потенциал эстетического и культурного воздействия на человека этого наследия, по сути, безграничен. Может быть, поэтому городчане так любят свой город, ценят его историческое прошлое.
В 1992 году администрация Городецкого района в лице Социально-культурного управления начала работу по программе «Сохранение и использование историко-культурной среды Городецкого края», в которой : значительное место было уделено Городцу.
Правовой основой программы послужил Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», в соответствии с которым местное самоуправление определено как «система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей...»[5]. Среди полномочий органов управления в Законе перечислены осуществление охраны и организация использования памятников природы, культуры, истории (ст. 63,4 для районных администраций, ст. 74,4 для городских администраций).
Эта программа, в разработке которой принимала участие и автор данной статьи, была составлена в строгом соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Она определила политику городецкой администрации в области сохранения ИКС.
Программа опирается на принципы, провозглашенные в октябре 1990 г. IX Генеральной Ассамблеей Международного Союза по памятникам и достопримечательным местам в «Хартии по охране и использованию археологического наследия». Это принципы сотрудничества между органами местного управления, научными и культурно-просветительскими учреждениями, широкой общественностью. Они с полным основанием могут быть применены к работе по сохранению и использованию ИКС в целом.
Цель программы - выработка разумного подхода к сохранению ИКС, создание возможности ее грамотного использования в условиях интенсивной современной городской жизни, сохранение и формирование у населения исторического самосознания.
Сегодня можно уже подвести некоторые итоги и попытаться обобщить накопленный опыт.
В рамках работы по организации охраны и использования ИКС Городецкая администрация первой в области создала в своей структуре инспекцию по охране историко-культурного наследия, вошедшую в состав Социально-культурного управления. Это позволило системно подойти к традиционным формам работы по выявлению и учету памятников. Было проведено с привлечением специалистов обширное обследование города и района с целью выявления ценных объектов, подлежащих охране. Распоряжением главы администрации был утвержден список памятников местного значения. Уточнение исторических сведений о памятниках, определение их физического состояния позволило определить приоритетные направления в реставрационных и консервационных работах.
По заказу администрации были разработаны режимы охраны и использования памятников археологии.
Упорядоченная информация о памятниках дала основание поставить в повестку дня вопрос о составлении Свода памятников г. Городца и Городецкого района.
Самым сложным и болезненным в деле охраны памятников является организация взаимоотношений между органами охраны и пользователями. В Городце эти отношения отрегулированы путем заключения охранных договоров как с юридическими, так и с физическими лицами. Отработан в Городце и другой механизм - механизм согласований на проведение ремонтно-строительных работ на памятниках архитектуры, земляных работ - на памятниках археологии.
Порядок взаимоотношений с пользователями, включая мероприятия по охране памятников при приватизации, закреплен соответствующими распоряжениями главы администрации.
Обычно заключение охранных договоров носит формальный характер. Без контроля за их соблюдением они не приносят реальной пользы. Для городецкой инспекции контроль за соблюдением режима использования памятников является неотъемлемой частью повседневной работы. Особое внимание при этом уделяется памятнику федерального значения - археологическому комплексу ХII-ХIV вв., состоящему из посадских укреплений и культурного слоя древнего Городца. Территория древнего города почти полностью занята застройкой, преимущественно жилой. Это влечет за собой постоянную активную хозяйственную деятельность и создает угрозу для целостности культурного слоя. Городецкой инспекцией совместно с Нижегородской Археологической Службой, а с 1993 года с историко-археологическим Центром «ИКС» был разработан и внедрен механизм археологического надзора не за отдельными земляными работами, а за состоянием археологического комплекса в целом. В результате этого появилась возможность оперативного выявления всех случаев нарушения режимов использования, приостановления в таких случаях земляных работ, применения штрафных санкций к нарушителям.
Все, кто когда-либо пробовал привлечь нарушителей к уголовной ответственности, знают, что отсутствие подзаконных актов по охране памятников и судебная волокита сводят на нет все попытки наказать виновных. Привлечение к административной ответственности в силу наложенных на нее правовых ограничений, далеко не всегда дает желаемые результаты.
Археологический надзор позволяет оперативно выявлять нарушения в начальной стадии. Это, в свою очередь, дает возможность предотвратить в большинстве случаев разрушения культурного слоя, выполнить охранные археологические работы в максимальном объеме. Следует отметить, что в данном случае речь идет о мелких, текущих разрытиях: рытье канавок под ленточные фундаменты бань, гаражей, хозяйственных построек, ремонте и прокладке коммуникаций. Опережающие охранные раскопки в случаях капитального строительства в Городце с 1990 г. стали нормой хозяйственной деятельности.
Упорядоченность контроля за режимом использования археологического комплекса высвободила время и силы для контроля за процессом естественных разрушений. Для этого ежегодно после схода снежного покрова проводится техосмотр территории культурного слоя, фиксируются изменения его состояния, разрабатываются предложения по консервации разрушающихся участков, предотвращении разрушений.
В 1992 году в рамках работ по берегоукреплению в исторической части г. Городца был организован сбор подъемного археологического материала, вымываемого волжской водой с разрушенных участков культурного слоя. В результате была собрана коллекция средневековых предметов, насчитывающая несколько тысяч единиц, в том числе монеты, обломки княжеских печатей, свинцовые пломбы, украшения, предметы христианского культа.
Предметом особой заботы городской администрации являются укрепления ХII-ХIV в.в., состоящие из вала и рва и почти полуторакилометровой дугой охватывающие посад древнего Городца. Ежегодно в плане работы инспекции - мероприятия по благоустройству этого уникального памятника.
Не ограничиваясь организацией охраны и использования памятников
истории и культуры, городецкая инспекция включила в сферу своей деятельности контроль за сохранением исторического облика Городца в целом. По ее инициативе начат сбор материалов по формированию исторической застройки, выполнен ретроспективный анализ застройки отдельных улиц, выявлены утраты в декоративном оформлении домов, произведена их фотофиксация, в программы благоустройства и эстетизации Городца введены элементы историко-архитектурного анализа.
Можно с полным основанием говорить о том, что городецкая администрация ведет себя по отношению к историко-культурному наследию города как рачительный хозяин, знающий, как распорядиться этим наследием, какую отдачу от него можно ожидать в будущем.
Пожалуй, именно этим объясняется тесное сотрудничество администрации с научными учреждениями, желание иметь в распоряжении качественную, профессионально обработанную информацию.
С 1978 года на территории Городца почти непрерывно ведутся археологические раскопки. За это время археологи прочно «вписались» в городской пейзаж, город без них сегодня трудно представить.
В 1992-93 гг. по заказу Социально-культурного управления сотрудниками Нижегородской Археологической Службы был проведен поиск архивных материалов и положено начало созданию в Городце информационного банка данных по истории Городецкого края, начаты историко-архивные исследования прошлого Городца, подготовлены исторические справки по отдельным памятникам. Не оставлены без внимания движимые памятники. Разностороннее изучение и реставрация археологических древностей, научное описание старопечатных и рукописных книг из собрания Городецкого краеведческого музея, работа по выявлению, изучению и сохранению традиций народной культуры - все это - составные части реализуемой программы.
Работа ведется в тесном контакте со специалистами Н.Новгорода, с ведущими учреждениями страны: Российским институтом культурологи, Государственным Историческим музеем, Центральным Музеем древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева, государственной публичной библиотекой России.
Самостоятельные научные исследования проводит Городецкий краеведческий музей, раскапывая древнерусские селища в окрестностях Городца.
Неотъемлемой частью политики сохранения ИКС является участие населения в ее проведении. Залогом его активности служит организация доступа к знаниям и необходимой информации.
На средства местного бюджета в Городце издается научно-популярная серия «Городецкая старина». Вышли в свет работы известных ученых-краеведов И. А. Кирьянова «О древнем Городце» и Ю. Г. Галая «Федоровский монастырь».
В газете «Городецкий вестник» открыта рубрика «Городец - родина моя», где публикуются краеведческие материалы.
При Городецком музее издается рукописный журнал городецких краеведов.
Популярны в Городце встречи с известными учеными и исследователями, которые регулярно организуются центральной библиотекой и музеем.
Характерно, что подобная работа всегда находит отражение в средствах массовой информации, включая и недавно созданную местную телерадиокомпанию. Формой организации интеллектуального досуга стали разнообразные клубы, творческие объединения, среди которых особо выделяется; клуб «Городчанин», созданный по инициативе старожилов города.
Широко пропагандируется археологическая работа. Традиционны
презентации археологических находок. Закрытия археологических сезонов,
организуемые археологами совместно с музеем для широкого круга Городецкой
общественности.
Особое место уделяется работе с детьми и подростками. Организовано постоянное участие школьников в археологических раскопках. Они принимают активное участие в деятельности общественной инспекции по охране культурного слоя. Делаются попытки адаптации исторического и краеведческого материала для младших школьников. В перспективе создание экспериментальной творческой лаборатории по историко-культурному воспитанию детей и подростков.
Наверное, благодаря такой разносторонней работе с населением городчане часто отдают в музей и семейные реликвии, и ценные находки. Передана в музей свинцовая вислая печать А. Невского, найденная на берегу Волги одним из жителей Городца. Княжеский шлем XIII в., вернувшийся в этом году с реставрации и составивший гордость археологической коллекции музея, также относится к числу случайных находок.
Весь перечисленный спектр активной деятельности по сохранению и использованию ИКС неизбежно сводится к одной проблеме - проблеме изыскания средств. В условиях экономического кризиса в стране она становится трудноразрешимой. От одних идей приходится пока отказаться, воплощение в жизнь других скорректировать с сегодняшними возможностями. Финансирование программы в целом можно отнести к разряду смешанного: в нем принимает участие не только местный, но и областной бюджет, привлекаются средства предпринимателей.
Несмотря на сегодняшнюю нестабильность в жизни страны, мы можем с уверенностью констатировать, что являемся свидетелями проявления инициативы местного руководства по формированию целостной, долгосрочной политики по сохранению и использованию ИКС во всем ее многообразии.
Именно в рамках этой политики и следует рассматривать Вторые Городецкие Чтения, которые задуманы не просто как научная конференция, а как форма творческого общения. И от того, насколько это общение будет плодотворным, во - многом зависит успешное проведение этой политики в жизнь в будущем.
Опубл.: Городецкие Чтения (материалы научной конференции). Городец, 1995. С. 80-87.
[1] Е.Н.Селезнева. Историко-культурная среда как среда памяти. (Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. с. 14).
[2] Возрождение и развитие малых городов России. Основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации М., 1994. с. 4.
[5] Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Издание верховного совета РСФСР. М., 1991, с.3.