В 30-40-е годы прошлого столетия было широко известно на Волге имя Ивана Ивановича Очелкова, капитана правительственного теплохода «Максим Горький». А в 1961 году вышла книга преподавателя Горьковского педагогического института В. Н. Блохиной «А. М. Горький на Волге». В этой книге автор посвятила капитану Очелкову один из разделов.
К сожалению, быстро летит время. Уходят годы, уходят люди, а вместе с ними уходит и память о них.
А что сегодня, знают ли сегодня волгари, что был когда-то на Волге капитан Очелков? Это и побудило меня рассказать о капитане Очелкове Иване Ивановиче.
И. И. Очелков, мой родственник, двоюродный брат моей мамы Очелковой Елизаветы Ивановны.
Очелковы — жители старинного волжского села Нижегородской губернии — Городца. Их жизнь, как и жизнь многих городчан, проходила на Волге. Волга кормила, с Волгой связаны и профессии многих жителей села. Одни шли в бурлаки, другие работали на судах и на Городецкой судоверфи. Жизнь Ивана Ивановича также была тесно связана с Волгой.
И. И. Очелков - потомственный волгарь. Его отец плавал по Волге капитаном парохода. Иван Иванович родился на пароходе, рос на пароходе и все его детские годы прошли на пароходе, капитаном которого был его отец. Мальчик был шустрый и чтобы он, бегая по палубе, не упал в воду, мать привязывала его веревкой. А с четырнадцатилетнего возраста Иван Очелков работал матросом, рулевым, затем учился и — снова Волга.
Пять лет — с 1929 по 1934 гг. И. И. Очелков плавал на правительственном пароходе «Клара Цеткин» сначала помощником капитана, затем капитаном.
Так рассказывает капитан Очелков об этом пароходе: «Небольшой дореволюционный путейский пароходик, в прошлом «Екатерина», был в первые годы Советской власти переименован в «Клару Цеткин». В 1925 году на пароходе своего имени совершила поездку Клара Цеткин.
Зимой 1934 — 1935 гг. на пароходе был произведен капитальный ремонт. «Он был совершенно переделан, каюты и салоны были отделаны красным деревом, венгерским кленом, вдоль всей палубы поставлены медные поручни, таких поручней не было ни на одном другом пароходе.
Особенной была на пароходе палубная корешковая мебель. Эту мебель специально заказывали в Хвалынске, она сделана из корней деревьев, исключительно легка, прочна и красива».
В 1934 году молодой, но уже известный на Волге капитан Очелков был назначен на новый теплоход, который был построен на Сормовском заводе.
«Новый теплоход вначале собирались назвать «Красный Сормовец», но стало известно, что в один из первых рейсов на нем будет отдыхать А. М. Горький и теплоход был назван «Максим Горький».
Иван Иванович так рассказывал историю его постройки. В 1933 году он плавал капитаном на пароходе «Клара Цеткин».
«Однажды, когда на пароходе ехала правительственная делегация, на одном из перекатов около Работок «Клару Цеткин» начал обгонять пароход «Крупская». Опасаясь аварии, с «Клары Цеткин» дали сигнал, чтобы на «Крупской» сбавили ход, но там, очевидно, не поняли сигнала и продолжали теснить «Клару Цеткин». После этого случая и было принято решение построить вместо «Клары Цеткин» новый быстроходный теплоход. Осенью 1933 года на Сормовском заводе он был заложен, а летом 1934 года спущен на воду».
Проектировали его лучшие инженеры и архитекторы, консультировал академик А. Н. Крылов, а испытания проводил сормовский инженер В. А. Зевеке.
«Средняя скорость теплохода составляла 38 км/час, вниз по течению он мог развивать скорость до 40 км/час» «На теплоходе имелся быстроходный катер, который развивал скорость до 70 км/час, парусная яхта, шлюпки, были устроены специальные трапы для въезда автомашин и сделан гараж для стоянки двух автомашин». «Салоны и каюты теплохода были красиво отделаны чинаром, явром, карагачом». «На теплоходе находились две рации, радиола, автоматическая телефонная станция на двадцать четыре номера, во всех каютах, в рубке, машинном отделении имелись телефонные аппараты. Кроме того, был проведен городской телефон, который при стоянках в городах подключался к городской телефонной сети».
Заказ на продукты передавали в города по радио. В каждом городе теплоход встречали катера, которые доставляли продукты и свежие газеты. Когда в 1934 году М. Горький плавал по Волге, около Васильсурска пароход встречала лодка, в которой привезли живую стерлядь, это была лучшая стерлядь, она водилась в Анненском озере (круглое озеро, недалеко от Васильсурска).
На теплоходе были созданы все условия для хорошего отдыха: имелись разнообразные рыболовные принадлежности, ружья, фотоаппараты. Иногда команда устраивала рыбную ловлю, ловили рыбу, потом варили на костре уху.
Большой и трудный путь прошел И. И. Очелков. Ему довелось ездить с Калининым, Ворошиловым, Сталиным. Не трудно представить, какая это была ответственная работа, связанная с огромным риском для жизни, особенно в 30-е — 40-е годы.
И. И. Очелков жил в Москве на улице Чкалова. В комнате Ивана Ивановича на стене множество фотографий, напоминающих о Волге, о поездках с членами правительства. С интересом рассматривала я эти фотографии. Вот большой снимок «маленькой «Клары», а рядом «красавец «Максим». (Так любовно водники называли пароход «Клара Цеткин» и теплоход «Максим Горький»). Рядом фотография: Михаил Иванович Калинин с командой парохода «Клара Цеткин», снимок сделан во время поездки М. И. Калинина из Н. Новгорода в Работкинский колхоз. На другом снимке Клемент Ефремович Ворошилов с командой парохода. Вот снимок — И. В. Сталин с командой теплохода «Максим Горький».
У капитана Очелкова большой архив — альбомы, фотоснимки, документы, записи.
Очень скупо рассказывал капитан Очелков о своих поездках с членами правительства. Запомнились два случая. Однажды, когда плавал Сталин, судно село на мель. Однако, очень быстро судно удалось снять с мели, так что Сталин даже и не заметил этого. Но переживаний у капитана и команды было достаточно. Второй случай, который рассказывал Иван Иванович — подходит к нему Сталин и спрашивает: товарищ капитан, есть у вас на теплоходе кошка? Нет, товарищ Сталин, отвечает ему капитан. Сталин отошел, а я, говорит Иван Иванович, думаю, зачем Сталину понадобилась кошка. Когда Сталин сошел с теплохода в Сталинграде (Сталин плыл до Сталинграда, а затем ехал в Грузию к матери), я осмотрел его каюту и обнаружил мышь.
Люди старшего поколения хорошо понимают, чем бы это могло кончиться, если бы работники из соответствующих органов обнаружили мышь в каюте Сталина. Незамедлительно бы обвинили капитана в покушении на вождя. Недаром, рассказывал И. И. Очелков, когда плавал Сталин, никто из команды ничего не ел, не было аппетита, хотя продукты были отменные. Зато, когда Сталин покидал судно, все набрасывались на еду.
Капитану Очелкову доверялись очень ответственные задания. Его внучка рассказывала, что осенью 1941 года, когда немцы подходили к Москве, Ивану Ивановичу было поручено вывезти мозг Ленина. Чтобы сохранить мозг, на всем пути следования нужно было поддерживать определенную температуру, а это в условиях военного времени было очень не просто. И. И. Очелков сопровождал Сталина на Ялтинскую и Потсдамскую конференции.
Он рассказывал, что его состав следовал впереди и на определенном расстоянии от поезда, на котором ехал Сталин и члены правительственной делегации.
Капитан Очелков консультировал фильм «Течет Волга». Сюжет фильма таков: старый капитан, волгарь (его играет Эраст Гарин), вспоминает свою жизнь. Вот он, молодой мальчишка, начинает свой жизненный путь, потом он уже капитан, потом старый капитан. Фильм сопровождается песней: «Издалека, долго, течет река Волга,... течет моя Волга, а мне семнадцать лет». Затем — «издалека, долго, течет река Волга, течет моя Волга, а мне уж тридцать лет» и дальше — «гляжу в тебя Волга седьмой десяток лет».
Думается, что Иван Иванович не только консультировал фильм, это фильм про него.
И. И. Очелков был награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, пятью медалями. А в 1945 году он был награжден именным боевым оружием.
При всех своих заслугах Иван Иванович оставался простым и скромным человеком, очень доступным, Почти всю жизнь прожил с семьей в коммунальной квартире, в одной комнате. Только под конец жизни ему с женой выделили отдельную однокомнатную квартиру.
В настоящее время в Москве живут дочь Ивана Ивановича Нина Ивановна и внучка Ольга Валерьевна, хранители памяти о капитане И. И. Очелкове.
Бекина К.Е.
(Н.Новгород)
размещено 27.06.2007