Бывая в гостях у тети, а она у меня учительница, я часто видела кожаный дипломат, лежащий на комоде. Что в нем находилось, для меня было загадкой. Однажды любопытство перебороло меня, и я спросила у тети Гали, что находится в этом дипломате. «Семейный архив», - улыбнувшись, ответила она. Этот ответ вызвал у меня еще больший интерес. Я спросила тетю Галю показать мне содержимое семейного архива. Но так как тетя человек занятой, то она пригласила меня в ближайшее воскресенье в гости и обещала познакомить с этим загадочным архивом.
Время ожидания, мне казалось, шло очень медленно. И вот оно, воскресенье. Тетя Галя уже ждала меня, и заветный дипломат лежал на круглом столе. Видя мое нетерпение, тетя Галя открыла его и, вынув четыре объемных фотоальбома, положила на стол. Два из них были очень старые, в бархатно-кожаном переплете. «Перед тобой, Ксюша, история жизни нашей семьи, здесь твои родственники и их судьбы до четвертого колена...».
Я очень удивилась: дома у нас очень мало фотографий родственников, и я вообще не знаю, кто был мой дед, не говоря уже о
прадеде и прапрадеде. Исследование кожаного дипломата затянулось на целый месяц. Сведения, которые получила от своей тети, дали мне четкую картину захватывающей жизни моих предков. После этого я сделала один очень важный вывод, но об этом после рассказа. Мой прапрапрадед жил в России при Александре II, где-то под Полтавой. Он был зажиточный хохол, имеющий с десяток коней и крепкое хозяйство. Но вот вольной не имел: не хотел его пан отпускать на свободу даже после указа царя об отмене крепостного права. Указ 1861г. отменил крепостной строй, но свободу крестьянам не дал. Ее нужно было купить, отработать. Прапрапрадед Галушкин Семен платил своему пану хороший оброк деньгами, так как регулярно посещал торги на Полтавщине, где продавал коней, упряжи, телеги, а также излишки зерна. Деньги имел не малые. Об этом пан хорошо знал, и поэтому оброк был высоким. Указ давал крестьянам право выкупать свободу, но не вместе с землей - ее нужно было выкупать отдельно, а пан заломил цену. Вот и думал мой прапрапрадед, как налаживать жизнь: с паном или без него. К 1879г. в село, где проживал мой прапрадед Галушкин, дошли слухи, что Россия присоединила к своим территориям новые земли на юге: степи Средней Азии. Правительство поощряло переселение русских крестьян на земли Бухарского эмирата, так как заселение этих территорий способствовало их укреплению.
Европейские государства, особенно Англия, не хотели укрепления России на территории Средней Азии. Мой прапрапрадед, мечтая стать свободным, пришел к своему пану и за свободу себя и свободу своих жены и сына отдал все, что у него было, оставив себе пару лошадей и крытую телегу. Весной 1880г. с прапрапрабабкой Марфой мой прапрапрадед Семен отправился осваивать далекие земли южных рубежей России. Долгое путешествие, тягости, выбор, привели моего прапрадеда к реке Чу - исконной родине киргизов и казахов. Здесь уже было много русских переселенцев. Места были плодородные и очень красивые. Прапрапрадед и прапрапрабабка решили здесь остановиться. Благодаря трудолюбию и сплоченности семьи, моему предку удалось к началу нового века (1900г.) передать своему сыну Максиму хороший конезавод. Как говорит тетя Галя, ее бабушка рассказывала, что прапрапрадед построил небольшой глинобитный дом, крытый соломой, загон для лошадей и сарай для скотины. Семен сумел на сбережения, которые утаил от пана, купить двух жеребых кобыл. С этого момента и начал он разводить лошадей. Своего сына мой прапрапрадед женил в шестнадцать лет на четырнадцатилетней Глаше. Вместе семья следила за скотом, косила, жала, вела натуральное хозяйство. Прапрапрадед не переставал говорить фразу, которая в последующем стала девизом нашей семьи: «Человек силен в семье хозяйством». Этот девиз переходил из поколения в поколение. Следуя этому девизу, прапрадед Максим стал в Чалуоваре Джамбульской области уважаемым коневодом. Но вот стать капиталистом ему не удалось, так как в России произошла в 1917г. Социалистическая революция. Кони моего прапрадеда были национализированы для борьбы с басмачами, а он сам стал красноармейцем. Оставив семью: жену и четырех дочерей, он ушел в Красную армию. Старшей дочери Ольге 12 лет, второй дочери Асе - 10 лет, Марусе - 8 лет, а младшей, моей прабабушке, было 6 лет. Жили они по тем временам безбедно, не смотря на то, что прапрадед добровольно отдал свой конезавод властям, в хозяйстве у него осталось две коровы, овцы и птица. С гражданской войны мой прапрадед вернулся командиром конного отряда. В селе его считали начальником. Дочери выросли, вышли замуж. Моя прапрабабка Таня вышла замуж в 1929г.против воли отца. Он хотел выдать свою дочь за сына своего командира, а Татьяна полюбила, как тогда выразился отец, «голодранца»: простого рабочего. Дочь выгнали, и только перед смертью прапрадед признал зятя и простил свою дочь за то, что она пошла против его воли.
Жизнь прабабушки была трудной, но счастливой. Как говорит тетя Галя, прабабушка Таня была любима, а прадед Шура даже работать ей запретил, сам содержал семью долгие годы. В 1930г. у прабабушки родился сын Анатолий, в 1935 г. еще один сын Женя. Семья жила дружно в селе Мерке Джамбульской области. Небольшой глинобитный дом, дувал (забор из самана – глиняного кирпича). Во дворе стояла печь, где пекли хлеб, за двором был большой сад - вот такое хозяйство имелось в эти годы у семьи. Прадедушка ходил по дальним кишлакам (селам) и ремонтировал сепараторы, швейные машины, часы, лудил и паял самовары (в Средней Азии самовар -это все. Без чая стол - не стол, ни самому попить, ни гостей принять). За эту работу ему платили кто курицей, кто гуся даст, индюка, кто пиалу курта (сухой творог с солью в чашке), кто деньги, но их давали очень редко, в основном, рассчитывались казахи и киргизы продуктами питания. Семья держала птицу, а сад служил прадеду местом отдыха: он очень любил возиться с терновником. Прабабушка перед садом имела огород. В 1937г. родилась моя бабушка Рая. Вот так они жили до 1941г., пока война не прервала естественной ход жизни, разрушила счастье многих людей. Это было второе испытание (после изгнания из семьи и налаживания жизни самостоятельно) моей прабабушки. Сейчас я восторгаюсь стойкостью и мужеством моей прабабушки. Оставшись одна, так как прадеда забрали на войну, с 3-мя детьми, не имея средств на существование (ведь она была домохозяйкой и никогда не работала) прабабушка батрачила, выполняя работу у киргизов и казахов. Домой приходила усталая, но с небольшими деньгами. Время было тяжелое. Семья голодала. Иногда просили подаяние. В колхозе все отвозили на фронт. Письма от прадеда получали редкие, но долгожданные. Мой прадед был малограмотным, читал и писал с трудом. Но даже эти редкие короткие письма приносили великую радость.
Чтобы выжить в эти трудные дни моя прабабка ходила с мешочком на сжатое поле собирать колоски. За мародерство и воровство карали тюрьмой. Если кого поймают, надсмотрщики, били плетью и сдавали как вора в НОВ Д. Но голод гнал. Бог хранил мою прабабушку, а она была верующая до самого своего конца, и они не только выжили, но и дождались прадеда с Великой Отечественной войны. Рассказывая о встрече мужа и жены, отца и детей, тетя Галя прослезилась. Прадед Шура привез с собой в вещмешке продукты. Они назывались вторым фронтом — американская тушенка, чай, сало, сахар, конфеты (трофейные), хлеб. Дети смотрели на это жадными глазами.
Рассказы моего прадеда о Великой Отечественной войне полностью расходились с теми текстами истории, которые мы изучали в 4 классе. Ужас, кровь, страх… Прадед говорил, что в атаку солдаты шли под страхом расстрела. Выбора не было: немец не убьет, так свои за трусость точно расстреляют. Подвиги в годы Великой Отечественной войны были нередки, но стоили они жизни людей и горя близких, это так жестоко. Я хочу, чтобы никогда не было войны, так как она несет людям горе, слезы, и унижение. После возвращения моего прадеда жизнь в семье стала намного лучше.
Прабабушка снова занялась домашним хозяйством, воспитанием детей, прадед пошел на прежнюю работу, а также стал подрабатывать сторожем в школе и соседнем открытом летнем кинотеатре. В 1948 году в семье появился еще один сын, Славик, а в 1950 году еще один сын, Гена.
Фронтовые ранения прадеда сказывались на его здоровье. Он часто болел, но семью содержал сам. Все его дети получили образование, закончили 10 классов и приобрели профессию. Моя бабушка Рая поступила в пединститут, но комсомольские стройки и призывы принять в них участия вскружили романтикой голову, и бабушка бросила институт и пошла работать на железную дорогу проводником. Здесь она и встретила своего будущего мужа Федора. Жизнь моей бабушки проходила в годы социалистического строя. Она вместе с мужем переехала в республику Киргизию в город Фрунзе и, получив земельный участок, семья построила дом. Вспоминая то время, моя бабушка не перестает говорить: «Время было спокойное, народы жили в дружбе, не было вражды. Живя бок о бок с киргизами, турками, азербайджанцами, евреями, немцами, дунганами, корейцами люди не видели в них национальности - они видели человека. Дети смотрели хорошие, поучительные фильмы, где прославляли добро, где не было насилия. Жизнь была спокойна и предсказуема. «Братство народов, совместный труд на благо Родины». Но все это разрушилось в короткий срок. Бабушка потеряла работу. Перестройка! Людям дали мнимую свободу, суверенитет наций и долгие годы разобщения и вражду между народами. В республике вспыхнула межнациональная война. Сначала она была на словах, а потом на действиях: драки, убийства, похищения. К этому времени у моей бабушки выросли 2-е детей: дочь Галя, моя тетя, мой отец. Дочь окончила КГУ и стала учителем, сын пошел по стопам мамы и стал железнодорожником.
Сбылись мечты бабушки: выросли дети, но жить стало страшно. Особенно бабушка боялась за своих детей. У моей бабушки появились 2. внучки. Все чаще в семье говорили о переезде в Россию, хотя любили свою землю и не хотели ее бросать. Моя тетя уехала первой, и жизнь принесла ей на новом месте боль и потери. Понадобилось 10 лет, чтобы обжиться и свыкнуться с новыми людьми, климатом, жизнью. Позже переехали и мы с отцом в Россию. Сейчас мы живем в селе Ичалово. Две семьи – потомки тех людей, которые когда-то уехали из России, вновь через четыре поколения вернутся на Родину предков. Рады ли мои родственники этому? Нет. Если бы не политика нашего правительства, людям не пришлось ломать свою жизнь, терять близких, терпеть унижения. Мои родственники в ХХ веке нашли себе Родину по душе, а в ХХI веке у их потомков она была отобрана. Глядя на эти старые фотографии, письма, дневники, я пришла к выводу: народ активно принимал участие в жизни страны, благодаря простому народу, решались важные внешние политические и внутренние дела государства, но вот о простом народе, о его бедах государство не заботилось, как во времена нашего прапрапрадеда, так и в современное время. Гляжу я на нашу семью и думаю: мой прапрапрадед осваивал новые земли, прапрадед воевал за светлое будущее, прадед защищал свою Родину от немецких захватчиков, дед строил развитый социализм, а мои родители живут в эпоху каких завоеваний и ценностей? И что я буду рассказывать своим детям о своей роли в жизни страны? Это вопрос…
материал размещен 12.04.06