history/familisarchives/konf/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Семейные архивы  /  Материалы конференции 2007 "«Семейные архивы и семейная память в жизни современного общества"

 Материалы конференции 2007 "«Семейные архивы и семейная память в жизни современного общества"
Размер шрифта: распечатать




В.И. Кордюков. История рода Агафониковых в документах семейного архива (54.94 Kb)

 
      Генеалогия православного духовенства в последние годы привлекает серьёзное внимание исследователей. "Колокольное дворянство", как порой иронично его называли, по мере постепенного снижения в XIX в. межсословных  барьеров, давало для славы России все больше замечательных имен [1]. Век двадцатый, ввергнув Россию в череду небывалых трагедий, поставил духовенство на грань физического исчезновения, разрушил условия семейного преемства внутри него, но, в то же время, явил миру примеры великих подвигов священноисповедничества и священномученичества. Дети гонимых "служителей культа" нередко, если им удавалось правдами и неправдами пройти сквозь сито анкетного отбора и получить хорошее профессиональное образование (до 1936 г. это было возможно только путем обмана или публичного отречения от отца), становились видными учеными, художниками, музыкантами [2]. Пример такой трудной передачи накопленного духовного потенциала от поколения к поколению - история рода Агафониковых, продолжающаяся без малого три века.
      Фамилия “Агафоников”, образованная  от календарного имени Агафоник, в вятских дореволюционных источниках встречается довольно часто [3]. Впервые она появляется в списке учеников Вятской славяно-латинской школы - трудного детища известного просветителя епископа Лаврентия Горки, предшественницы Вятской духовной семинарии [4]. Речь идёт о Петре Андреевиче, родившемся в 1725 г., – сыне попа Николаевской церкви с. Юмы Котельничского уезда Андрея Савиновича [5] (фамилии священников в документах того времени часто не указывались, однако известно, что в молодости, живя у деда Сергея Скурихина, церковного сторожа с. Богородского (ныне – п. Ленинское, центр Шабалинского р-на), Андрей носил фамилию Судницын [6]; не исключено, что звучную фамилию его сын получил как награду за школьные успехи).   Впоследствии он был дьячком сёл Юма и Ацвеж. За свою долгую жизнь (умер в 1788(?) г.) Пётр был трижды женат и имел девятерых детей, в том числе семерых сыновей. Можно предположить, что все многочисленные носители этой фамилии, жившие на Вятке вплоть до середины прошлого века, - потомки образованного, но не совсем богопослушного в отношении брака Петра Андреевича, и его сыновей: Назара (р. 1745 или 1746 г.), Потапа (р. 1753), Андрея (р. 1764) и Максима (р. 1774) (Осип (р. 1751), Иван или Архип (р. 1776) и Димитрий (р. 1782), вероятно, умерли в детстве) [7]. 
      Его третий сын Потап служил, как и его отец, дьячком в с. Юма [8]. Дважды вступал в брак и имел пятерых детей. Умер до 1804 г.
      Единственный его сын Савин (его сестры: Дарья (р. 1776), Евдокия (р. 1777 или 1780), Марина (р. 1780 или 1781) и Марфа (р. 1786)) родился в 1778 или 1779 г. Как указано в клировой ведомости, “произведён Епископом Вятским Амвросием 31.12.1796 в с. Круглыжское, из оного по указу Духовной консистории 28.06.1801 в с. Юма, поведения нехудого и в должностях неисправным не замечен”. Его жена, Иулиания Ермиловна, по его смерти осталась жить в том же селе и с 1823 г. была определена там просвирней [9].
      Ранняя генеалогия в семейном архиве Агафониковых не представлена. Вот что пишет в начале 1930-х тогдашний глава рода священномученик Николай [10, с. 219-220]:
 
      «Мой покойный отец, Владимир Яковлевич Агафоников был сын тоже дьячка села Ильинского Яранского уезда (верстах в 5 (в 10 км - В.К.) от слободы Кукарки, ныне Советска) Иакова Савиновича Агафоникова. Немного что поведал мне родитель о своем рано умершем его отце, а моем дедушке.
      Будучи еще далеко не старым (годов 30-40) он, дедушка Яков Савинович, когда последнему его сыну, моему родителю Владимиру было лишь 4 года, во время хода по приходу (вероятно Пасхой) жестоко простудился, заболел воспалением легких (очевидно крупозным), по старинному выражению отца «горячкой», и скончался, оставив на руках матери, а моей бабушки, Марии Козминичны, 4-х детей: Любовь, Августу, Всеволода и Владимира.
      О дальнейшем роде Иакова Савиновича мне известно только, что он сам был сын тоже дьячка села Юмы, Котельнического уезда Савина (по отчеству не знаю) и супруги его Иулиании (отчества также не знаю), икону ангелов которых муч. Савина и Иулиании родители сохранили до наших дней».
 
      Младший из четырёх сыновей Савина Яков родился в 1813 г. (его старшие братья: Афанасий (р. 1799), Аврамий (р. 1801) и Андрей (р. 1811)) обучался высшем отделении Вятского уездного  духовного училища. C 21.09.1831 по указу Вятской Духовной Консистории - дьячок с. Красногорского Котельнической округи. 25.01.1835 переведён в с. Ильинское Яранского у. Посвящён в стихарь Преосвященным Нилом 07.06.1837. Был судим за пьянство и другие пороки (согласно клировой ведомости 1838 г.). За 1845 г. имеется запись: “Поведения хорошего”. Умер Яков Савинович около 1847 г. Его жена, Мария Кузьминична (урождённая Мотрохина), пережила мужа более чем на сорок лет. Воспитанник I класса Вятской духовной семинарии Николай Агафоников 9 декабря 1891 г., среди прочего, запишет в дневнике [11]:
 
      «Я получил из дома письмо, в котором было написано, что умерла у меня бабушка»
 
      Владимир, младший из детей супругов, родился летом 1843 г. Через несколько лет по смерти мужа, в 1851 г., его мать нашла себе место просвирни в с. Архангельском Котельничского  уезда, на границе с Костромской губернией. Конечно, ей было трудно дать образование всем детям. Две старшие дочери, Любовь и Августа, остались неграмотными, Всеволод по неизвестным причинам вышел из высшего отделения Вятского духовного училища (в 70-е годы он принял монашеский постриг под именем Виссарион, стал иеродиаконом Спаского монастыря г. Орлова, но в середине 80-х за пьянство был изгнан оттуда и лишен сана), а Владимир в 1858 г. был уволен из низшего отделения по болезни - у него сильно развился скрофулёз (золотуха), впоследствии отразившийся на слухе.
      К шестнадцати годам Владимир вполне окреп в трудах по хозяйству, и мать решила его куда-нибудь пристроить. В декабре 1859 г. епископом Вятским Преосвященным Елпидифором был определён на должность указного пономаря в Троицкий храм с. Медяна Вятского уезда (ныне – с. Медяны Юрьянского района) [12]. Туда же осенью 1863 г. был назначен и известный впоследствии пастырь-подвижник, законоучитель и проповедник Николай Михайлович Зубарев (1839 – 1901) (кстати, обладавший великолепным басом и до этого певший в архиерейском хоре под управлением вятского композитора Александра Андреевича Осокина), который оказывал большое и благотворное влияние на семью Агафониковых.
 
      «Но вот, волею судеб Божиих, настало видно для него раннее время и вступить уже в семейную жизнь. Родная матушка его, Мария Кузьмовна, живя от него вдали, за 150 верст, побоялась, как бы ее Володенька не опустился и не испортился нравственно, решилась поженить его и как говорили тогда «пристроить». Сказано - сделано. Видимо и Володенька ее не перечил ей и был сам не прочь от этого, да кстати, очевидно, ему уже и приглянулась бойкая, живая, симпатичная, трудолюбивая и энергичная девушка у его сослуживца – дьячка Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. «Машенька», (как папаша и звал ее всю свою жизнь и как назвал ее после ее смерти в последние минуты своей жизни в бреду). хотя и была старше ее первая дочь у Андрея Яковлевича, Аннушка, но юноше Володиньке, видимо, более понравилась живая и миловидная Машенька и… свершилось, по воле Божией, согласно желанию Володиньки. Родители сошлись, по обычаю благословили парочку и поженили. Что-то не было разговора у меня ни с отцом, ни с матерью о всех деталях сватовства и самого брака и история о сем теперь сокрыта временем и могильной тайной [10, c. 226]».
 
      После рождения дочери Ольги в июне 1865 г. Владимир Яковлевич через год, по указу епископа Агафангела, был переведён в Троицкую церковь с. Лекмб Слободского уезда внештатным дьячком. Осенью следующего года в семье родилась Антонина (1867 – 1919). Ещё одна дочь и двое сыновей умерли в детском возрасте.
 
      «Если жилось сравнительно хорошо моим родителям в с. Лекме в материальном отношении, то, по отзыву сестер моих Ольги и Антонины, неважно жилось им в отношении нравственном, т.к. покойный родитель отчасти по молодости и легкомыслию своему часто попадал в компанию поклонников Бахусу и этим самым вносил дезорганизацию в свою семейную жизнь: обижал мать, ревновал ее к своему сослуживцу, псаломщику Помысову, (по словам сестер) доводил семью до больших лишений; в довершение всего много страдали мои  оба родителя и от произвола местного настоятеля, протоиерея Иоанна, кажется Кибардина, бывшего к тому же тогда еще и грозным на весь округ благочинным. Конечно, если попадало от него его сослуживцам-священникам, то что говорить о низших членах причта. Это были, в полном смысле слова, рабы, которыми владели подобные личности, в то помещичье время, как хотели. Посылал, например, этот благочинный моего отца в ночь, в полнучь с пакетами по благочинию и отец мой безропотно и рабски-послушно запрягал свою лошадку и ехал, куда прикажут бесплатно, из рабского послушания [10, c. 239-240]..»
 
      В 1876 г. родился сын Николай. Агафониковы к тому времени обзавелись хозяйством и собственным домиком. Однако в том же году определением Святейшего Синода № 897 было установлено новое расписание приходов и причтов в четырёх епархиях, включая и Вятскую (Высочайше утверждено 24.04.1876). Сверхштатным дьячкам было предложено подыскивать места псаломщиков. В 1880 г. такое место нашлось в с. Салтакъял Уржумского уезда, однако служил там Владимир Яковлевич лишь лето: представилась возможность поменяться местами с одним из псаломщиков    села Медяна, где еще жила мать Марии Андреевны Пелагия Ивановна (урожденная Замятина). В декабре 1881 г. родился сын Александр, а в 1885 – Василий. Их крёстным отцом согласился быть о. Николай Зубарев и в дальнейшем строго наблюдал за ними, благо вдовствующий бездетный священник и Агафониковы жили в одном двухэтажном доме: первый - наверху, вторые - внизу (дом сохранился и используется православной общиной как молитвенный).
 
      «Вследствие крайней нужды, при многочисленной семье (из 5-ти человек детей) и при скудных доходах (когда приходилось получать по 150 рублей в год), естественно мои родители так и не могли дать образование своим дочерям, а моим родным сестрам, Ольге и Антонине, почему последние часто р1етовали на них и, помню, с покойной мамашей часто вступали в конфликт, боясь в то же время сказать что-либо по этому вопросу строгому отцу, но во что бы то ни стало решили дать образование своему первенцу сыну, поставив на карту, что называется, все свое добро… И вот, тут-то и спасал их, бывало тот же незабвенный о. Николай, который ценя услуги и можно сказать рабское послушание своего любимого простеца-псаломщика, настолько привязан был к нашей семье, что при появлении на свет моих родных братьев Александра и Василия, согласился быть крестным отцом их при Святом крещении [10, c. 260-261]..»
 

 

  Священномученик Николай в детстве                         Владимир Яковлевич и Мария Андреевна Агафониковы с сыновьями Александром и Василием
 
      Уже  пяти – шести лет Николай  научился читать, а с семи, когда начал ходить в начальное народное училище, отлично читал не только по-русски, но и по-славянски, пономарил, пел и читал на клиросе. С третьего класса духовного училища пел в архиерейском хоре под управлением известнейшего вятского регента – Никанора Степановича Любимова 
      Пению в семье обучала исключительно мать, т. к. у отца, с детства глуховатого, не было музыкального слуха и пел он благодаря привычке и тренировке всё того же Н.М. Зубарева. У Марии Андреевны, напротив, был удивительно тонкий слух, прекрасное сопрано и хорошая музыкальная память. Уже в зрелые годы священномученик Николай с теплотой вспоминает вечера в семейном кругу [10, c. 272-273]..
 
      «Живо помню эти длинные, зимние, вечерние сумерки. Отца дома нет: он уехал в приход “за ругой” (т.е. по сбору хлеба - ржи, овса; шерсти, льна и т.п.). Тихо потрескивает наша голландская печка. Около нее собрались мы всей своей семьей – три брата и две сестры около матери и вот она родимая наша вдруг затягивает: “Помощник и покровитель”, подхватывает тотчас же старшая, тоже музыкальная, милая наша сестра Олинька, за ней тянется и сестра Антонина (а у ней не было слуха – она в отца) – затем “Богородице Дево”, “Отче наш”, “Достойно”, что впоследствии распевали с ними и мы, подросшие братья, а там - после церковного пения - запевает наша неутомимая, бывало, родная певица “Стонет сизый голубочек”, “Среди долины ровныя”, “Буря мглою небо кроет”, “Небо чисто, небо ясно”, “Скажи мне, ветка Палестины”, “Лучина, лучинушка”, “Под вечер осенью ненастной” и прочее прочее… Какая это была семейная идиллия, когда забывались всякие дневные дрязги, ссоры, брани, неприятности из-за меня, постоянно надоедавшего сестрам своими мальчишескими выходками, какое это для нас детей было блаженство, когда мы и сами научились в конце концов подтягивать своему родному хору своими детскими голосишками.
      Как сейчас помню, как брат Александр, будучи лет 5-ти усвоил мотив песни-стихотворения: “Скажи мне, ветка Палестины”, но не понимал и не знал слов этой песни, курьезно распевал: “Скажи мне, ветка болести”…»
 
      Все три сына, к радости стареющих родителей, стали священниками. В годы гонений они твердо придерживались канонов православия, подвергались притеснениям и арестам и, наконец, на исходе страшного 1937-го, приняли мученическую кончину за забором подмосковного полигона НКВД в Бутове.
 
      Николай окончил курс семинарии в 1897 г., после чего был псаломщиком Николаевской церкви г. Слободского, став первым регентом знаменитого впоследствии хора [13]. Одновременно он был назначен законоучителем Слободской начальной школы известного на Вятке благотворителя, старосты все той же Николаевской церкви М.П. Ончукова. В феврале  1899 г. женился на дочери диакона с. Волкова Нине Васильевне Федоровой (1878 - 1956) и был рукоположен в священника к Вознесенской церкви с.Загарье Вятского уезда, где и прослужил   17 лет. Тогда же о. Николай был   назначен законоучителем Загарской земской (в ведении Министерства народного просвещения) школы. Первую половину 900-х молодой пастырь длительными периодами вёл дневник, в котором достаточно полно отразилась его повседневная жизнь: служебные поездки, разнообразные встречи, семейные события, досуг [14]. В отдельной тетрадке карманного формата имеется описание паломнической поездки к мощам Феодосия Черниговского в 1902 г. (опубликовано в № 1 приходского журнала "Двери" (п. Ерино) за 2002 г.) [15]. С конца 1910 г. он – заведующий  Загарской церковно-приходской школы, с марта того же года – духовный следователь по первому благочинническому округу. С 1909 по 1912 год участвовал в съездах депутатов духовенства Вятского училищного округа, избирался на них делопроизводителем. В апреле 1909 г., ко дню Святой Пасхи, Преосвященный Филарет преподал о. Николаю архипастырское благословение  за руководство церковным хором. В том же году он состоял членом-соревнователем Братства для вспомоществования бедным воспитанницам  Вятского епархиального женского училища.
      В 1916 г. хор загарской Вознесенской церкви получает высокую оценку в епархиальной печати. Отмечается, что "для спевок в доме отца настоятеля имеется скрипка и фисгармония" [16].  Надо сказать, что о. Николай не только регентовал в своей церкви, но и работал с другими хорами. Так, в 1915 г. в приюте Бобина на благотворительном концерте "пели с о. Николаем певцы из г. Вятки" [17].
       Как "наиболее выдающееся событие из церковно-школьной жизни" о. благочинный в рапорте за 1916 г. отмечает майскую двухдневную экскурсию девочек, окончивших курс в Загарской церковно-приходской школе, в г. Вятку "во главе со своим законоучителем - священником Н. Агафонниковым (так в тексте - В.К.) и местными учительницами" [18]. После обширной экскурсионной программы в Спасском народном доме, где они останавливались, для них было устроено "чтение со световыми картинками" "Жизнь за царя", а после чтения экскурсантки "пели изученные ими духовные стишки под аккомпанимент фисгармонии".
      В том же году о. Николай был назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Вятского уезда и определён на священническое место к Вятскому Спасскому собору без права получения доходов [19]: тогда же он был утверждён в должности законоучителя Вятского 4-го начального училища [20].
Николай, Василий и Александр. В центре – жена Николая Нина Васильевна
 
      15 декабря 1917 г., в связи с отделением школы от церкви, о. Николай перемещён на священническую вакансию Вятского Преображенского женского монастыря [21]. Об этом времени Лидия Николаевна Агафонникова вспоминала в конце жизни:
 
       «В 1917 г. вся наша семья подвергалась обыскам, ночным посещениям: искали золото, которого у нас не было. Семья была 10 чел., работал только один папа и они с мамой еле-еле сводили концы с концами [22]».
 
      Чтобы семья могла выжить в условиях военного коммунизма, отец семейства 8 ноября 1918 г. устроился во вновь образованный Вятский народный университет заведующим хозяйственной частью. В семейном архиве сохранился именной список подлежащих призыву рабочих и служащих этого учреждения, который для о. Николая был удостоверением личности вплоть до выдачи паспорта в 1933 г.
      23 января 1923 г. на общем благочинническом собрании г. Вятки, уже протоиерей, о.. Николай был избран в состав Епархиального управления, независимого от обновленческого Высшего церковного управления [23]. В конце февраля был арестован как член группы из 6 человек, будто бы препятствующей деятельности обновленцев [24]. Нейтрализуя наиболее активных последователей Патриарха Тихона, безбожная власть расчитывала максимально углубить внутрицерковный раскол накануне намечавшегося обновленцами “всероссийского съезда”  (со слов Ерминингельда Александровича Агафоникова известно, что примерно тогда же подвергался аресту и его отец). Группа была этапирована в Москву. В заключении о. Николая часто навещает дочь Варвара, “ходатайствует где только можно” (из сохранившегося письма семье в Вятку). После освобождения в июле из Бутырской тюрьмы священномученик  вернулся в Вятку и осенью от епископа Авраамия (Дернова) получил назначение в Знаменскую (Царёво-Константиновскую) церковь. Через 3 года, осенью же о. Николай встречается в г. Глазове с временным управляющим Вятской епархией Епископом Глазовским священноисповедником владыкой Виктором (Островидовым) (2.05.1934). Владыка, видимо, пользуясь непроверенной информацией, обвинил прот. о. Николая в связях с обновленцами и незаконном получении  замещаемого им места. С горечью и болью пишет священномученик в письмах духовным чадам и членам семьи о невозможности для себя дальнейшего служения в Вятке [25]. Вероятно, в ноябре, он уезжает к сыну Герману в г. Подольск. В конце декабря находит свободное место в с. Ворсине Подольского р-на и едет “на утверждение” в г. Богородск (ныне Ногинск). В 1928 г. о. Николай получает назначение к Покровской церкви с. Ерино того же района.
      “Папа имел все награды, являлся митрофорным протоиереем и имел палицу, был благочинным Подольского района… И где бы он ни служил,  всегда пользовался заслуженным уважением и любовью,”- писала в последние годы жизни Лидия Николаевна [22].
      16 октября 1937 г. подольский благочинный был арестован и содержался, как чуть раньше его брат о. Александр, в Серпуховской тюрьме. На основании свидетельских показаний был обвинен в "антисоветской деятельности среди населения", проводимой им якобы совместно с "контрреволюционно настроенной группой лиц". 5 ноября по постановлению тройки при УНКВД СССР по Московской области священномученик был расстрелян [26].
      Сщмч. Николай имел разносторонние интеллектуальные интересы, читал как  духовную, так и светскую литературу, любил русских классиков XIX в., ценил за правдивость "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского; не принимал поэзии В.В. Маяковского, из-за чего у него бывали горячие споры с сыном Владимиром [27]. Пытаясь понять истоки коммунистической идеологии, по воспоминаниям младшей дочери, читал марксов "Капитал". Сохранился тематический указатель статей из церковной периодики начала ХХ века по самым разным вопросам общественной и духовной жизни. К примеру, на букву "П" отмечены крестиками темы: партийная борьба (Церковные ведомости, 1907 г., № 44), право и правда (Там же, № 50), пост с медицинской точки зрения (Воскресный день, 1908 г., № 33), почитание святых (Там же, 1912 г., № 27) [14].
 
      Александр по увольнении из V класса семинарии    был oпределён на должность учителя Сычёвской церкви-школы родного медянского прихода, но через полгода согласно прошению был определён на дьяконскую вакансию к церкви с. Кырчан Нолинского уезда (ныне – с. Кырчаны) и рукоположен в сан диакона. 7 октября 1904 г. о. Александр женился на дочери умершего диакона с. Макарье Надежде Николаевне Лупповой (1881 - 1933), а осенью 1906 г. был определён на священническую вакансию к церкви с. Тойкин Сарапульского уезда и рукоположен в иерея. Через год – перемещен к церкви с. Монастырщина Орловского уезда (ныне – Оричевского р-на). Летом 1915 г. перемещён на вторую священническую вакансию к Рождественской (Спасской) церкви с. Спас-Талицы. По избранию духовенства благочиннического округа был  депутатом на епархиальном съезде 1911 года и на Вятском окружном училищном съезде 1913 г. С начала 1910-х состоял действительным членом новообразованного Вятского церковно-певческого общества [28]. Весной 1912 г. был награждён набедренником, а осенью 1914 г. получил архипастырское благословение “за труды по церковно-школьному делу” [29].
      В 1916 г. в сёлах Истобенском и Спас-Талице и некоторых других, согласно рапорту благочинного I округа Орловского уезда, при содействии духовенства были образованы общества потребителей, которые немало помогали крестьянам переносить тяготы военного времени. Были открыты просветительские кружки, которые устраивали чтения на религиозно-нравственные, исторические и сельскохозяйственные темы с “туманными картинками” [30].
      В 1917 г. ко дню Святой Пасхи резолюцией епископа Вятского и Слободского Преосвященного Никандра “за отлично-усердную службу” о. Александр был награждён скуфьёй, а вскоре после этого был избран и утверждён в должности благочинного по I округу Орловского уезда; с 1915 по 1917 год снова избирался депутатом на епархиальные съезды [31].
      С 19 июля 1919 года о. Александр служил в Троицком соборе г. Котельнича [32]; дважды исполнял обязанности благочинного - с октября 1921 г.. по март 1922 [33] и в 1925 г., а после ареста епископа Флавиана (Сорокина) в конце года по его благословению принял на себя некоторые функции по управлению новообразованной Котельничской епархией [34].  В январе 1927 г. был арестован одновременно с сосланным в Котельнич митрополитом Кириллом (Смирновым) и осуждён особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 586 [35]. Приговор – 3 года ссылки "в Сибирь", которую отбывал в Кузнецком крае. После освобождения некоторое время служил, как ранее его брат, в Знаменской церкви, а с лета 1931 г. по март 1933 – в Троицкой церкви с. Макарье Вятского уезда [36] - последнем месте службы своего тестя - и, со слов его сына Ерминингельда недолго, - в Преображенском соборе г. Глазова.
      После освобождения некоторое время служил в с. Макарье Вятского уезда - последнем месте службы своего тестя - и, недолго, - в Преображенском соборе г. Глазова. С  осени 1933 года служил в Ильинском храме с. Лемешова Подольского района Московской области. В 1937 г. протоиерей Александр осуждён тройкой при УНКВД СССР по стандартному обвинению "в проведении активной контрреволюционной деятельности... против существующего строя" и приговорён к расстрелу [37].
 
      Младший из братьев, Василий, шести с половиной лет (за компанию с братом Сашей) начал ходить в церковно-приходскую школу [10, с. 265]. Как и брат Николай, во время учёбы в духовном училище начал петь в архиерейском хоре [38]. В семинарии Василий серьёзно обучался музыке, что было отмечено в свидетельстве об окончании [39]. По окончании курса Вятской духовной семинарии летом 1906 г. женился на дочери умершего дьячка с. Даровского Клавдии Ивановне Кошурниковой (1889 - 1960) и был рукоположен в сан иерея к деревянной церкви  с. Высокая  Мелянда Уржумского уезда (своим названием село обязано расположением на высоком правом берегу р. Вятки; сейчас это с. Мелянда Лебяжского р-на Кировской обл.). Через год по прошению был перемещён на третью священническую вакансию к Введенской церкви с. Нема Нолинского уезда – второй по числу прихожан в благочинническом округе. Одновременно был утверждён заведующим и законоучителем Власовской школы Вятского братства святителя и чудотворца Николая, а также законоучителем Немской земской школы.

Сщмч. Василий и матушка Клавдия, 1906 (?) г.
 
      Летом 1910 г. о. Василий был переведён в родное село Медяну. Незадолго до этого, в марте того же года, отец братьев священномучеников, уволенный за штат диаконом в 1905 г., 1910 был рукоположен в иерея, и в последующие годы, по распоряжениям епархиального начальства, временами заменял отсутствующих или болеющих священников епархии (от одной такой командировки 1916 г. сохранилось письмо в Загарье старшему сыну и супруге, Марии Андреевне). Здесь молодой священник продолжал работу и на педагогических должностях; в частности, был законоучителем Чураковского и Высоковского земских училищ. В 1912 г.,  одновременно с братом о. Александром был награждён набедренником “за отлично-уседную службу”.
      6 января 1913 г. был перемещён  к Покровской церкви с. Ситьмы  Нолинского уезда. Был законоучителем в Ерёминском начальном народном училище. В 1915 г. был награждён скуфьёй [40].
      Весной 1920 г. о. Василий получил назначение в Благовещенскую церковь с. Бобино Вятского уезда [41] (с 1914 по 1926 г. там жила и семья диакона-псаломщика о. Валентина Семёновича и Надежды Васильевны Костровых – свойственников сщмч. Николая - дети которых до старости жили в г. Дзержинске Нижегородской обл.). Летними порами о. Василий с м. Клавдией часто принимали уже городских старших братьев с многочисленными семействами. Ходили в лес, начинающийся прямо за околицей, пели, музицировали: до середины 20-х в доме была фисгармония…
      В 1929 г. священник был награжден саном протоиерея, а в конце следующего года о. Василия арестовали по обвинению в организации группы (всего – шесть человек) по ведению антисоветской агитации и саботажу колхозного строительства: статьи 5810, 5811 и 5814. Постановление особой тройки ОГПУ гласило: заключить в концлагерь сроком на пять лет [42]. После освобождения в 1934 г. (по решению правительства с 1932 г. в лагерях треста "Дальстрой" для заключённых день считался за два) Василий Владимирович служил священником с. Сущёво Спасского района Горьковской  области (с ноября по февраль), а затем несколько месяцев в храме с. Понюково Шаховского р-на Московской области [43]. Последние два года священномученик пастырствовал в Николаевском храме с. Губино Можайского района.
      9 декабря 1937 г. по постановлению особой тройки о. Василий  был расстрелян [44].
      Место казни и захоронения братьев Агафониковых – так называемый Бутовский полигон (26-й километр Варшавского шоссе), известное теперь не только в России место массовых захоронений жертв сталинских репрессий [45]. 8 мая 1994 г. здесь освящён поклонный крест, с 1996 г. действует деревянный храм Новомучеников и Исповедников Российских, по благословению Патриарха Алексия II действует научно-просветительский центр.
 
      Потомки братьев Агафониковых живут в Москве и Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Рязани, Вологде и Томске [46].
      Все дети отца Николая стали музыкантами.
Нина Васильевна с детьми Германом, Лидией, Владимиром и Николаем
 
      Варвара (1900 – 1981) в 1917 г. окончила Вятское епархиальное женское училище. Осенью 1921 г. уехала из Вятки в Москву, перед отъездом передав отцу короткую и маловразумительную записку:
 
              «Папа, милый папа!
Прощайте, я уезжаю, может быть, навсегда.
Не сердитесь - я иначе не могла поступить -
              Благословите.
              Ваша Варя».
 
      Судя по тону записки, её отъезд-побег был связан со сложным социальным положением дочери известного в городе священника. На новом месте работала машинисткой в органах прокуратуры (что, очевидно, помогло ей грамотно ходатайствовать за отца в период его заключения в "бутырке"), с сентября 1928 г. - переписчиком в центральном аппарате военного ведомства. Впоследствии окончила музыкальный техникум при Московской консерватории, пела в Республиканской русской хоровой капелле (будучи замужем, она уже носила  фамилию Миронова), в церковных хорах.
      Герман (1901 – 1964), как и его отец, еще в учась духовном училище, пел в архиерейском хоре. Закончил один класс Вятской духовной семинарии. Его брат Владимир незадолго до своей смерти кратко изложил биографию Германа Николаевича:
 
      «...Был сдан отцом в Архиерейский хор Кафедрального собора г. Вятки /Киров/, был исполлатчиком, там в общежитии жил и впервые приобщился к музыкальной грамоте и хоровому пению. В то время руководил хором Кафедрального собора замечательный регент Никанор Степанович Любимов, который очень многим дал путевку в музыкальную жизнь. Там прошли его юношеские годы.. 21 года Герман Николаевич впервые стал управлять архиерейским хором, сначала в кафедральном соборе, при закрытии его в других церквах города Кирова /Вятки/ [по воспоминаниям сына, народного артиста РСФСР И.Г. Агафоннникова (1932 - 2005), в это время Герман также окончил техникум лесного хозяйства - В.К.].
      В 1928 году поступает в 1-й Московский музыкальный гостехникум при Московской Консерватории [из дневниковых записей Н.В. Агафониковой [15] следует, что Герман Николаевич весной 1925 г. уже посещал техникум - В.К..]. Через 4 года его кончает и поступает в Консерваторию по классу дирижерско-хоровой профессии профессора Данилина. По окончании Консерватории назначен Главным хормейстером театра оперетты гор. Москвы, где он и работал до пенсионного возраста, то есть 25 лет.
      Одновременно с 1928 года он, проживая в городе Подольске под Москвой был регентом местного собора в течение 30 лет. Затем регентом в г. Пушкино Московской обл. 3 года, затем в г. Москве (Преображенская церковь) 2 года и церковь Иоанна Предтечи, что на Пресне, где и оборвалась его жизнь[...2 ]
      При жизни, будучи регентом, он оставил несколько духовных песнопений [следует перечисление.
 
      Как звёздный час, свой и брата, автор упоминает один замечательный концерт:
 
      «При Патриархе Алексии Герман Николаевич со своим хором с Пресни и братом Владимиром (у него был хор в Преображенской церкви) дал концерт в Загорске, присутствовал Патриарх и в то время митрополит Пимен. Это было в 1963 году, это был концерт-лекция, знакомство с духовными композиторами исполняемых произведений. Лекцию проводил Герман Николаевич, дирижировали Герман Николаевич и Владимир Николаевич. Сохранились фотографии этого концерта, в зрительном зале Патриарх Алексий, митрополит Пимен [47]».
 
      Серафим (1903 – 1942) обучался (вместе с братом Владимиром) в Вятском духовном училище; окончил всё тот же музыкальный техникум при консерватории по композиторскому классу в 1929 г. Был композитором, певцом и регентом. Расстрелян по приговору военного трибунала IV Ударной армии, в которой он служил солистом-певцом армейского ансамбля (печально знаменитая статья 5810, часть вторая); реабилитирован в 90-х [48]. Его дети Маргарита и Всеволод (1929 и 1931 г.р.) и  их потомки в настоящее время проживают в Нижнем Новгороде. М.С. Агафонникова бережно хранит сделанные её матерью из общих тетрадей большого формата семейные фотоальбомы.
Серафим Ник. с супругой Наталией Леонидовной
Наталия Леонидовна Агафонникова с детьми Маргаритой и Всеволодом и внучкой Ниной. «На память дорогим москвичам… Ноябрь 1953 г. Сибирь – Н.-Укроп»
      Владимир (1904 – 1979) также окончил окончил техникум, где учились и все старшие дети, был регентом и духовным композитором. В юности пел в Троицком кафедральном соборе, а в 1923 г. был назначен псаломщиком церкви с. Загарья [49] (о. Николай узнал об этом в заключении и послал в письме благословение), где служил, видимо, около года, после чего вместе с братьями уехал в Москву на учёбу. В годы войны был в эвакуации в Ижевске, где работал в театре музакальной комедии, театре кукол, пел в хоре. В последние годы жизни управлял хором в церкви Нечаянной Радости, что в Марьиной Роще г. Москвы [47]. Как и другие дети священномученика, не забывал и родную Вятку, где в 60-70-е годы навещал родственников (по матери), знакомых, интересовался церковно-певческими делами [50]. Помимо биографии брата, о которой говорилось выше, Владимир Николаевич оставил очень короткие, но ценные воспоминания, поясняющие, как передавались музыкальные традиции уже в семье о. Николая:
 
      «Надо сказать кратко, от кого [мы] получили любовь к музыке и пению. Жила в селе Мария Яковлевна [правильно: Андреевна - В.К..], она была матерью нашего отца, наша бабушка. Она знала до 300 русских народных песен, обладала хорошим голосом и музыкальным слухом. Привила любовь [к музыке] трём своим сыновьям, старший из них Николай был наш отец, он собственно и был продолжатель рода Агафонниковых. Мать немножко играла на фисгармонии, отец самоучкой играл на скрипке. Вечером, нас было 6 человек, 2 девочки и 4 мальчика, заслушивались, когда родители устраивали семейный самодеятельный концерт. Часто отец заставлял нас петь, поставит около себя, сядет за  фисгармонию, даст в руки ноты, хотя их мы знали плохо, и заставлял нас петь, сам воодушевлялся, очень хорошо пел, как он говорил, партитурой, то басом, то тенором, словом, всеми голосами. Помню песни "Соловьем залетным", "Мчатся тучи", "Сидел рыбак веселый" [51]»
Владимир Николаевич Агафоников
      Лидия (1910 – 1998) в годы войны окончила Московскую консерваторию по специальности "Сольное пение" и блестяще выдержала экзамен [52].  В студеческие годы исполняла партии  в спектаклях Оперной студии им. С.Т. Шацкого Московской консерватории. В 40-е годы была артисткой хора радио (в первый период войны привлекалась на оборонные работы), в дальнейшем работала в учреждениях культуры подольских заводов: с 1953 г. вела вокал, а с 1963 по 1978 преподавала фортепиано. Выйдя на пенсию, давала уроки музыки на дому. Была солисткой Патриаршего хора (в этом качестве была награждена орденами Русской Православной церкви: преп. Сергия Радонежского III степени в 1985 г. и св. равноапостольной великой кн. Ольги III степени в 1990). Кроме того, в последние годы жизни она была хранительницей основной части семейного архива - фотографий, писем, воспоминаний, дневников, вырезок из газет и отрывных календарей, программ, афиш, родословных, справок о реабилитации родственников и т.п. Почитая отца как святого задолго до его канонизации, Лидия Николаевна много сделала для популяризации его жизни и мученичества.
Лидия го школьного Николаевна (средний ряд, слева) среди выпускников и преподавателей женского отделения городка, г. Вятка. 22.05.1928
Лидия Николаевна Агафонникова в костюме Любаши (опера «Царская невеста») На обороте:«11/XII – 40 г. Первый раз в партии Любаши. Л. Агафоникова»
      Владимир вспоминает, что у  младшего брата Николая (1918 – 1982) был абсолютный слух. Трёхлетним ребёнком он уже свободно подбирал аккорды по любой ноте, с четырёх лет сочинял музыку. Как-то пианист В.В. Софроницкий был в Вятке и ему рассказали о чудо-ребёнке. Шести лет Коля был принят в детскую группу Московской консерватории [51]. В 1950 г. он окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции, был доцентом, а затем и профессором той же консерватории. Н.Н. Агафонников – автор дважды издававшейся книги ”Cимфоническая партитура”, музыкальных произведений различных жанров, в т.ч. и песен. Ввиду того, что с юности Николай Николаевич жил вдали от родственников, в семейном архиве сохранилось несколько сотен его подробных, эмоционально открытых писем.
      Музыкальную династию продолжили внуки и правнуки митрофорного протоиерея, пресвитера Подольского  Николая (Агафоникова).
Николай Николаевич Агафонников
      Из потомков сщмчч. Александра и Василия, без сомнения, имевших музыкальные и вокальные способности (есть фотография молодого Александра со скрипкой, по ненадежному семейному преданию, работы Страдивари) никто не стал профессиональным музыкантом. Дети младших братьев священномучeнников, по сравнению с  детьми сщмч. Николая, росли в гораздо более суровых условиях, в годы постоянной эскалации административно-экономической войны против Церкви и духовенства, развязанной коммунистической тиранией. Их старшие дети  - Геннадий (р. 1913 г.) у о. Александра, Валерий (1909) и Екатерина (1910) у о. Василия умерли от болезней в первые годы советской власти. Семья о. Александра в начале 30-х жила в Вятке с тремя сыновьями в нищете (ОГПУ не дало ему разрешения проживать в с. Макарье, где он служил) и весной 1933 г. Надежда Николаевна скончалась от тифа.
      Правда, Ерминингельд Александрович (1917 - 2002), еще до ареста отца в 1927 г., пономарил в соборе. Впоследствии ему удалось поступить в Московский механико-машиностроительный институт (МММИ) им. Н.Э. Баумана, по окончании трех курсов которого он работал по специальности на московском "Фрезерe", затем - в  Подольске. С начала 40-х был эвакуирован вместе с предприятием в Томск. По образованию технолог-машиностроитель (в 50-е годы он закончил высшее образование на вечернем отделении Томского политехнического института), много лет проработал начальником отдела инструментального завода, а в свободное время любил музицировать: неплохо играл на рояле (позднее для экономии места он был заменен хорошим фортепиано); уже в старости осваивал новые для себя музыкальные инструменты. Его дочери, Надежда и Ирина, обучались игре на фортепиано в детстве, а сын Олег Ерминингельдович Агафоников, не имея музыкального образования, поет в самодеятельном хоре ветеранов УВД. Внучка Елена Борисовна Полуэктова окончила музыкально-хоровую школу-студию "Мелодия" Дома творчества детей и молодежи; поступив в 2004 г. на филологическую специальность Томского государственного педагогического университета, продолжает петь в хоре, успешно участвующем в национальных и европейских фестивалях.
Лидия Николаевна Агафонникова с двоюродными племянниками Ириной Ерминингельдовной Дерин (ум. в 1993 г.) и Олегом Ерминингельдовичем Агафониковым
      По воспоминаниям Валентина (Валериана) Васильевича Агафонникова (1919 - 1979) в передаче его сестры Ольги Васильевны Кордюковой (р. 1926 г.), отец обучал игре на фисгармонии их старшего брата Николая (р. 1915 г.), но тот занимался очень не охотно; матушка Клавдия не была религиозна и даже склоняла мужа к снятию сана (что в 20-е годы имело массовый характер: многие тогдашние работники интеллектуального труда – бывшие клирики) поэтому дети бывали в церкви от случая к случаю. В конце 20-х семье из обширного дома клира бобинской Благовещенской церкви, испытывая запредельный налоговый гнет, пришлось перебраться в более чем скромное жилище во дворе прихожанина Лалетина, фисгармонии там уже не было. Спустя некоторое время после ареста отца Николай  уехал работать на золотые прииски, позднее получил специальность  и некоторое время работал фельдшером в Рыбинске. В августе 1941 г. он пропал без вести на фронте.
      Отец священномучеников Владимир Яковлевич на склоне лет был обожаем своими внуками (особенно Германом) за добродушие и мягкий юмор. Скончался он, как сказано в архивной справке, "от старости", 8 июня  1921 г. в Вятке и был похоронен на Богословском кладбище, позднее варварски уничтоженном. Его супруга Мария Андреевна, по словам ее внучки Лидии Николаевны, была похоронена в с. Спас-Талица, и, следовательно, умерла в конце 1910-х, до переезда весной 1919 г. сына, о. Александра, в Вятку, где он четыре месяца прослужил псаломщиком Покровской церкви до назначения на вторую священническую вакансию к котельничскому Троицкому собору [53]. Их старшие дочери вышли замуж по тем временам довольно поздно: Ольга - в 1889 или 1890 г.., а Антонина - в конце 90-х. Мужья, Алексей Евгеньевич Анисимов и Михаил Иванович Кривошеин соответственно, - выходцы из зажиточных крестьянских семей, занимались торговлей и предпринимательством (Анисимовы имели в Глазове пекарню). Антонина умерла в 1919 г. в г. Шадринске "от нервных потрясений" [10, с. 239], а Ольга в середине 30-х здравствовала в г. Казани.
      Продолжавшийся два столетия род иереев и церковнослужителей Агафониковых в своем прежнем качестве прекратился, повинуясь непреодолимой, тотальной мощи военно-бюрократического режима "советской власти" [54]. В то же время род композиторов и музыкантов Агафонниковых продолжается.
 
Кордюков В.И. (г. Вологда)
 
 
1 Лушин А. Н. Родословие православного духовенства в контексте истории русской культуры / А. Н. Лушин // Учен. зап. / Волго-Вят. отд-ние Междунар. Славян. Акад. науки, образования, искусства и культуры. – Н. Новгород, 1998. - Вып. 2.
2  Бигуаа В. Потомки духовного сословия: семья Вороновых / В. Бигуаа // Судьбы людей : Россия ХХ века: Биографии семей как объект социологического исследования. - М., 1996. – Гл. 2. - (Проект "Социодинамика поколений")     
3 Само имя бытовало на Вятке вплоть до ХХ в. В повествовании о проводах в Москву в 1614 г. вятской святыни  - образа Николая Великорецкого - говорится об исцелении "некоторого человека, по имени Агафоник, Анисимов сын" (см.: Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского, и слава его в России. - М.: ПСТБИ, 2001. – С.. 263, 275), что могло вызвать и впоследствии поддерживать популярность имени среди вятчан. Однако, автор не имеет сведений, что вятский род Агафониковых произошёл от носителя имени Агафоник..
4 Вятская епархия в XVIII в. : (Данные для истории). III. Епархия в 1733 – 1742 гг. // Вят. епарх. ведомости. Отд. лит.-художеств. - 1884. - № 12. – С. 274 – 287. В сноске на с. 284-286 приведен список фамилий учеников за 1739 г., среди которых и Агафоников. Однако, в рукописных источниках того времени, как правило, приводится руссифицированная форма фамилии: Агафонников. К середине XIX, в связи с повышением грамотности делопроизводителей, форма Агафоников становится преобладающей. Через столетие у большей части носителей произошёл возврат к прежней форме. В данном тексте приводятся наиболее поздние документальные формы фамилий представителей рода.       
5 Государственный архив Кировской области, ф. 237, оп. 70, д. 1, л. 137.
6 Российский государственный архив древних актов, ф. 350, оп. 2: д. 3825, л. 263 об. и д. 3829, л.. 438 об.
7 ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 14,  л. 123.
8, Там же, д. 18, л. 269 об.
9 Письмо Е.Н. Мышкина автору от 10.06.1998.
10 Николай (Агафоников), священномученик. Мемуары. Семейная хроника // Династия Агафонниковых: Статьи, воспоминания, дневники / Сост. Н. Ржевская – М.; Подольск: Глобус, 2005. – С. 215–345. - (Сер. Культурно-историческое наследие Подольска, вып. 3),
11 Дневник ученика Вятской Духовной Семинарии 1 класса и 1 отделения Николая Агафоникова. [Начат]    1891 г. августа 20 дня : [Рукоп.].
12 ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 349.
13 Игнатьев А. Церковно-певческое дело в г. Вятке и Вятской епархии / А. Игнатьев // Вят. епарх. ведомости. Отд. неофиц.  - 1916. - № 24. – С. 594–599.
14 Николай (Агафоников), сщмч. Мои записки и дневник: [Рукоп.].
15 Стоит сказать, что и матушка Нина во время поездки в Москву в марте - апреле 1925 г. с сыном Колей в течение трех недель вела дневниковые записи, которые, между прочим, как и упоминавшийся дневник путешествия 1902 г., содержат оценки церковного пения в  некоторых храмах Москвы.
16 Там же, № 8. – С. 183–184.
17 Там же, № 26-27. – С. 632–638.
18 Из жизни епархии // Вят. епарх. ведомости. Отд. неофиц. - 1916. - № 36-37. – С. 749–751.
19 Там же.  Отд. офиц. – 1916. - № 38-39. – С. 660–661.
20  Там же, № 40-41. – С. 683–684.
21 Офиц. изв. по Вят. епархии. – 1918. - № 1-2.
22 Записи Л.Н. Агафонниковой: [Машинопись].
23 Слово жизни. – Вятка, 1923. - № 2.
24 Чудиновских Е.  "Со стороны населения симпатии... не находят" / Е.  Чудиновских // Вят. епарх. вестн. - 2000. - № 6.
25  Письмо прихожанкам Знаменской церкви от 20/I (2/II) 1927 г.   
26 Священномученик Николай (Агафоников) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии : Сент. – окт. - Тверь, 2003. - С. 184-190.
27  О последнем факте вспоминала незадолго до смерти бывшая невестка священномученика Лидия Константиновна Синегубова (1911 - 2002).
28 Списки членов общества ежегодно публиковались в "Вятских епархиальных ведомостях". О самом обществе см. также: Брандобовская Л.В. Музыкальная культура города Вятки конца XIX – первых десятилетий ХХ века (на примере деятельности Вятского музыкального и церковно-певческого обществ). Киров, 2003. – 148 с. Сведения о членстве, приведённые в приложении I, к сожалению, неточны.
29 ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 1075.
30 Из жизни епархии // Вят. епарх. ведомости. Отд. неофиц. - 1916. - № 40-41.
31 ГАКО, ф. 252, оп. 1, д. 16, л. 8 об., 9.
32 Там же, л. 10 об.
33 Там же, д. 18, л. 2, 3.
34 Жития новомучеников Подольских: Николая и Александра (Агафонниковых), Петра (Вороны), Сергия (Фелицына) // Моск. епарх. ведомости. - 2001. - № 9-10. - С. 57-60.
35 Государственный архив социально-политической истории Кировской области, ф. 6799, оп. 9, д. СУ-11404, т.1, л.. 135.
36 ГАКО, ф. 237, оп. 77, д. 114
37 Государственный архив Российской Федерации, ф. 10035, оп. 1, д. П-34901.
38 ГАКО, ф. 215, оп.1, д. 1609, л. 46 об.
39 Там же, оп. 1, т. 2, д. 1884, л. 109.
40 Там же, ф. 237, оп. 70, д. 956, л. 275.
41 Распоряжения высш. церков. власти по Вят. епархии. - 1920. - № 7-8.
42 ГАСПИКО, ф. 6799, оп.7, д. СУ-8648, т. 1.
43 Дамаскин (Орловский). Новопрославленные святые: Жития новомучеников Российских, подвизавшихся на Можайской земле. [6] Священномученик Василий (Агафоников) [Элетронный ресурс] / Дамаскин (Орловский), игумен // Электрон. версия журн. «Моск. епарх. ведомости». – 2002. - № 9-10. - Режим доступа: http: //www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2002_9_10/5.htm.
44 ГАРФ, ф. 10035, оп. 2,  д. 19540.
45 Каледа К. Священнослужители и миряне, за веру и Церковь в Бутово пострадовшие / К. Каледа, Л. Головкова // Бутовский полигон : 1937 - 1938 гг.. : Книга памяти жертв политических репрессий. - М., 1998. - Кн. 2. - С. 16-31; Журинская М. Земля святая / М. Журинская // Альфа и омега. - 1997. - № 2. - С. 178 - 189 (на с. 183-185 воспроизведено с сохранением орфографии оригинала обвинительное заключение по делу № 4320 "по обвинению Агафонникова Николая Владимировича”).
46  Внук сщмч. Василия Владимир Валентинович родился в г.. Саратове в первой половине 50-х, в архиве О.В. Кордюковой хранятся его детские фотографии, однако о судьбе его нам ничего не известно.
47 Агафоников В.Н. Герман Николаевич Агафоников : [Машинопись] / 24.10.1977.
48 ГАРФ, ф. 10035, оп. 2, д. 45845.
59 Вят. епарх. управление. - 1923. - № 3.
50 Брандобовская Л. Судьба архирейского хора // Вят. епарх. вестн. - 2006. - № 11. - С. 14-15.
51 Агафоников В.Н. [Воспоминания] : [Рукоп.].
52 Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии от 29 января 1943 г. по вокальному факультету.
53 ГАКО, ф. 252, оп. 1, д. 16, л. 9 об.
54 О представителях другой ветви рода - потомках старшего брата Потапа Петровича Назара см: Мышкин Е. Н. Родные и близкие: хроника праотцов из Вятской губернии за три века. М., 2001
 
 
 
 
размещено 3.05.2008

(1.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Кордюков В.И.
  • Размер: 54.94 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Кордюков В.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
И.А.Тимина. Дневник Петра Страхова и жизнь с. Павлово в XIX в.
П.А.Лебедев. Письма семейных архивов как исторический источник (на примере переписки семьи Абрамовых)
Е.В. Маякова. Место семейной памяти в образовательном и воспитательном процессе учащихся. Взгляд учителя русского языка и литературы
О.В. Ермакова. Использование семейных архивов в образовательном и воспитательном процессах учащихся. Взгляд учителя истории и краеведения
М.В. Долинина. Неумолимо течет время….
С.Г. Петровская, Т.М. Беляшина. Страницы истории семьи Петровских
Т.Д. Воробьева. Дети разделили судьбу родителей
А.В. Савин. Мой прадед
К.Е. Бекина. Потомственный волгарь, капитан Иван Иванович Очелков
В.А. Бебихов. Вражеские налёты (что видел и помню)
В.А. Бебихов. Жизнь в войну и после
В.И. Кордюков. История рода Агафониковых в документах семейного архива
В.В. Авдеева. Династия священно–церковнослужителей Травницких на юге Нижегородской области
М.Б. Горшкова. Рассказ о настоящем волшебнике или о самом обыкновенном человеке
В.А. Бебихов. Доля в общей судьбе
Нагорных Л. А., Пономарев В. Л. (Нижний Новгород). Пономаревы: трагическая судьба сыновей.
Нагорных Л. А. (Нижний Новгород). От семейных документов Пономаревых к историческим фактам.
В. Перов. Судьба семьи в истории страны

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100